Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности
Компания «Альфа» является одной из лидирующих на рынке пищевых товаров. Она занимается производством и реализацией продуктов питания. (Этот пример не охватывает всего многообразия реальности.) Компания работает на рынке страны А около 50 лет, вместе с тем она является частью ТНК.
Среди основных категорий продукции за отчетный период с 1 января 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г. выделяют следующие:
Ключевые показатели консолидированной отчетности (отчетный период с 1 января 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г.):
Кроме отраслевых сегментов компания освоила три географических сегмента в пределах одной страны, где она зарегистрировала свои филиалы, занимаясь производством и реализацией по определенной схеме (данные на отчетный период).
Рынок 1. Реализация товаров:
(млнДЕ)
Рынок 2. Производство и реализация товаров:
(млн ДЕ)
Рынок 3.Реализация товаров:
(млн ДЕ)
В компании сформировалось 6 центров ответственности: 1 — производственный отдел; 2 — отдел финансов (бухгалтерия); 3 — отдел снабжения (коммерческий); 4 — отдел кадров; 5 — отдел реализации продуктов питания; 6 — отдел исследования рынка и продвижения товара.
Структура административных (постоянных) расходов компаниипоцентрам ответственности может быть представлена следующим образом:
______________________ (млн ДЕ)
Отделы 1,5,6 могут действовать обособленно как самостоятельные хозяйственные единицы. При этом весь товар, который продается. произведен отделом 1, продан отделу 5 по цене, которая на 15% меньше валовой выручки, полученной отделом 5. Отношение между валовой выручкой и себестоимостью на производстве составляет 73%.
А. Используя минимальный уровень валовых доходов (10%), определите сегменты деятельности и составьте отчет о прибыльности каждого сегмента при условии, что расходы на продвижение товара на рынке понесены самым крупным сегментом, по следующей схеме:
Прибыль
Б. Выделите наиболее перспективные отраслевые сегменты в каждом регионе и разместите их в зависимости от величины валового дохода (от большего к меньшему).
В. Составьте отчет о прибыли географических сегментов по указанной выше форме.
Г. Определите долю валовой выручки и долю прибыли для каждого географического сегмента.
Д. Как будет выглядеть отчет о прибыли для отделов 1 и 5 при условии обособленности центров затрат?
Приложение 2. Вопросы для самопроверки
1. Что такое отчетность?
2. Дайте классификацию отчетности по видам.
3. Какова цель составления внутренней отчетности?
4. Почему необходима децентрализация управления? Основные ее достоинства и недостатки.
5. Какой может быть организационная структура предприятия?
6. В чем особенности учета и отчетности по центрам ответственности?
7. Перечислите виды центров ответственности.
8. Какова сущность сметы сточки зрения центров ответственности?
9. Что такое отчет об исполнении сметы центром ответственности?
10. Как составляются отчеты по центрам ответственности? Дайте краткое описание.
11. Что такое «возврат на активы» (ROA), чем он отличается от показателя «возврат на вложения» (ROI)?
12. Дайте определение сегмента бизнеса.
13. Какие существуют виды сегментов бизнеса?
14. Как формируется отчетность сегментов бизнеса? Опишите основные.моменты.
15. Кто является пользователем внутрихозяйственной отчетности?
16. Назовите периоды представления внутрихозяйственной отчетности.
17. Для чего нужно трансфертное ценообразование?
18. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы исчисления трансфертных цен.
19. Каковы предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности в России?