Фирма и производственная функция.
В настоящее время фирма – элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью.
Понятие «фирма» и «предприятие» не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров или оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнообразную продукцию.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:
- фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;
- в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединённых едиными мотивами действия;
- фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов, механизм реализации рыночных отношений.
В экономической теории существует 2 подхода к рассмотрению природы фирмы:
Основными типами производственных организаций в рыночной экономике являются частные коммерческие предприятия, частные некоммерческие организации и государственные предприятия.
Частные коммерческие предприятия – наиболее распространённый тип предприятий. Они функционируют в виде трёх основных правовых форм:
- индивидуальное предприятие,
- партнёрство,
- акционерное общество.
Каждая фирма располагает определёнными ресурсами, необходимыми для выпуска продукции. Отношение же между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продукции описывается производственной функцией:
Q=f(L,K)
Она характеризует зависимость между максимально возможным объёмом выпуска Q и количеством применяемых ресурсов труда (L) и капитала (К). Кривая, отражающая все различные варианты комбинации ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объёма продукции, – это изокванта.
Закон убывающей отдачи
В соответствии с законом убывающей отдачи (возрастающих затрат), непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определённом этапе приведёт к прекращению роста отдачи от него, а затем к её сокращению.
Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растёт, а затем прирост начинает снижаться.
Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо изменение масштабов производства.
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объёме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путём сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.
Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз объём производства тоже возрастёт в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба.
Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз, вызовет рост объёма производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба.
Уменьшающаяся отдача от масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объёма производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба.
Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным – если увеличиваются.
Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объёме выпускаемой продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли так называемой естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы.
Продукт фирмы
Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных клиентов, в школе — число выпускников и т. п.
В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величины всех факторов производства подвержены изменению.
Продолжительность краткосрочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно различается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок увеличить пропускную способность столовой, поставив дополнительные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.
ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продукции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).
Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:
Рис. 2. График общего продукта фирмы.
График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой становится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.