Организация и безопасность погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ
Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, проектами производства работ, технологическими и инструкциями по охране труда, а также другими нормативно-техническими документами.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза, а подавать и снимать груз с рабочего органа машины должны специальные подающие и приемные устройства.
Тарно-штучные грузы при погрузке и разгрузке пакетируют с использованием поддонов, контейнеров и других пакетообразующих средств. Пакеты должны быть скреплены.
Сыпучие грузы обычно грузят и выгружают механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны.
Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначаемого администрацией предприятия.
Ответственный за проведение погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснить рабочим их обязанности, последовательность выполнения операций и значение подаваемых сигналов.
Запрещается использование при погрузочно-разгрузочных работах неисправных механизмов или неисправного инвентаря.
Такелажные или стропальные работы должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение и имеющими удостоверение на право производства указанных работ.
В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ в зоне работы грузоподъемных механизмов запрещается присутствие лиц, не имеющих непосредственное отношение к этим работам.
Штучные грузы на транспортных средствах должны быть установлены, уложены и в необходимых случаях закреплены так, чтобы во время транспортирования исключалось падение и смещение грузов.
При погрузке навалом в кузов автомобиля груз должен равномерно располагаться по всей площади кузова и не возвышаться над бортами. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова автомобиля, должны быть увязаны прочными канатами или веревками. Использование для увязки грузов тросов или проволоки запрещается. Крепление и увязка груза в кузове автомобиля должно проводиться под контролем водителя.
Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными грузами (цемент, гипс, известь и т.п.) должны производиться механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха в рабочей зоне.
Погрузка и выгрузка бутылей с едкими и токсичными жидкостями должна производиться двумя рабочими.
Погрузку и выгрузку катно-бочковых грузов по слегам, покатам или трапам допускается производить вручную двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг. При большей массе погрузка и выгрузка таких грузов по слегам, покатам или трапам должна производиться с помощью канатов.
Запрещается переноска на плечах, спине или руках наполненных или пустых газовых баллонов.
Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов проводятся в соответствии с требованиями безопасности труда, в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и знаки опасности» и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.
К опасным грузам относятся вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, ожогов, облучения или заболевания людей.
Опасные грузы делятся на 9 классов:
класс 1 – взрывчатые вещества, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для получения пиротехнического эффекта;
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары;
класс 4 – легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны выделять кислород, поддерживать горение, а также могут в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами вызвать самовоспламенение и взрыв;
класс 6 – ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистыми оболочками;
класс 7 – радиоактивные вещества;
класс 8 – едкие и коррозионноактивные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаза и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждение транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызвать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
класс 9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносят несколько знаков опасности, указывающих на виды этих опасностей. Номер класса наносят на знаке, характеризующим основной вид опасности.
При погрузочно-разгрузочных работах в закрытых помещениях предусматриваются санитарно-технические устройства, исключающие попадание в воздух пыли и вредных веществ, в концентрациях, превышающих ПДК.
При необходимости выполнения работ в помещениях с повышенной запыленностью и загазованностью воздушной среды рабочих обеспечивают соответствующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания.
Важное значение для безопасной организации погрузочно-разгрузочных работ имеет тара, в которой перевозятся грузы, а также способы их укладки. Безопасная эксплуатация тары регламентирована ГОСТ 12.3.010 «ССБТ. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации».