Расчёт потребности электроэнергии.
Потребность электроэнергии на технологические нужды складываются из расхода на работу двигателей установленных на производственном и транспортном оборудовании (силовая электроэнегрия) и энергии затраченной на тепловые технологические процессы (сварка, натяжение ар-ры).
К моменту расчёта потребности электроэнергии должны быть известны типы, паспортные характеристики, количество и режим работы принятого технологического и транспортного оборудования. Расчёт потребности электроэнергии ведётся по каждому наименованию или группе одиночного оборудования и определяется:
W=Pуст*Кс*Fд.об,
W – годовойрасход электроэнергии,[кВт/ч], Руст - мощность установки, кВт/ч, Кс - коэффициент спроса для данного вида оборудования,
Fд.об - годовой действительный фонд времени работы оборудования.
Расчет требуемой мощности установок, а также расход годовой электроэнергии на тепловые технологические процессы выполняется при полном подсчете расхода тепла на осуществления процесса с учётом теплового эквивалента и единицы электрической мощности и КПД установок. Возможен расчет по укрупненным показателям в виде удельного расхода на ед. объема и разрабатываемой конструкции.
Зная объем переработки в единицу времени можно определить требуемую мощность установок и годовой расход. Удельный расход можно принимать по данным:
1) для нагрева арматуры при электротермическом натяжении 90 кВт/т,
2) на электроподогрев на 1 м3 тяж.бетона 60-70 кВт/ч, легкого- 30-50кВт/ч,
3) на тепловую обработку электрокамер 60-80 кВт/м3,
4) электроразогрев бетонной смеси 40-50 кВт ч/м3.
Для определения полн.Электропотреб. посчитанные выше мощности и расход электроэнергии слаживают с расходом на освещение.Требуемая мощность определяется в зависимости от размеров площади и количества часов освещения. Потребляемая мощность 1м2производ.Пл. - 5Вт, бытов. помещений-10Вт. Количество часов освещения:-для 1 сменных 1250ч, -для 2х сменных 2000ч, -для 3х сменных 2400ч.
Расчёт потребности в сжатом воздухе.
Потребность в сжатом воздухе определяется по каждому виду оборудования, исходя из указанной в технологической характеристике удельного расхода сжатого воздуха, в единицу времени и его давлении. Необходимая производительность компрессорной установки: Qв=∑qn*K1*K2*K3,
где Qв=производительность компрессорной установки [м3/мин];
qп-расход сжатого воздуха, каждым питаемым оборудованием, [м3/мин];
К1-коэффициент учитывающий износ оборудования =1,15;
К2-коэф-т учитывающий потерю в сетях=1,15;
К3-коэф-т зависящий от числа одновременно присоединенных пневматических установок :
при одном аппарате =0,5
при 2-3х аппаратах =0,9
при 4-6 аппаратах =0,8
при 7-10 аппаратах =0,7
при 11-20 аппаратах =0,6
при >20 аппаратах =0,5.
Расход воды.
Вода на заводах СЖБ используется на приготовление бетона , поливку изделий , помывку и отделку лицевой поверхности изделий, охлаждения сварочных машин, питание котлов , компрессоров и т.д.
Расход воды на технологические нужды:
В=К1∑Рi*K2
Где В-расход воды[м/час], Рi-расход i-го потребителя[л/час], К1=1,2-неучтенные потери, K2-=1,25коэффициент неравномерности потребления.
Расход может подсчитываться по фактическойводопотребности или приниматься по укрупненным показателям:
Таблица 4.7.1 Расходводы на технологические нужды
Объект расхода | Единица измерения | Расход на ед. изм.,л |
Поливка ЖБК | м3 | |
Промывка бетоновода | 1 комплект в сутки | |
Компрессоры | м3 | |
Паровые котлы | кг пара | 1,2 |
Для снижения объема потребности воды идущей на охлаждение сварных машин, компрессоров использовать её оборот. Это достигается установкой на предприятии охладителя.
Расчет в потребности смазке.
