Рабочая тетрадь по микроэкономике
Тема «Спрос, предложение, рыночное равновесие»
Вопросы.
1. Понятие рынка. Субъекты рынка. Структура рынка. Функции рынка.
2. Закон спроса. Исключения из закона спроса.
3. Закон предложения.
4. Рыночное равновесие, механизм его установления.
5.Влияние налогов и фиксированных цен на рыночное равновесие
Вопрос первый Понятие рынка. Субъекты рынка. Структура рынка. Функции рынка
Рынок – это целостная система экономических отношений между производителями и потребителями, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Условиями возникновения рынка являются следующие:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субъектами рынка являются следующие:
1. Домашнее хозяйство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Фирмы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Государство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рынок характеризуется сложной структурой.
Структура рынка – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система рынков – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рынки классифицируются по следующим признакам:
1. По объектам продаж ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По субъектам продаж ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По степени конкурентности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) рынок совершенной конкуренции ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) рынок несовершенной конкуренции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По географическому положению ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. По характеру продаж ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. По степени соблюдения законности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рынок выполняет следующие функции:
1. Информационную ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Посредническую ________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ценообразующую ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Регулирующую ________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Очищающую ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос второй.Закон спроса. Исключения из закона спроса
Спрос – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем спроса – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функция спроса
Q(a)=f( ____________ )
где ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функция спроса по цене
Q(a)=f(Ра)
Графически кривая спроса выглядит следующим образом
Сущность закона спроса заключается в следующем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимо различать изменение спроса и изменение величины спроса. Изменение величины спроса происходит под влиянием прямого ценового фактора ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение спроса происходит под влиянием косвенных (неценовых) факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исключения из закона спроса:
1. Эффект сноба ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эффект Гиффена ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Эффект - цена – качество ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ажиотажный, спекулятивный спрос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос третий.Предложение. Закон предложения
Предложение – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем предложения – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции предложения
Q(a)=f(______________ )
где ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функция предложения по цене
Q(a)=f(Ра)
Графически кривая спроса выглядит следующим образом:
Сущность закона предложения заключается в следующем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения. Изменение величины предложения происходит под влиянием прямого (ценового) фактора ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение предложения происходит под действием косвенных (неценовых) факторов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос четвертый.Рыночное равновесие. Механизм его установления
Рыночное равновесие – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние рыночного равновесия может нарушаться под влиянием различных неценовых факторов, например, произошло увеличение спроса на товар А ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой.
Рыночное равновесие устанавливается в 3-х периодах:
1. Мгновенный ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Короткий или краткосрочный период ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Долгосрочный или длительный период ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый вопрос. Влияние налогов и фиксированных цен на рыночное равновесие
Государство воздействует на рыночные отношения двумя способами: налоговым регулированием и фиксацией цен. Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке. Например, к ним относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины и др.
Допустим, государство вводит на данный товар косвенный налог в сумме Т денежных единиц с каждой единицы реализованной продукции, причем налог взимается с товаропроизводителя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, введение косвенных налогов приводит к:
1. уменьшению объемов выпускаемой и реализуемой продукции
2. увеличению цены для покупателя
3. уменьшению цены для товаропроизводителя
Следовательно, выплата косвенного налога распределяется между покупателем и товаропроизводителем.
Государство может устанавливать дотации товаропроизводителям. Дотация– это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделение дотации приводит к изменению рыночного равновесия, которое меняется точно также, как и в случае с косвенными налогами, только наоборот.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фиксируемые цены, устанавливаемые государством, бывают минимальными и максимальными
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темы «Эластичность спроса и предложения», «Потребительское поведение»
Вопросы:
1. Прямая эластичность спроса по цене
2. Перекрестная эластичность спроса
3. Эластичность спроса по доходу
4. Эластичность предложения
5. Теория потребительского поведения
Первый вопрос Прямая эластичность спроса по цене
Эластичностью спроса называется реакция объема спроса в ответ на изменение факторов, влияющих на спрос.
Эластичностью спроса по цене называется реакция объема спроса в ответ на изменение цены товара
Эластичность спроса по цене определяется с помощью коэффициента прямой ценовой эластичности спроса и обозначается Ер
Ер=
где: ΔР _______________________________________________________
ΔQ _______________________________________________________
Р¯ _______________________________________________________
Q¯ _______________________________________________________
Данный коэффициент показывает ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данный коэффициент может принимать следующие значения:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Графически эти ситуации можно изобразить следующим образом:
Имеются особые случаи значения коэффициента прямой эластичности спроса:
а) Ер=
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ер=
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое значение коэффициента прямой эластичности спроса заключается в следующем:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй вопрос Перекрестная эластичность спроса
Перекрестной эластичностью спроса называется реакция объема спроса на товар «А» при изменении цены на товар «В». Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коэффициент перекрестной эластичности спроса обозначается:
ЕАВ=
где: ΔРВ ______________________________________________________
ΔQА ______________________________________________________
РВ¯ ______________________________________________________
QА¯ ______________________________________________________
Данный коэффициент может принимать следующие значения:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
На графике данный случай обозначен буквами «СС»
2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На графике данный случай обозначен буквами «ВВ»
3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На графике данный случай обозначен буквами «FF»
Третий вопрос Эластичность спроса по доходу
Эластичностью спроса по доходу называется реакция объема спроса на данный товар в ответ на изменение доходов населения.
