Типов нма. типовой состав нма организации
Виды НМА
1.Объекты маркетинга. Н-р, товарный знак, фирменное наименование, бренды, логотипы.
2.Объекты с технологиями связаны: ноу-хау, технические документации, патенты на технологии.
3.Творческая деятельность: литературные произведения, издательские права, постановка спектакля
4.объкты, связанные с обработкой данных: программное обеспечение компьютера, шаблоны для интегральных схем.
5.Инженерная деятельность: промышленные образцы, чертежи, схемы проекта, внутренняя документация. Этот тип НА затруднен в оценке
6. НМА связанные с клиентами (н-р, у меня ценность в том, что есть лучшие поставщики, технологии, т.е. свои плюсы в НА вводим). НА связаны здесь с деловой репутацией, маркетингом
7.НМА связаны с контрактами (договора франшизы, соглашения о разделении рынка)
8.НМА связаны с человеческим капиталом: система отбора и обучения рабочей силы, уровень мастерства становится НА.
9.НМА связан с землей, воздухом, морем (т.е. права на использование полезных ископаемых, ресурсов)
10.НМА связаны с деловой репутацией (опят, профессиональная деятельность)
Условия постановки на учет НМА по ПБУ 14-2007
1)Необходимо отсутствие у А материально-вещественной формы
2)Первоначальная стоимость объекта может быть четко определена
3)Возможность отделить А от других
4)Организация не предполагает продажи НА по крайней мере в течении года или типового цикла, если он превышает 12 мес.
5)НА должен быть предназначен для использования в течении длительного времени, т.е. больше года
6)Объект НА должен быть способен приносить доход дополнительный или снижать издержки
7)Организация должна осуществлять контроль над НА, т.е иметь надлежащие документы, которые свидетельствуют о наличии А
По ГК РФ большинство объектов НА должны проходить регистрацию.
Общий подход к амортизации НМА. Срок использования НМА.
НА числятся на балансе с аккумулирующими затратами на их создание с учетом того, что они используются с учетом длительного времени в производстве, затраченная на них стоимость возмещается отчислениями, которые заложены в себестоимости. Есть исключения: земля не Ам, товарные знаки, знаки обслуживания
3 вида Ам: линейный (разные объёмы реализации могут быть, снижается прибыль в результате); пропорционально объему произведенной продукции; метод уменьшающегося остатка
Ам равн = стоимость первоначальных НА/ Т
Ам пропорц = первоначальная ст-ть / объем выпуска, этот объем выпуска по годам точно представить не можем
Метод уменьшающегося остатка: первоначальная цена НА в формуле отчисления за i+1 период исчисляется :
Ам N+1 = [стоимость – сумма Ам]* Коэф Ам
Общий подход к оценке НМА
Нематериальные активы определяются, как «вложения в нематериальные объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение длительного периода и приносящие доход». Согласно п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:
- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
- из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
- из прав на «ноу-хау» и др.
Стоимостная оценка прав на нематериальные активы имеет много общего оценкой стоимости объектов материального имущества. Однако для нематериальных активов универсального и точного метода определения стоимости не существует, поскольку каждый из них настолько индивидуален, что невозможно создать математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости нематериального актива.
Кроме того, на стоимость нематериальных активов влияет множество самых разнообразных факторов. Тем не менее, практикующим оценщикам необходимо знать о теоретических разработках в этой области и по возможности использовать результаты этих исследований в своей практической работе.
Для практической оценки стоимости нематериальных активов специалисты рекомендуют затратный, доходный и комбинированный подходы, обычно используемые в оценке других видов активов.