Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
Итак, выделение отраслевых и территориальных (географических) сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено острой потребностью в дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потребителями. В результате отчетность сегментов является одновременно и внешней отчетностью, поскольку она должна быть включена в финансовый отчет предприятия, и внутренней отчетностью, поскольку она в значительной степени базируется на данных управленческого учета, а содержащаяся в ней информация используется для оценки сегментов и принятия внутрифирменных тактических и стратегических решений.
Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вторых, породил глубокие противоречия ее составления.
Формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степени полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная — не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.
Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетности,— принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос решается следующим образом.
В целях отчетности выделяются сегменты:
• отраслевые на основе:
— группировки родственных видов производимой продукции (услуг);
—типа покупателя (заказчика);
• географические на основе:
— географического размещения операций (услуг) предприятия;
— географического размещения рынков;
— типа покупателя (заказчика).
Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы:
• схожесть и различие видов продукции или направлений деятельности предприятия, а также соответствующие показатели рентабельности, риска,роста;
• удельный вес и относительную роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для предприятия в целом;
• наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности);
• организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);
• взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматривать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов);
• необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в деятельности предприятия. Например, рекомендуется минимальный 10%-ный уровень валовых доходов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям предприятия (группы) в целом.
Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели:
• объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и другими сегментами;
• результат деятельности сегмента;
• используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражении по отношению к этому же показателю предприятия в целом);
• принципы трансфертного ценообразования, применяемыевовнутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия.
Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.
Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о сегментах.
Доходы сегмента — это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.
Расходы сегмента — это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.
Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.
Активы сегмента — совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.
Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и подробнее изучено в следующем разделе) — это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справедливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.
Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегментов позволяет сделать некоторые основные выводы:
• несмотря на то что отчетность о сегментах крупных диверсифицированных предприятий входит в состав их внешней финансовой отчетности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. В первую очередь это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают результаты от операций сегмента как с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами предприятия, т.е. внутренний оборот, оборотпо внутренней кооперации. Во-вторых, для исчисления стоимостных показателей используются трансфертные цены. Данное обстоятельство позволяет использовать отчетность о сегментах непосредственно и для внешних, и для внутренних целей, а это дает возможность снизить трудоемкость учетно-расчетных работ. Однако необходимо отметить, что для целей внутрифирменного управления в отчетность о сегментах можно вводить и другие показатели;
• составление отчетности о сегментах ведет к появлению в системе управленческого учета новых объектов: направлений деятельности предприятия, групп родственных продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах и т.п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убеждает, что эффект отчетной информации для принятия управленческих решений намного превышает расходы на ее получение.