Процесс.порядок рассмотрения заявлений о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Производство о пересмотре суд.постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам м/б начато по заявлению юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц либо представлению прокуроров или других лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора. Юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица подают заявление о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам в суд, который вынес решение, определение или постановление не позднее 3 мес. со дня установления вновь открывшихся обстоятельств. В случае пропуска указанного срока по уваж-ной причине он м/б по просьбе заявителя восстановлен судом. Заявление о восстановлении срока подается одновременно с заявлением о пересмотре судебного решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Должн.лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Поступившее заявление в суд, следовательно, автоматически не возбуждает производство по пересмотру дела. Для осуществления данного права необходимо наличие определенных условий: а) заявление должно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; б) должен быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно. При несоблюдении указанных условий, свидетельствующих об отсутствии права на возбуждение производства по вновь открывшихся обстоятельствам, следует отказ в принятии заявления. На определение суда может быть подана частная жалоба (протест). После отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается судом на общих основаниях.
108. Компетенция суда и суд.исполнителя в исполн-ном производстве.Согласно Закону "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" в районном (гор-ком) суде имеются судьи по адм-ным делам и исполн-ному производству. Однако ни законод-во о судоустройстве, ни ГПК не закрепляет их исключительную компетенцию по совершению процесс.действий в исполн-ном производстве. Эти вопросы разрешаются всеми судьями единолично по поручению председателя суда. Первичным действием, направленным на обеспечение исполнения, явл-ся право и обязанность суда выдать исполн-ный документ (исполн-ный лист либо определение о суд.приказе). Это право принадлежит суду, разрешившему дело и дополняется также правом направить исполн-ный документ для исполнения по просьбе взыскателя, а в предусмотренных ГПК случаях и по своей инициативе. Эти же суды выдают дубликат исполн-ного листа. Суд в суд.заседании восстанавливает, если иное не установлено законом, пропущенные сроки на предъявление исполн-ных док-тов, осуществляет поворот исполнения, разрешает заявления сторон, других лиц, представления суд.исполнителя по вопросам мат-ного и процесс.права, возникающем в исполн-ном производстве. Это прежде всего заявления об отсрочке и рассрочке исполнения, а также о приостановлении и прекращении исполн-ного производства, возвращении исполн-ного док-та взыскателю, о розыске должника, жалобы сторон и протесты прокурора на действия суд.исполнителя, налагает суд.штрафы за неисполнение решения, требований суд.исполнителя. Судья вне суд.заседания проверяет правильность оформления исполн-ных док-тов, наличие права на принудительное исполнение, соблюдение порядка его осущ-ния и отказывает в возбуждении исполн-ного производства, вправе отложить своим определением исполн-ные действия. Кроме того, согласно ГПК контроль за правильным и своевременным исполнением исполн-ных док-тов возложен на судей. Предусмотренные законом действия по принудительному исполнению под контролем судьи осущ-ся суд.исполнителем. Председатель районного суда представляет к назначению суд.исполнителей и организует их работу. Назначение и освобождение от должности суд.исполнителей осущ-ся начальниками управления юстиции областных исполкомов. Права и обязанности судебного исполнителя и в целом их статус как органа принудительного исполнения определяются ГПК.
110. Защита прав сторон и других лиц в исполн-ном производстве.ГПК предусматривает след.средства зашиты нарушенных прав: обжалование действий органов исполнения; заявление требований об освобождении имущества от ареста; поворот исполнения судебных постановлений. С учетом разграничения компетенции судьи и судебного исполнителя закон предусматривает возможность подачи частной жалобы (протеста) на определение суда по вопросам, разрешаемым в стадии исполнительного производства, а также подачи жалобы на действия судебного исполнителя. Во всех названных случаях осуществляется защита прав сторон исполнительного производства. Для защиты прав иных лиц, затронутых исполнением, закон предусматривает необходимость использования исковых средств (иски об освобождении имущества от ареста). Анализ статей ГПК позволяет сделать вывод о том, что м/б обжаловано любое действие судебного исполнителя, осуществленное с нарушением процессуальных предписаний или представляющее отказ от совершения предусмотренных законом действий. Объектом обжалования могут выступать нарушения в организации исполнительного производства (совершение исполнительных действий во внеурочное время). Предъявление иска об освобождении имущества от ареста - основная форма защиты затронутых исполнением прав лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства. Под поворотом исполнения судебного решения следует понимать восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного судебного решения. Ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному судебному постановлению.