Норма смазки 200 гр на 1 м2 развернутой поверхности формы в сутки:
Вс=Hср*Sф*nф
Sф – площадь развернутой формы, м2;
nф – количество изделий, формуемых за сутки.
37 Территория, планировка и благоустройство промплощадки.
Планировка размещения зданий и сооружений
Для рационального размещения всех сооружений на генплане участок застройки по функциональному использованию разбивают на зоны:
1.Предзаводская - следует размещать со стороны проездов и подходов в увязке с градостроительными требованиями. В ней размещают АБК, стоянки служебного транспорта, проходные пункты, столовая и т.д. Проходные пункты располагают на расстоянии не более чем 1,5 км друг от друга.
2.Производственная- в ней размещается главный корпус, БСЦ, блок вспомогательных цехов. 3.Подсобная – размещаются котельная, трансформаторная подстанции, компрессорная, сооружения водоснабжения и канализации.
4.Складская- склады готовой продукции, цемент, арматура и др.
Здания и сооружения следует размещать на генплане с учетом саблюдения следующих требований:
1. Продольные оси зданий и световых фонарей следует ориентировать под углом 45-110о к меридиану.
2. Продольные оси аэрационных фонарей и стены зданий с проемами используют для аэрации следующих ориентировочных перпендикулярно или под углом не менее 45 опреобладающему направлению ветра в летний период.
Благоустройство территории.
В ген. Плане предприятия следует учитывать природные особенности района строительства:
-температуру воздуха и преобладающее направление ветра
-наличие высоких зданий и сооружений, препятствующих рассеиванию выбросов загрязняющих веществ в атмосфере.
- возможность больших снегоотложений из-за наличия холмов или возвышений рельефа с подветренной стороны участков намечамой застройки.
Санитарно-защитная зона предприятия с особо вредными производствами относятся к 1 классу по санитарной классификации, с наименее вредными производствами – к 5 классу. Предприятия, относящиеся к 1 и частично ко 2 классам, имеющие значительный грузооборот ж/д транспорта и относительно малую насыщенность рабочими местами, располагают за пределами города.
Ширина санитарно-защитной зоны в этом случае должна быть не менее 1000 м. – для предприятий, относящихся к 1 классу и не менее 500 – ко 2 классу.
К предприятиям этой группы относятся – металлургические, нефтеперерабатывающие, цементные заводы, комплексы добывающей промышленности. Предприятия, относящиеся к 3 и частично ко 2 и 4 классам, располагают на расстояние не менее 300-500 м. от селитебной застройки города. К таким предприятиям относятся – машиностроительные заводы, крупные предприятия легкой и пищевой промышленности, объекты строительных предприятий и т. д.
Предприятия, не выделяющие производственных вредностей (5 и частично 4 классы по санитарной классификации) с невзрывопожарнопасными производствами, не связанные с вводом ж/д транспорта, имеющие, насыщение рабочими местами, располагают вблизи жилой застройки при минимальной ширине санитарно-защитной зоны 50-100 м. Такие предприятия, не создающие отрицательных факторов могут быть размещены в пределах селитебной застройки.
В санитарно-защитной зоне со стороны селитебной территории рекомендуется предусматривать полосу зеленых насаждений с шириной не менее 50 м.
38. Генплан.
Генплан- графическое изображение всех зданий и сооружений завода, складов, инженерно-технических коммуникаций, сетей, организация обслуживания и охрана предприятия, благоустройство, озеленение, вертикальная планировка, покрытие.
Комплекс работ по проектированию ГП делятся на этапы:
-сбор данных по территории участка
-учёт общих требований, предъявляемый генплану промышленного предприятия
-размещение зданий, сооружений
- ТЭП генплана.
Сбор данных по территории осуществляются с целью выяснения пригодности территории для строительства предприятия и подготовки материалов по обоснованию выбора площадки строительства. Это производят после технико-экономических изысканий, изучения сырьевой, энергетической базы района строительства, топливно-водных ресурсов, рабочей силы, строения грунтов и т.д. с учётом схемы районной планировки составленной с учётом перспективного планового развития народного хозяйства.
