Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления

Основными пользователями внутрихозяйственной (внутренней) отчетности (отчетности центров ответственности) являются, во-первых, менеджеры всех иерархических уровней предприятия, во-вторых,— пер­сонал предприятия.

Сам факт ведения учета и составления отчетности по центрам от­ветственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное — информация внутренней отчетности необходима для приня­тия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельно­сти центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, вы­явление тенденций развития центров ответственности, недостатковиположительных моментов в их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что внутренняя отчетность является информационным обеспечением уп­равленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет со­ставить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск но­вых капитальных вложений.

Западные социологи и работники управленческого звена постоян­но подчеркивают, что ознакомление персонала с данными отчетности предприятия улучшает отношения в коллективе, формирует уверен­ность работников в своем положении, т.е. активизирует человеческий фактор производства.

Как отмечалось выше, отчетность сегментов имеет двойственный характер. Это одновременно и внешняя, и внутренняя отчетность. Поэто­му она предназначена и внутренним, и внешним пользователям.

Основную группу пользователей отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальных инве­сторов, партнеров и кредиторов и должны предоставить заказчикам ин­формацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении при­быльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент. В качестве самостоятельной перед аналитиками ста­вится задача «понимания предприятия», т.е. понимания того, как выде­ляются сегменты и каков прогноз их развития.

Периодичность составления внутренней отчетности — вопрос ин­дивидуальный. Можно сформулировать лишь общий критерий выбора периодов составления внутренней отчетности. Им является своевремен­ность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. ког­да управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативно­сти принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

Конкретно же периоды составления внутренней отчетности опре­деляет само предприятие для каждой однородной группы центров ответ­ственности и сегментов индивидуально. Важно иметь четкий график представления отчетности.

18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

Функции трансфертных цен

Как мы уже говорили в предыдущей главе, трансфертная цена (ТЦ) — это условная цена на продукцию (услуги) одного подразделения (центра) ответственности, передаваемую (продаваемые) другому подраз­делению (центру ответственности) того же предприятия. Обычно имеется в виду крупное централизованное предприятие с достаточно самостоятельными подразделениями, имеющими статус центров прибыли или цен­тров инвестиций (иногда сюда также включают центры затрат). ТЦ пони­мается в более узком смысле, чем отечественные внутренние цены, как цены передачи промежуточной продукции (а также цены на услуги обслу­живающих подразделений), и не включает в себя внутренних цен на по­купные полуфабрикаты, цен, в которых оценивается объем изготовления нового оборудования, капитального ремонта, капитального строительства и др.

В случае, когда продукция (услуги) подразделения полностью по­требляется внутри предприятия, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно измерены и эценены.

Использование ТЦ в случаях, когда подразделения имеют право са­мостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, сами определять объемы и цены реализации, заставляет совершенно по­лному взглянуть на природу и содержание ТЦ. Этот аспект анализа внутренних цен принципиально новый для нашей теории и практики, поэтому, думается, введение в оборот термина «трансфертная цена» не будет лишь подражанием Западу. Важно отметить, что в условиях, когда подразделе­ния имеют свободу покупать и продавать на внешнем рынке, когда суще­ствуют незагруженные мощности, ТЦ перестает быть чисто учетным инст­рументом, обретает реальный экономический смысл и выражает отноше­ния подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом.

В идеале ТЦ должна содержать в себе информацию, которая за­ставляла бы менеджеров подразделений (центров ответственности) при­нимать оптимальные для всего предприятия решения. В качестве показа­теля оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход организации. Принципиально задачу можно сфор­мулировать следующим образом: свобода рыночных операций должна предоставляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограниченных условий, которые представляют собой максимум суммарного маржи­нального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутрен­них и внешних продаж промежуточных продуктов. Другими словами, предприятие в целом должно максимум выиграть и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности менеджеров подразделений.

Наши рекомендации