112. Основания исполнения и виды исполнительных док-тов.В исполнительном производстве основаниями принудительного исполнения выступают судебные постановления и другие акты государственных и общественных юрисдикционных органов, правомочных осуществлять защиту субъективных прав и интересов граждан, должностных лиц, юридических лиц и государства. В порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством, подлежат исполнению лишь те юрисдикционные акты, исполнение которых отнесено к компетенции общих судов законодательством. Неполный перечень судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению общими судами содержится в ГПК. Иным законодательством к актам, подлежащим исполнению судом относятся решения Республиканского трудового арбитража. Для возбуждения исполнительного производства по принудительному исполнению необходимо предъявить в суд исполнительный документ. Перечень исполнительных документов, выдаваемых общими судами приведен в ГПК. В остальных случаях по ГПК и действующему законодательству основание исполнения и исполнительный документ совпадают (исполнительная надпись нотариальных органов) или являются одним из экземпляров юрисдикционного акта, направляемым для принудительного исполнения (постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях).
114. Сроки в исполн-ном производстве. Давность для предъявления исполн-ных док-тов к принуд-ному исполнению.ГПЗ устанавливает в исполнительном производстве процесс.сроки для совершения процесс.действий, а также давностные сроки, в течение которых можно требовать принудительного исполнения суд.решений и иных актов. Начальный момент возможного принудительного исполнения закреплен в ГПК посредством установления процессуальных сроков на приведение в исполнение, принудительное исполнение и контроль за добровольным исполнением. Согласно ГПК суд.постановления приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Иные акты приводятся в исполнение в сроки установленные законодательством (либо немедленно, либо по истечении сроков на обжалование и добровольное исполнение, например, решения КТС). Согласно ГПК по общему правилу должнику суд.исполнитель предоставляет 7-дн.срок для добровольного исполнения. Иные сроки действуют, если они указаны в суд.постановлении, ином акте или акте законодательства. Давностными сроками в исполнительном производстве явл-ся сроки предъявления к исполнению исполн-ных док-тов. Сроки предъявления исполн-ных док-тов к исполнению определяют временные пределы для осуществления права взыскателя на принудительное исполнение. ГПЗ предусматривает возможность приостановления и перерыва сроков давности, а также их восстановления при пропуске по уважительным причинам.
12. Юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица. Их процесс.права и обязанности. Два вида: имеющие непосредственный интерес к исходу дела; имеющие гос-ный, общ-ный или иной интерес. К первой группе лиц в исковом производстве относятся: стороны (истец и ответчик), третьи лица, заявление требования на предмет спора, и третьи лица, не заявляющие такие требования, которые непосредственно участвуют в споре либо оказывают содействие одной из сторон гражд.-правового спора. В производстве по делам, возникающим из адм.-правовых отношений: заявители, гос.органы, юрид.лица и иные организации, должн.лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также заинтересованные лица. В особом производстве: заявители, заинтересованные граждане и юрид.лица, которые участвуют в деле с целью защиты судом своих охраняемых законом интересов. В приказном и исполнительном производстве: взыскатель и должник – стороны, в бесспорном порядке осуществляющие через суд право материального требования либо принудительно исполняющие подтвержденное судом или иным органом право требования. Ко второй группе законно относит: прокурора, гос.органы, юрид.лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц; гос.органы, вступившие в процесс с цель. Дачи заключения по делу; представителей юрид.заинт-ных лиц. Общие права юрид.заинт-ных лиц обеспечивают им возможность защитить свои интересы в процессе на всем его протяжении. Это права, вытекающие из принципа состязательности, подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии док-тов и требовать их удостоверения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, имеют право заявлять отводы и обжаловать суд.постановления. Обязанность – добросовестно пользоваться принадлежащими им процесс.правами.