Учет общих требований обязательных для проектирования плана производится в соответствии с нормативными документами. Основным условием производственного процесса является обеспечение поточности и исключение встречных технологических потоков.
Ориентировочный состав предприятия:
- здания цехов основного производства (формовочный, арматурный, БСЦ),
-здания вспомогательных цехов (ремонтно-механический, деревоперерабатывающий и т.д.),
-энергетическое хозяйство для снабжения, пара, электроэнергии (ТЭЦ, трансформаторная, котельная),
-складское хозяйство (сырьё, топливо),
-объект административно-хозяйственного и бытового назначения (управление, столовая, проходная, здравпункт),
-транспортно-инженерно-технические коммуникации (гаражи, дороги, линии газа и водопровода, электроснабжение),
-элементы благоустройства (тротуары, озеленение, скверы, киоски и т.д.).
Площадь застройки, отнесенная к площади предприятия (плотность застройки) должна быть не менее 45-55 %.
Основным условием производственного процесса является обеспечение поточности,
исключение встречных технологических потоков.
Следует предусматривать:
1.Функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и транспорта.
2.рациональные, производственные, транспортные, инженерные связи на предприятии;
3.кооперирование основных и вспомогательных производств и хозяйств;
4.экономическое использование территории при необходимых и обоснованных резервах для расширения предприятий;
5.организация единой сети обслуживания трудящихся;
6.благоустройство территории;
7. возможность осуществления строительства и ввода в эксплуатацию очередями или пусковыми комплексами;
8. создание единого архитектурного ансамбля с прилегающими территориями и
живой застройкой;
9.защита территории от засорения и загрязнения;
10.востановление отведений во время пользования нарушенных при строительстве.
При реконструкции предприятия в генплане следует предусматривать:
А)организацию при необходимости санитарной зоны,
Б) увязку с планировкой и застройкой прилегающих зон города,
В) поочередное совершенствование функционального зонирования и планировочного решения отдельных зон предприятия площадки и её благоустройства без остановки основного производства,
Г) повышение эффективности использования территории,
Д) объединение разрешённых производствен.ивспомог. объектов,
Е) повышение архитектурной выразительности застройки.
Транспорт предприятия.
Транспортное хозяйство– совокупность устройств, оборудования и подразделений предприятия, предназначенных для осуществления различного рода перевозок, а также выполнения погрузочно-разгрузочных операций.
Транспорт предприятий подразделяется на внешний и внутризаводской.
Внешний транспорт необходим для доставки на предприятие поступающих материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива и других грузов, а также для вывоза готовой продукции и других грузов с территории предприятия.
Внутризаводской транспорт классифицируется по назначению, уровню механизации, направлению перемещения грузов и принципу действия.
Межцеховой транспорт служит для доставки со складов в производственные цехи различных материалов, транспортировки полуфабрикатов из цеха в цех, а также для доставки на склады и в экспедицию предприятия готовой продукции.
Внутрицеховой транспорт подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой применяется для транспортировки грузов между производственными участками или поточными линиями, а межоперационный – для перемещения обрабатываемых изделий по рабочим местам.
Внутрискладской транспорт используется для транспортировки различного рода грузов внутри складов и экспедиций предприятий.
На предприятиях для перемещения груза используется внутризаводской транспорт прерывного и непрерывного действия.
К транспорту прерывного действия относится автомобили, автокары, тележки, а к непрерывному конвейеры, трубопроводы, ленточные и цепные транспортеры.
Внутрезаводские перевозки осуществляются по схемам:
- маятниковой ( односторонней, двусторонней и веерной)
-кольцевая (предусматривается последовательное обслуживание нескольких пунктов)
Транспортные средства должны отвечать условиям производства, обеспечивать наибольшую производительность процесса при низких затратах, отвечать всем заданным параметрам по интенсивности, габаритам, грузоподъемности и др., также обеспечивать механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Организация работы внутризаводского транспорта базируется на расчетах, определяющих грузопотоки, объем транспортирования с учетом производственной программы предприятия, которые производят на основе установленных материальных связей.
