Процесс.порядок рассмотрения заявлений о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Производство о пересмотре суд.постановлений по вновь от­крывшимся обстоятельствам м/б начато по заявлению юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц либо представлению проку­роров или других лиц, наделенных правом принесения протеста в по­рядке надзора. Юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица подают заяв­ление о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам в суд, который вынес решение, определение или постановление не позднее 3 мес. со дня установления вновь открывшихся обстоятельств. В случае пропуска указанного срока по уваж-ной причине он м/б по просьбе заявителя восстановлен судом. Заявление о восстанов­лении срока подается одновременно с заявлением о пересмотре судеб­ного решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Должн.лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Поступившее заявление в суд, следовательно, автоматически не возбуждает производство по пересмотру дела. Для осуществления дан­ного права необходимо наличие определенных условий: а) заявление должно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пере­смотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; б) должен быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно. При несоблюдении указанных условий, свидетельствующих об отсутствии права на возбуждение производства по вновь открыв­шихся обстоятельствам, следует отказ в принятии заявления. На опре­деление суда может быть подана частная жалоба (протест). После отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается судом на общих основаниях.

108. Компетенция суда и суд.исполнителя в исполн-ном производстве.Согласно Закону "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" в районном (гор-ком) суде имеются судьи по адм-ным делам и испол­н-ному производству. Однако ни законод-во о судоустройст­ве, ни ГПК не закрепляет их исключительную компетенцию по совер­шению процесс.действий в исполн-ном производстве. Эти вопросы разрешаются всеми судьями единолично по поручению пред­седателя суда. Первичным действием, направленным на обеспечение исполне­ния, явл-ся право и обязанность суда выдать исполн-ный доку­мент (исполн-ный лист либо определение о суд.приказе). Это право принадлежит суду, разрешившему дело и до­полняется также правом направить исполн-ный документ для ис­полнения по просьбе взыскателя, а в предусмотренных ГПК случаях и по своей инициативе. Эти же суды выдают дубликат исполн-ного листа. Суд в суд.заседании восстанавливает, если иное не установ­лено законом, пропущенные сроки на предъявление исполн-ных до­к-тов, осуществляет поворот исполнения, разрешает заявления сторон, других лиц, представления суд.ис­полнителя по вопросам мат-ного и процесс.права, возни­кающем в исполн-ном производстве. Это прежде все­го заявления об отсрочке и рассрочке исполнения, а также о приоста­новлении и прекращении исполн-ного производства, возвращении исполн-ного док-та взыскателю, о розыске долж­ника, жалобы сторон и протесты прокурора на действия суд.исполнителя, налагает суд.штрафы за не­исполнение решения, требований суд.исполнителя. Судья вне суд.заседания проверяет правильность оформле­ния исполн-ных док-тов, наличие права на принудительное ис­полнение, соблюдение порядка его осущ-ния и отказывает в воз­буждении исполн-ного производства, вправе отло­жить своим определением исполн-ные действия. Кроме того, согласно ГПК контроль за правильным и своевременным исполнением исполн-ных док-тов возложен на судей. Предусмотренные законом действия по принудительному испол­нению под контролем судьи осущ-ся суд.исполнителем. Председатель районного суда представляет к назначению суд.исполнителей и организует их работу. Назначение и освобождение от должности суд.исполнителей осущ-ся начальниками управления юстиции областных исполкомов. Права и обязанности судебного ис­полнителя и в целом их статус как органа принудительного исполнения определяются ГПК.




110. Защита прав сторон и других лиц в исполн-ном производстве.ГПК предусматривает след.средства зашиты нарушенных прав: обжалование действий органов исполнения; заявление требований об освобождении имущества от ареста; поворот исполнения судебных постановлений. С учетом разграничения компетенции судьи и судебного исполни­теля закон предусматривает возможность подачи частной жалобы (про­теста) на определение суда по вопросам, разрешаемым в стадии испол­нительного производства, а также подачи жалобы на действия судебно­го исполнителя. Во всех названных случаях осуществляется защита прав сторон исполнительного производства. Для защиты прав иных лиц, затронутых исполнением, закон предусматривает необходимость использования ис­ковых средств (иски об освобождении имущества от ареста). Анализ статей ГПК позволяет сделать вывод о том, что м/б обжаловано любое действие судебного исполнителя, осуществленное с нарушением процессуальных предписаний или пред­ставляющее отказ от совершения предусмотренных законом действий. Объектом обжалования могут выступать нарушения в организации ис­полнительного производства (совершение исполнительных действий во внеурочное время). Предъявление иска об освобождении имущества от ареста - ос­новная форма защиты затронутых исполнением прав лиц, не являющих­ся сторонами исполнительного производства. Под поворотом исполнения судебного решения следует понимать восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного судебного решения. Ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отме­ненному судебному постановлению.