14. Юрид-ки не заинт-ные в исходе дела участники процесса как субъекты гражд.процес.правоотношений.ГПК относит: свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, хранителей арестованного или спорного имущества. В теории ГП этих участников имеют лицами, содействующими осуществлению правосудия. Это содействие проявляется в получении судом доказательственной информации; выяснении отдельных вопросов, требующих специальных познаний; в обеспечении общения с лицами, не владеющими языком судопроизводства; в удостоверении хода и рез-тов процесс.действия (понятые); в хранении имущества.
16. Общие правила подведомственности суду гражд.дел.Общие правила подвед-ности гражд.дел суду общей юрисдикции закреплены в ГПК, применительно к четырем видам гражд.судопроизводства - исковому; производству, возникающему из адм.-правовых отношений; особому; приказномуи применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законод-ва (спец.подведомственность). Иск.производство - основной вид судопроизводства по рассмотрению гражд.дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве. В основу общих правил подвед-ности дел иск.производства положены критерии: спор о праве; субъектный состав спорящих сторон; хар-р спорного правоотношения; наличие или отсутствие искл-ния из общих правил, устан-ного актами законод-ва. К ведению судов отнесены дела, возникающие из адм-ных отношений: по жалобам на действия избир-ных комиссий; по жалобам на постановления гос.органов и должн.лиц по делам об адм-ных правонар-ниях граждан; по жалобам на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в записи актов гражд.состояния; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; по жалобам на действия (бездействие) гос.органов и иных юрид.лиц, а также орган-ций, не являющихся юрид.лицами, и должн.лиц, ущемляющих права граждан; по жалобам на решения апелляц-ного совета патентной экспертизы при патентном органе; иные дела, возникающие из адм.-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом. Особое производствоотличается от искового отсутствием спора о праве и как следствие этого - отсутствием спорящих сторон с противоположными юрид-кими интересами. Возникновение спора, подв-ного суду, если это обнаружится при рассмотрении дела в порядке особого производства, влечет оставление заявления без рассмотрения с разъяснением заинт-ным лицам их права предъявить иск на общих основаниях. В соответствии с ГПК в особом производстве рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юрид-кое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности. Подведомственные суду дела бесспорного хар-ра рассматриваются, кроме особого, и в приказном производстве (производстве по выдаче суд.приказа). Это новый вид производства в суде первой инстанции. Приказное - это упрощенная процесс.форма рассмотрения очевидных и бесспорных дел.Оно осущ-ся без суд.разбирательства, вызова должника и заявителя, заслушивания их объяснений. Для получения суд.приказа заявителю достаточно направить в суд заявление и подтвердить обязанность должника док-ми.
11. Основания для отвода судьи, секретаря суд.заседания, суд.исполнителя. Порядок заявления и разрешения отвода.В целях обесп-ния правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражд.дел, защиты прав и свобод граждан, юрид-ких лиц законод-во устанавливает основания и порядок отвода судьи, секретаря суд.заседания, а для исполн-ного производства – суд.исполнителя. В соответствии с действующим законод-вом судья не вправе участвовать в рассмотрении дела, если: с одной из сторон его связывают отношения брака, родства, усыновления, опеки или попечительства или если он был или явл-ся представителем одной из сторон по рассматриваемому делу; если он при предыдущем рассмотрении данного дела в судах первой, второй инстанции либо в порядке надзора участвовал в качестве свидетеля, эксперта, переводчика, прокурора, секретаря суд.заседания; если он лично, прямо или косвенно заинт-ван в исходе дела или имеются иные обстоят-ва, вызывающие сомнения в его объект-ти и беспристр-ти. Судьи, рассматривающие дело, не могут находиться в родстве между собой. В числе мотивов отвода, помимо заинт-ности, закон называет иные обстоят-ва, позволяющие сомневаться в объективности и беспристрастности судьи. Основания для отвода судьи распространяются также на секретаря суд.заседания, за исключением случая его участия в этом кач-ве в предыдущем рассм-нии дела. Отвод согласно ГПК должен заявл-ся письменно или устно и занос-ся в протокол суд.заседания. Право заявить отвод должно быть реализовано до начала рассмотрения дела по сущ-ву. Позднейшее заявление отвода допускается лишь в случаях, когда основание для него возникло или стало известным лицу, заявляющему отвод, после начала рассмотрения дела. Если такие обстоят-ва стали известны судье после начала рассмотрения дела, он обязан сообщить о них в суд.заседании и разрешить вопрос об отводе по собственной инициативе. Заявление об отводе должно быть мотивированным. Вопрос об отводе рассматривается судом в совещательной комнате с вынесением определения. Отвод, заявленный судье, рассматр-щему дело единолично, разрешается им самим. Отвод секретарю заявляется в таком же порядке, что и судье, и разрешается судьей или председательствующим, рассматривающим дело. Суд.исполнитель не вправе участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо явл-ся родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. В таких случаях исполнитель обязан заявить самоотвод, не дожидаясь ходатайств сторон, а судья обязан принять меры к его замене. Вопрос об отводе исполнителя решается судьей.
