Безопасность труда при строительстве покрытий низшего и переходного типов.
Покрытие дорожное низшего типа - покрытие, устраиваемое преимущественно из малопрочных материалов или их смесей, улучшенных и укрепленных различными местными материалами, на дорогах местного значения, как правило, V категории.
Покрытие дорожное переходного типа - покрытие, применяемое на автомобильных дорогах IV и V категорий или при стадийном строительстве и служащее в дальнейшем основанием для облегченных или капитальных покрытий. Устраивают из щебеночных, гравийных и шлаковых материалов, а также из грунтов, местных слабых каменных материалов, обработанных вяжущими.
Общие положения безопасности труда:
1. Проект организации работ по укреплению грунтов неорганическими и органическими вяжущими должен предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию технологических процессов и меры, ограничивающие и предупреждающие непосредственный контакт людей с ядовитыми и вредными веществами.
2. Рабочие, обслуживающие грунтосмесительные машины и установки, цементовозы, распределители, дорожные фрезы при перемешивании, разгрузке и распределении цемента, извести и золы уноса, должны пользоваться спецодеждой, предусмотренной отраслевыми типовыми нормами, и другими средствами индивидуальной защиты (респираторы, очки, рукавицы).
3. До начала работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо оградить место работы; расставить дорожные знаки в соответствии с ВСН 37-84 и со схемой, согласованной с ГАИ и утвержденной руководителем дорожной организации; направить движение транспортных средств в объезд; наметить безопасную зону для рабочих, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь.
Дорожные знаки и ограждения устанавливают организации, выполняющие дорожные работы.
Безопасность труда при строительстве оснований из грунтов и каменных материалов, укрепленных вяжущими:
1. При выполнении работ на укрепляемой полосе дорожные рабочие и другие лица должны находиться с наветренной стороны от работающих машин (автобитумовозов, автогудронаторов, грунтосмесительных машин, дорожных фрез).
2. При работе профилировщика-распределителя и грунтосмесительной машины запрещается:
подтягивать болты на включенных вибраторах;
· удалять какие-либо ограждения и настилы и работать без них;
· выполнять любые электроработы при работающем генераторе;
· отключать вибратор, если вибробрус не лежит на основании;
· вставать на кожух ротора, вибробрус или транспортные ленты, а также находиться в зоне действия рабочих органов или в непосредственной близости от работающей машины;
· регулировать натяжение ремней вибратора или поправлять их при работающем вибробрусе;
· заправлять грунтосмесительную машину водой из автоцистерны на ходу;
· прочищать форсунки распределительной системы во время ее работы.
3. Очистку ротора и смену лопаток следует проводить после установки ротора на прочные инвентарные подкладки и отключения двигателя машины.
4. При распределении вяжущих материалов (битумов, битумных эмульсий, дегтей и т.п.) по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою автогудронаторами необходимо соблюдать следующие требования:
· перед началом работы проверить работу системы битумопроводов, кранов и распределителей, прочистить их, удостовериться в наличии и исправности огнетушителей, электроосвещения и звуковой сигнализации;
· до наполнения цистерны установить автогудронатор на горизонтальной площадке и застопорить, проверить наборный шланг и надежность присоединения его к всасывающему патрубку, а также чистоту фильтра в приемной трубке;
· наполнять цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса. Запрещается наливать в цистерну горячий (свыше 50°С) вяжущий материал до полного удаления из нее воды, битумной эмульсии или растворителя и т.п., разжижать вяжущий материал в цистерне, находиться под наполненной цистерной;
· до выезда с базы проверить надежность крепления распределительных труб и ручного распределителя;
· перед зажиганием форсунки проконтролировать надежность присоединения топливопровода, исправность подачи топлива и давление в топливном бачке, убедится в отсутствии капель и подтеков битума в топке;
· зажигать форсунку только с помощью факела (запальника) с ручкой длиной 1,5-2 м, находясь сбоку; топливо подавать слабой струей, постепенно увеличив его подачу до нормальной;
· перед розливом вяжущего погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода подачи топлива;
· не оставлять без присмотра работающую систему подогрева.
5. Подтягивать и отсоединять наборный рукав при перекачивании вяжущих, имеющих высокую температуру, следует только в рукавицах.
6. При подогреве вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:
· разжигать горелки и производить подогрев, если слой вяжущего на жаровых трубах тоньше 20 см, а также если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения вяжущих материалов при нагреве;
· нагревать в цистерне обводненное вяжущее;
· заправлять топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.
7. При разжигании переносной форсунки машинист гудронатора должен находиться сбоку от нее.
8. Запрещается поднимать распределительные трубы после розлива вяжущего до переключения на циркуляцию.
9. При розливе битума запрещается находится от распределительных труб автогудронатора на расстоянии менее 10 м.
10. При размещении грунтосмесительных установок главный транспортер следует располагать по направлению преобладающих ветров.
11. Для предотвращения выдувания вяжущих материалов на транспортере следует предусмотреть ограждения.
12. Во время работы лопастной мешалки смесителей (например, ДС-50А, ДС-50Б) запрещается снимать верхние защитные крышки.
13. Зачалку узлов установки ДС-50А (ДС-50Б) следует производить в местах, обозначенных специальным знаком.
14. При поднятии узлов установок, перемещении и опускании их на место следует пользоваться растяжками-канатами.
15. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей грунтосмесительной машины можно проводить после поднятия и установки их на опорные козлы.
16. Работа передвижного склада цемента запрещается при температуре воздуха ниже минус 30°С.
17. Открывать верхний люк склада разрешается только при отсутствии давления в емкости.
18. Запрещается осуществлять разъединение шлангов и воздуховодов, находящихся под давлением, работать при неисправном моновакуумметре. Проверку и опломбирование моновакуумметра следует проводить не реже 1 раза в год, а также после каждого ремонта прибора.