Грузооборот – суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период.
Грузопоток– количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами.
Инженерные сети.
Инженерные сети — совокупность сооружений и коммуникаций, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Для предприятий следует предусматривать единую систему ИС ,обеспечив занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.
3 способа размещения ИС:
-надземный
-наземный
-подземный
На площадка предприятия преимущественно надземный и наземный, в предзаводских зонах – подземный.
Допускается совместное подземное размещение трубопроводов водоснабжения и газопроводов.
Подземные: сети следует устонавл как правило не под подземной частью автодорог. П. сети размещают параллельно в общей траншее, расстояние между сетями принимают по ТКП. Пересечение трубопроводов с ж/д и автодорогами следует предусматривать под углом в 90°.
Пересечение кабелей линий с путями рельсового транспорта под углом не менее 75° к оси пути.
Наземные: размещаются на шпалах уложенных в открытых лотках на отметках ниже планировочных отметок площадок.
Надземные: следует размещать на опорах, эстакадах, галереях или на стенах зданий и сооружений. Высоту от ур. Земли до низа труб проклад на высоких опорах приним.:
-в местах прохода людей 2,2м
-в местах проезда автотранспорта 5м
- в местах пересечения с ж/д или пересечения с горючими жид.и газами 10м (при установке тепловой защиты трубопроводов 6м)
На низких опорах(вне проезда транспортных средств и прохода людей:
-0,35м при ширине менее 1,5м
-0,5м при ширине более 1,5м
Строительная часть.
При проектировании производственных и вспомогательных зданий следует руководствоваться требованиями соответствующих строительных норм и правил.
Для производственных цехов заводов сборного железобетона (за исключением БСЦ) применяют одноэтажные многопролетные схемы цехов с длинной, определяемой характером технологического процесса, габаритами технологических переделов, размерами разрывов между ними, шириной проходов и проездов .
Производственные здания проектируют прямоугольными в плане и постоянной высоты. Изменение высоты следует обосновывать технологической необходимостью.
Объемно – планировочные решения здания должны предусматривать:
минимально возможное количество типоразмеров пролетов и высот помещений; возможные изменения технологического процесса, связанные с перестановкой оборудования (гибкая планировка).
В связи с этим следует применять укрупненную сетку колонн, унифицированную высоту помещения.
Основными структурными частями одноэтажных промышленных зданий являются пролеты — объединенные части здания, ограниченные смежными рядами вертикальных несущих конструкций. Параметры пролетов: L-ширина пролета (расстояние между продольными осями); B–шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями); H–высота пролета (расстояние от чистого пола до низа несущих конструкций покрытия).
Длина пролета определяется необходимым количеством шагов колонн, которое, в свою очередь, зависит от длины технологической линии. Пролет делят на температурные отсеки. Унифицированный шаг колонн составляет 6 и 12 м. Ширина пролета определяется расчетом в зависимости от габаритов тех. оборудования с учетом проходов, проездов и разрывов.
Высота цеха, исходя из требований осуществления технологического процесса, рассчитывается исходя из высоты оборудования h1, габарита транспортируемого краном элемента h2, длины строповочных приспособлений h3, и габаритов кранового оборудования b1, b2, а так же нормативов безопасной эксплуатации механизмов и машин по формуле:
где H1 – высота от поверхности чистого пола до головки подкранового рельса, мм;
H2 – расстояние от головки подкранового рельса до низа стропильной конструкции, мм
Для выбора плит покрытия и стропильных конструкций находят постоянные и временные нагрузки, зависящие от состава кровли и снеговой нагрузки
- коэффициент сочетания переменных нагрузок (для полезных нагрузок 0,7)
ξ -коэффициент уменьшения для неблагоприятно действующей постоянной нагрузки, принимаемый равным 0,85