13. Гражд.процесс-ная правоспособность и дееспособность.Закон определяет гражд.процес.правоспособность как способность иметь ГПП и нести обязанности стороны и третьего лица. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и юрид.лицами, за РБ и ее адм.-территори.единицами, за организациями, не являющимися юрид.лицами. В равной стеепни закон признает правоспособность за иностранными гражданами, ЛБГ, иностр.гос-вами. Граждан.процес.дееспособность – это способность своими действиями осуществлять свои права, выполнять обязанности в суде, поручать ведение дела представителю. Принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, несовершеннолетним (эмансипированные и вступившие в брак до 18 л.), юрид.лицам, обладающим правоспособностью. Дееспособность тесно связана с материальной, однако не совпадает с ней, несмотря на этой, последствия признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным распространяются и на процессуальную дееспособность. По объему дееспособности граждан можно разделить на три категории: недееспособные, частично дееспособные, полностью дееспособные. В возрасте до 14 лет и признанные недееспособными процесс.дееспособностью не обладают. Права и охраняемые законом интересы этих граждан в судах защищают их законные представители. Частично дееспособные в возрасте от 14 до 18 л., а также ограниченные в дееспособности совершеннолетние. Полная дееспособность с 18 л. Гражданская дееспособность юрид.лиц возникает и прекращается в полном объеме одновременно с их правоспособностью.
15. Понятие и виды подведомственности.В любом гос-ве склад-ся система органов, наделенных правом разрешать юрид-кие дела, и поэтому возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Средством решения этой задачи и явл-ся институт подвед-ности юрид-ких дел. Каждый из судов, а также иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им. В науке ГПП подв-ность опред-ся как относимостъ нужд-ся в гос-но-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных гос-ных, общ-ных, смешанных органов и третейских судов, как свойство юрид-ких дел, в силу которого они подлежат разрешению опред-ными юрисдикционными органами. Под подв-ностью дел общим судам понимаются гражд.дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. В законод-ве выделяют различные виды подведомственности: в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел - подведомственность дел судам (общим, хоз-ным), адм-ным органам, третейским, товарищ.судам; в завис-ти от хар-ра дел– подв-ность дел иск.производства; дел, возникающих из адм.-правовых отношений; особого и приказного произв-ва; судам подведомственны и другие дела, отнесенные законод-ными актами к их компетенции; в зависимости от хар-ра норм, регулирующих подведомственность, - общую,т.е. регламентируемую общими правилами и специальную,определяемую основе особых указаний в актах законод-ва в порядке исключения из общих правил. Подвед-ность в зависимости от количеств юрисдикционных органов подразделяют на единичную (исключ-ную) и множественную. Единичная предусматривает возможность рассмотрения опред-ной категории дел каким-либо одним указанным в законе органом. Множественная допускает возможность рассмотрения определенных категорий дел несколькими различными органами. Множественную в зависимости от установленного законодателем способа выбора органа, который должен рассмотреть дело, подразделяют на альтернативную, договорную, императивную, условную.