112. Основания исполнения и виды исполнительных док-тов.В исполнительном производстве основаниями принудительного исполнения выступают судебные постановления и другие акты государ­ственных и общественных юрисдикционных органов, правомочных осуществлять защиту субъективных прав и интересов граждан, должно­стных лиц, юридических лиц и государства. В порядке, определяемом гражданским процессуальным законода­тельством, подлежат исполнению лишь те юрисдикционные акты, испол­нение которых отнесено к компетенции общих судов законодательством. Неполный перечень судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению общими судами содержится в ГПК. Иным законодательством к актам, подлежащим исполнению судом относятся решения Республиканского трудового ар­битража. Для возбуждения исполнительного производства по принудитель­ному исполнению необходимо предъявить в суд исполнительный доку­мент. Перечень исполнительных документов, выдаваемых общими су­дами приведен в ГПК. В остальных случаях по ГПК и действующему законода­тельству основание исполнения и исполнительный документ совпадают (исполнительная надпись нотариальных органов) или явля­ются одним из экземпляров юрисдикционного акта, направляемым для принудительного исполнения (постановления государствен­ных органов и должностных лиц по делам об административных право­нарушениях).

114. Сроки в исполн-ном производстве. Давность для предъявления исполн-ных док-тов к принуд-ному исполнению.ГПЗ устанавливает в исполнительном производстве процесс.сроки для совершения процесс.действий, а также давностные сроки, в течение кото­рых можно требовать принудительного исполнения суд.решений и иных актов. Начальный момент возможного принудительного исполнения за­креплен в ГПК посредством установления процессуальных сроков на приведение в исполнение, принудительное исполнение и контроль за добровольным исполнением. Согласно ГПК суд.постановления приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедлен­ного исполнения. Иные акты приводятся в исполнение в сроки установ­ленные законодательством (либо немедленно, либо по истечении сроков на обжалование и добровольное исполнение, например, решения КТС). Согласно ГПК по общему правилу должнику суд.исполнитель предоставляет 7-дн.срок для добровольного ис­полнения. Иные сроки действуют, если они указаны в суд.поста­новлении, ином акте или акте законодательства. Давностными сроками в исполнительном производстве явл-ся сроки предъявления к исполнению исполн-ных док-тов. Сроки предъявления исполн-ных док-тов к исполнению определяют временные пределы для осуществления права взыскателя на принудительное исполнение. ГПЗ предусматривает возможность приостановления и перерыва сроков давности, а также их восстановления при пропуске по уважительным причинам.

12. Юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица. Их процесс.права и обязанности. Два вида: имеющие непосредственный интерес к исходу дела; имеющие гос-ный, общ-ный или иной интерес. К первой группе лиц в исковом производстве относятся: стороны (истец и ответчик), третьи лица, заявление требования на предмет спора, и третьи лица, не заявляющие такие требования, которые непосредственно участвуют в споре либо оказывают содействие одной из сторон гражд.-правового спора. В производстве по делам, возникающим из адм.-правовых отношений: заявители, гос.органы, юрид.лица и иные организации, должн.лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также заинтересованные лица. В особом производстве: заявители, заинтересованные граждане и юрид.лица, которые участвуют в деле с целью защиты судом своих охраняемых законом интересов. В приказном и исполнительном производстве: взыскатель и должник – стороны, в бесспорном порядке осуществляющие через суд право материального требования либо принудительно исполняющие подтвержденное судом или иным органом право требования. Ко второй группе законно относит: прокурора, гос.органы, юрид.лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц; гос.органы, вступившие в процесс с цель. Дачи заключения по делу; представителей юрид.заинт-ных лиц. Общие права юрид.заинт-ных лиц обеспечивают им возможность защитить свои интересы в процессе на всем его протяжении. Это права, вытекающие из принципа состязательности, подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии док-тов и требовать их удостоверения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, имеют право заявлять отводы и обжаловать суд.постановления. Обязанность – добросовестно пользоваться принадлежащими им процесс.правами.

14. Юрид-ки не заинт-ные в исходе дела участники процесса как субъекты гражд.процес.правоотношений.ГПК относит: свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, хранителей арестованного или спорного имущества. В теории ГП этих участников имеют лицами, содействующими осуществлению правосудия. Это содействие проявляется в получении судом доказательственной информации; выяснении отдельных вопросов, требующих специальных познаний; в обеспечении общения с лицами, не владеющими языком судопроизводства; в удостоверении хода и рез-тов процесс.действия (понятые); в хранении имущества.

