Методы исчисления трансфертных цен
Кратко вопросы расчета ТЦ освещались в предыдущей главе. Здесь мы полнее раскроем данную тему.
Существуют три основных метода определения конкретной величины ТЦ.
1. ТЦ, основанные на рыночных ценах. Здесь используются прейскурантные публикуемые цены на такие же продукты и услуги в тех случаях, когда подразделение (центр ответственности) имеет и внешних, и внутренних заказчиков.
2. ТЦ, в основе которых лежат затраты (себестоимость):
• переменные затраты;
• полные затраты (переменные затраты + постоянные затраты);
• «себестоимость плюс», например, 120% полных затрат или 175% переменных затрат.
3. Договорные ТЦ.
При определении ТЦ широко распространен рыночный подход. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг обычно ведет к оптимальным решениям, способствует достижению общекорпорационных целей. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров прибыли и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений (центров), основанную на финансовых результатах.
Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:
• наличием хорошо разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данного предприятия;
• существованием устойчивых равновесных цен;
• достаточно высокой степенью децентрализации, когда подразделения свободны покупать и продавать как у себя, так и на стороне.
Существует общая формула, лежащая в основе расчета ТЦ между подразделениями предприятия со сложной организационной структурой: ТЦ должна быть равна сумме удельных переменных затрат трансфертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряется продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж,
или ТЦ = переменная себестоимость на единицу продукта + маржинальный доход, потерянный на единицу продукта.
В принципе, эта формула универсальна. Она применима как при полной, так и при неполной загрузке мощностей. Однако трудностьееприменения связана с наличием устойчивых рыночных цен, используемых в качестве базы для расчета потерянного маржинального дохода.
В дополнение к приведенной формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены используются в качестве трансфертных;
• покупающее подразделение (центр ответственности) должно покупать у себя до тех пор, пока продающее подразделение (центр ответственности) следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать у себя;
• если продающее подразделение не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающее подразделение может приобретать на стороне;
• продающее подразделение должно иметь свободу реализовывать свою продукцию на стороне;
• для решения конфликтов по поводу ТЦ нужно создать беспристрастный совет (комиссию).
С использованием переменной себестоимости в качестве ТЦ связано несколько проблем:
• ТЦ не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль. Деятельность менеджера такого подразделения (центра ответственности) не может быть оценена на основании показателей, базирующихся на прибыли или доходе, а это применимо лишь к центру затрат;
• если фактические затраты могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то менеджер центра затрат будет лишен стимула контролировать расходы, что, разумеется, приведет к их росту.
Поэтому, к справедливости всех сторон, в этой ситуации необходимо использовать стандартные (близкие к нашим нормативным) переменные затраты.
При определенных условиях переменную себестоимость стоит использовать как ТЦ, чтобы максимизировать совокупные прибыли предприятия. Такая ситуация возникает, если продающее подразделение (центр ответственности) имеет возможность реализовать свою продукцию как у себя, так и на стороне. Предпочтение переменной себестоимости зависит от того, может ли данное подразделение продавать всю свою продукцию аутсайдерам или оно имеет неиспользуемые мощности. В последнем случае можно увеличить маржинальный доход, применив ТЦ ниже полной себестоимости, но выше переменной.
Таким образом, выбор метода исчисления ТЦ зависит от трех основных факторов:
1) к какому типу центров ответственности (центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций) принадлежит подразделение, на продукцию (работы, услуги) которого устанавливаются ТЦ, а следовательно, какими полномочиями располагает данное подразделение;
2) состояния рынка промежуточных продуктов (работ, услуг), аналогичных продукции (работам, услугам), на которые устанавливаются ТЦ;
3) степени децентрализации внутрифирменного управления и возможности подразделения (центра ответственности) покупать (получать) и продавать (передавать) как внутри предприятия, так и на стороне.
От правильности исчисления ТЦ зависит эффективность их применения.