Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности

Компания «Альфа» является одной из лидирующих на рынке пи­щевых товаров. Она занимается производством и реализацией продук­тов питания. (Этот пример не охватывает всего многообразия реальнос­ти.) Компания работает на рынке страны А около 50 лет, вместе с тем она является частью ТНК.

Среди основных категорий продукции за отчетный период с 1 янва­ря 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г. выделяют следующие:

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Ключевые показатели консолидированной отчетности (отчетный период с 1 января 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г.):

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Кроме отраслевых сегментов компания освоила три географичес­ких сегмента в пределах одной страны, где она зарегистрировала свои филиалы, занимаясь производством и реализацией по определенной схе­ме (данные на отчетный период).

Рынок 1. Реализация товаров:

(млнДЕ)

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Рынок 2. Производство и реализация товаров:

(млн ДЕ)

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Рынок 3.Реализация товаров:

(млн ДЕ)

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

В компании сформировалось 6 центров ответственности: 1 — произ­водственный отдел; 2 — отдел финансов (бухгалтерия); 3 — отдел снабже­ния (коммерческий); 4 — отдел кадров; 5 — отдел реализации продуктов питания; 6 — отдел исследования рынка и продвижения товара.

Структура административных (постоянных) расходов компаниипоцентрам ответственности может быть представлена следующим образом:

______________________ (млн ДЕ)

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Отделы 1,5,6 могут действовать обособленно как самостоятель­ные хозяйственные единицы. При этом весь товар, который продается. произведен отделом 1, продан отделу 5 по цене, которая на 15% меньше валовой выручки, полученной отделом 5. Отношение между валовой вы­ручкой и себестоимостью на производстве составляет 73%.

А. Используя минимальный уровень валовых доходов (10%), опре­делите сегменты деятельности и составьте отчет о прибыльности каждо­го сегмента при условии, что расходы на продвижение товара на рынке понесены самым крупным сегментом, по следующей схеме:

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности - student2.ru

Прибыль

Б. Выделите наиболее перспективные отраслевые сегменты в каж­дом регионе и разместите их в зависимости от величины валового дохо­да (от большего к меньшему).

В. Составьте отчет о прибыли географических сегментов по ука­занной выше форме.

Г. Определите долю валовой выручки и долю прибыли для каждого географического сегмента.

Д. Как будет выглядеть отчет о прибыли для отделов 1 и 5 при усло­вии обособленности центров затрат?

Приложение 2. Вопросы для самопроверки

1. Что такое отчетность?

2. Дайте классификацию отчетности по видам.

3. Какова цель составления внутренней отчетности?

4. Почему необходима децентрализация управления? Основные ее достоинства и недостатки.

5. Какой может быть организационная структура предприятия?

6. В чем особенности учета и отчетности по центрам ответственности?

7. Перечислите виды центров ответственности.

8. Какова сущность сметы сточки зрения центров ответственности?

9. Что такое отчет об исполнении сметы центром ответственности?

10. Как составляются отчеты по центрам ответственности? Дайте краткое описание.

11. Что такое «возврат на активы» (ROA), чем он отличается от по­казателя «возврат на вложения» (ROI)?

12. Дайте определение сегмента бизнеса.

13. Какие существуют виды сегментов бизнеса?

14. Как формируется отчетность сегментов бизнеса? Опишите основные.моменты.

15. Кто является пользователем внутрихозяйственной отчетности?

16. Назовите периоды представления внутрихозяйственной отчет­ности.

17. Для чего нужно трансфертное ценообразование?

18. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы исчисления трансфертных цен.

19. Каковы предпосылки адаптации опыта западных фирм по сис­теме внутрихозяйственной отчетности в России?

Наши рекомендации