Коэффициент эластичности спроса показывает
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЕI=
где: ΔI _______________________________________________________
ΔQ ______________________________________________________
I¯ ________________________________________________________
Q¯ _______________________________________________________
Рассматривая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что все товары делятся на низшие и нормальные. Низшие товары - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нормальные товары – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данный коэффициент может принимать следующие значения:
1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое значение эластичности спроса по доходу заключается в следующем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четвертый вопрос Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене – это реакция объема реализуемого товара в ответ на изменение цены данного товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает:
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ES=
где ΔQ =
ΔР=
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения:
а) ЕS=
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) ЕS=
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый вопрос Теория потребительского поведения
Полезность – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предельная полезность (МU) - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая полезность (TU) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
TU=Σ
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Сущность закона убывающей предельной полезности заключается в следующем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон основывается на следующих положениях:
1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существует два подхода к измерению полезности:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Теория фирмы»
Вопросы:
1. Социально-экономическое понятие предприятия (фирмы). Формы предприятия
2. Издержки производства
3. Доход и прибыль фирмы
Первый вопрос Социально-экономическое понятие предприятия (фирмы). Формы предприятия
Под фирмой понимается:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классическая теория рыночного поведения фирмы исходит из представления о том, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все многообразие фирм можно классифицировать по различным критериям:
1. по видам хозяйственной деятельности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. по отраслевому признаку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. по национальной принадлежности капитала ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. по количественному критерию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. по организационно-правовым формам деятельности:
а) индивидуальное предпринимательство ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) хозяйственные общества ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) акционерные общества ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) кооперативы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) государственные предприятия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй вопрос Издержки производства
Издержки производства (С) – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все издержки производства по своей природе альтернативны, т.е., они связаны с упускаемыми возможностями использования ресурсов в другом производстве.
Экономические издержки – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неявные (внутренние) - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В коротком периоде все издержки делятся на постоянные и переменные.
Постоянные (FC) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переменные (VC) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Совокупные издержки (ТС)
ТС=FC+VC
Графически эти издержки выглядят следующим образом:
Средние издержки:
АС=
Средние издержки могут быть как постоянными так и переменными.
АС=АFC+AVC
АFC=
AVC=
Предельные издержки:
МС=
Совместим на одном графике средние и предельные издержки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Долгосрочными средними издержками называются:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________ Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается кривой долгосрочных средних издержек
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это кривая (LC) показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска.
Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от эффекта масштаба.
Под масштабом производства понимается: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объемов производства различают
- возрастающую отдачу от масштаба (положительный эффект масштаба) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- убывающую отдачу от масштаба (отрицательный эффект масштаба) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- постоянную отдачу от масштаба ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существует несколько причин экономии от масштаба ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий вопрос Доход и прибыль фирмы
Различают совокупный, средний и предельный доход.
Совокупный доход (TR) – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
TR=pQ
Где p - _______________________________________________________
Q- _______________________________________________________
Средний доход (AR):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
AR=
Предельный доход (МR):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МR=
Где ΔTR ________________________________________________________________________________________________________________________________________
ΔTQ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прибыль фирмы (π) – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
π=TR-TC
где
TR ________________________________________________________________________________________________________________________________________
TC ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономическая прибыль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Совершенная и несовершенная конкуренция»
Вопросы:
1. Рынок совершенной конкуренции
2. Монополия. Ценовая дискриминация
3. Олигополия. Монополистическая конкуренция.
4. Первый вопрос Рынок совершенной конкуренции
Конкуренция – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаками рынка совершенной конкуренции являются:
1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доход фирмы (TR) зависит от объема производства и от цены. Совокупный доход конкурентной фирмы выглядит следующим образом:
Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают.
Р
Q
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фирма достигает максимума прибыли при таком объеме производства, когда соблюдается следующее условие:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
График максимизации прибыли выглядит следующим образом:
Положение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде может характеризоваться следующими вариантами:
В долгосрочном периоде фирмы могут изменить все свои ресурсы и может меняться число фирм, функционирующих в отрасли. Если цена будет ниже долгосрочных средних издержек, то фирмы захотят уйти из отрасли, если цена будет выше долгосрочных средних издержек, то у фирмы, не относящейся к отрасли, возникнет желание войти в отрасль. Графически это выглядит следующим образом:
Таким образом, условием долгосрочного равновесия является равенство:
____________________________________________________________________
Второй вопрос Монополия. Ценовая дискриминация
Монополия – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В зависимости от причин, вызывающих монопольную власть, монополии разделяются на следующие группы:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________________________________________________________
Для монополиста графики спроса (средней выручки) и предельной выручки имеют следующий вид:
Условия максимума прибыли монополии графически выглядят следующим образом:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Барьерами, препятствующими вхождению других фирм в отрасль, являются следующие:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антимонопольная политика – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценовая дискриминация – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделяют три степени ценовой дискриминации:
1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
Третий вопрос Олигополия. Монополистическая конкуренция то
Олигополия – это_____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________