Тема 5. Человек как элемент эргатической системы
1. Критерием тяжести и напряженности работы служит:
-a. объём выполняемых работ;
+b. уровень энергетических затрат;
-c. организация труда.
2. Функциональное напряжение организма может быть:
-a. тяжёлым и лёгким;
+b. энергетическим и эмоциональным;
-c. внутренним и внешним.
3. Зрительная нагрузка определяется:
-a. остротой зрения;
-b. временем, затрачиваемым на работу;
+c. характером зрительной работы;
4. К качественным показателям снижения работоспособности вследствие утомления относится:
-a. падение производительности труда;
+b. появление брака в работе;
-c. снижение темпа работы;
-d. удлинение времени выполнения отдельных рабочих операций.
5. Состояние повышенного беспокойства – это:
-a. страх;
-b. беспокойство;
+c. тревожность.
6. Стресс – это:
-a. состояние физического напряжения;
-b. состояние напряженного организма;
+c. состояние душевного эмоционального расстройства.
7. Состояние повышенного физического или психического возбуждения, требующие разрядки – это:
-a. беспокойство;
-b. усталость;
+c. напряжённость.
8. Состояние усталости сопровождаемой пониженной работоспособностью:
-a. усталость;
+b. утомление;
-c. неуверенность;
-d. беспокойство.
9. Функциональное напряжение организма может быть:
-a. тяжёлым и лёгким;
+b. энергетическим и эмоциональным;
-c. внутренним и внешним.
10. Напряжённость труда характеризуется:
-a. энергетическим напряжением;
-b. внутренним напряжением;
+c. эмоциональным напряжением.
11. Конструктивные параметры рабочего места:
-a. повышают производительность труда;
+b. обеспечивают безопасные условия труда;
-c. повышают темп работы;
-d. уменьшают время выполнения отдельных рабочих операций.
12. Что представляет собой величина функциональных возможностей организма человека?
-a. трудовая деятельность;
-b. эффективность труда;
-+c. устойчивость;
+d. работоспособность.
13. К психофизическим рискам относится:
+a. физические перегрузки;
-b. повышение или понижение влажности;
-c. вибрация и ультразвук;
-d. электромагнитное излучение.
14. Наивысшая работоспособность наблюдается в период:
+a. с 8 до 12 часов;
-b. с 9 до 13 часов;
-c. с 8 до 15 часов;
-d. с 8 до 11 часов.
15. Назовите составляющие умственного труда:
-a. физический труд;
-b. отсутствие напряжённости;
-c. труд, связанный с автоматическим производством;
+d. анализ потоков информации.
16. Что такое утомление?
+a. психологическое состояние человека, сопровождающееся усталостью и выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы;
-b. снижение работоспособности, которое ведёт к развитию болезни, к снижению иммунитета;
-c. смена деятельности;
-d. относительное постоянство биологических показателей крови, давления, температуры и т.д.
17. Какой главный недостаток конвейерного труда?
+a. монотонность;
-b. тяжёлые физические нагрузки;
-c. высокий риск;
-d. низкий уровень зарплаты.
18. Большое значение в профилактики утомления имеет…
+a. отдых;
-b. эффективная охрана;
-c. труд;
-d. тонус.
19. Какие стадии стресса существуют?
-a. мобилизация адаптационных возможностей;
-b. стадия сопротивляемости;
-c. стадия истощения;
+d. совокупность всех ответов.
20. Формы умственного труда:
-a. операторский;
-b. управленческий;
-c. творческий труд;
+d. все ответы верны.
21. Мышечная работа вызывает:
+a. повышение артериального давления;
-b. умственную отсталость;
-c. разрушение нервной системы;
-d. желудочно-кишечные заболевания.
22. Предел работоспособности для любого человека…
-a. является постоянной величиной;
+b. не является постоянной величиной.
23. Работоспособность определяется двумя группами факторов:
+a. внешними и внутренними;
-b. временными и пространственными.
24. На рабочих местах в производственном процессе органы управления могут быть:
+a. ручные и ножные;
-b. государственные и муниципальные;
-c. компетентные и некомпетентные.
25. Выносливость определяется следующими факторами:
-a. интенсивностью работы;
-b. спецификой работы;
-c. возрастом;
-d. полом;
-e. концентрацией внимания и волевым напряжением;
-f. эмоциональным состоянием;
-g. умением, навыками, тренированностью;
-h. типом высшей нервной деятельности;
-i. нет правильных ответов;
+j. все варианты ответов верны.
26. Внешние факторы, влияющие на работоспособность – это:
+a. информационная структура сигналов, т.е. количество и форма представления информации, характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, температура, освещённость, наличие вредных факторов), взаимоотношения в коллективе;
-b. температура, освещённость и наличие вредных факторов.
27. Внутренние факторы, влияющие на работоспособность – это:
-a. уровень подготовки;
-b. тренированность;
-c. выносливость;
-d. эмоциональная устойчивость;
-e. нет правильных ответов;
+f. все варианты ответов верны.
28. Фазы работоспособности человека:
-a. предрабочее состояние (фаза мобилизации);
-b. врабатываемость, или стадия нарастающей работоспособности, или фаза гиперкомпенсации;
-c. период устойчивой работы (фаза компенсации);
-d. период утомления (фаза декомпенсации);
-e. период возрастания продуктивности;
-f. период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения;
-g. период восстановления;
-h. нет правильных ответов;
+i. все варианты ответов верны.