Общие и экономические функции государства
В современных условиях необходимо выделить следующие экономические функции государства, которые связаны с его общими функциями:
1) социальная функция. Она многообразна по содержанию. Главное ее назначение –
обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении
2) экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечиватьэкологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность
3) налогообложение и взимание налогов. Это очень важная функция государства. Она обусловлена тем, что консолидированный бюджет Российской Федерации почти полностьюсостоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей
4) руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование; определение правил экономического поведения всехсубъектов хозяйствования; непосредственное хозяйствование;
5) защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка
6) внешние функции государства. Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических иобщедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.
7) функция интеграции в мировую экономику. Ее осуществление стало возможным с переходом России к рыночной экономике. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.
8) функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций. Она тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику ипо существу является ее конкретизацией
9) функция обороны..
10) функция поддержания мирового порядка. Она предполагает деятельность государства по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.
Формы и методы государственного
Регулирования экономики
выделяются две основные формы государственного регулирования:
– экономическое косвенное воздействие на процесс воспроизводства;
– административное (прямое) воздействие на экономику. Экономическое регулирова-
ние со стороны государства достигается многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:
1) денежная политика, денежно-кредитные методы
2) налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели. Государство предоставляет налоговые льготымалому бизнесу, а также предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции
3) бюджетные методы (прямое экономическое регулирование). Бюджетные методы предполагают изменение государственных доходов и расходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования отдельных сфер и отраслей экономики.
4) управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок
выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.
Особенности российской модели государственного регулирования рыночной экономики.
Продовольственная безопасность. Содержание , оценка и повышение уровня.
продовольственная безопасность страны – это способность к самообеспечению продовольствием на предельно допустимом уровне, сверх которого обеспечениепроизводится за счет импорта. Это организация государством производства и рынка продовольствия в интересах национального производителя, обеспечивающая потребление продовольствия населением на уровне физиологических норм и создание необходимых резервов.
Продовольственную безопасность следует классифицировать по четырем уровням:
1. Абсолютная продовольственная безопасность. Полное удовлетворение потребности в продовольствии собственным производством по объему и ассортименту для питания населения и для вывоза избытка за пределы страны, региона. Импорт используется для обогащения ассортимента продовольственных товаров.
2. Нормальная продовольственная безопасность, когда в объеме потребляемого продовольствия по физиологическим нормам собственное производство составляет не менее 75 %.
3. Минимальная обеспеченность – это ее критический уровень. Он означает обеспеченность потребления собственным производством продовольствия на 70 % от требуемого по физиологическим нормам питания.
4. Кризисный уровень, или потеря продовольственной безопасности, когда в объеме потребляемого продовольствия импорт составляет 30 и более процентов.
Для оценки продовольственной безопасности используются следующие показатели:
1. Степень обеспечения собственным производством физиологического уровня потребления продовольствия.
2. Соотношение продовольствия собственного производства в потребляемом объеме и импорта
3. Качественные показатели продовольственной безопасности, включающие показатели качества продукции собственного производства и импортного продовольствия.