16. Общие правила подведомственности суду гражд.дел.Общие правила подвед-ности гражд.дел суду общей юрисдикции закреплены в ГПК, применительно к четырем видам гражд.судопроизводства - исковому; производству, возникающему из адм.-правовых отношений; особому; приказномуи применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законод-ва (спец.подведомственность). Иск.производство - основной вид судопроизводства по рассмотрению гражд.дел судом, по­скольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве. В основу общих правил подвед-ности дел ис­к.производства положены критерии: спор о праве; субъектный состав спорящих сторон; хар-р спорного правоотношения; наличие или отсутствие искл-ния из общих правил, устан-ного актами законод-ва. К ведению судов отнесены дела, возникающие из адм-ных отношений: по жалобам на действия избир-ных комис­сий; по жалобам на постановления гос.органов и должн.лиц по делам об адм-ных правонар-ниях граждан; по жалобам на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в записи актов гражд.состояния; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; по жалобам на действия (бездействие) гос.органов и иных юрид.лиц, а также орган-ций, не являющихся юрид.лицами, и должн.лиц, ущемляю­щих права граждан; по жалобам на решения апелляц-ного совета патентной экспертизы при патентном органе; иные дела, возникающие из адм.-правовых отношений в случаях, предусмотрен­ных законом. Осо­бое производствоотличает­ся от искового отсутствием спора о праве и как след­ствие этого - отсутствием спорящих сторон с противоположными юрид-кими интересами. Возник­новение спора, подв-ного суду, если это обнару­жится при рассмотрении дела в порядке особого произ­водства, влечет оставление заявления без рассмотрения с разъяснением заинт-ным лицам их права предъявить иск на общих основаниях. В соответствии с ГПК в особом производ­стве рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юрид-кое значение; о признании гражданина безвестно отсутствую­щим и объявлении умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособ­ным или недееспособным, о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности. Подведомственные суду дела бесспорного хар-ра рассматриваются, кроме особого, и в приказном произ­водстве (производстве по выдаче суд.приказа). Это новый вид производства в суде первой инстанции. Приказное - это упрощен­ная процесс.форма рассмотрения очевидных и бесспорных дел.Оно осущ-ся без суд.раз­бирательства, вызова должника и заявителя, заслуши­вания их объяснений. Для получения суд.приказа заявителю достаточно направить в суд заявление и под­твердить обязанность должника док-ми.

11. Основания для отвода судьи, секретаря суд.заседания, суд.исполнителя. Порядок заявления и разрешения отвода.В целях обесп-ния правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражд.дел, защиты прав и свобод граждан, юрид-ких лиц законод-во устанавливает основания и порядок отвода судьи, секретаря суд.заседания, а для исполн-ного производства – суд.исполнителя. В соответствии с действующим законод-вом судья не вправе участвовать в рассмотре­нии дела, если: с одной из сторон его связывают отношения брака, родства, усыновления, опеки или попе­чительства или если он был или явл-ся пред­ставителем одной из сторон по рассматриваемо­му делу; если он при предыдущем рассмотрении данного дела в судах первой, второй инстанции либо в порядке надзора участвовал в качестве свидете­ля, эксперта, переводчика, прокурора, секретаря суд.заседания; если он лично, прямо или косвенно заинт-ван в исходе дела или имеются иные обстоят-ва, вызывающие сомнения в его объект-ти и беспристр-ти. Судьи, рассматривающие дело, не могут находиться в родстве между собой. В числе мотивов отвода, помимо заинт-нос­ти, закон называет иные обстоят-ва, позволяющие сомневаться в объективности и беспристрастности судьи. Основания для отвода судьи распространяются также на секретаря суд.заседания, за исключением случая его участия в этом кач-ве в предыдущем рассм-нии дела. Отвод согласно ГПК должен заявл-ся письменно или устно и занос-ся в протокол суд.заседания. Право заявить отвод должно быть реализовано до начала рассмотрения дела по сущ-ву. Позднейшее заявление отвода допускается лишь в случаях, когда основание для него возникло или стало известным лицу, заявляющему отвод, после начала рассмотрения дела. Если такие обстоят-ва стали известны судье после начала рассмотрения дела, он обязан сообщить о них в суд.заседании и разрешить вопрос об отводе по собственной инициативе. Заявление об отводе должно быть мотивированным. Вопрос об отводе рассматривается судом в совеща­тельной комнате с вынесением определения. Отвод, заявленный судье, рассматр-щему дело единолично, разрешается им самим. Отвод секретарю заявляется в таком же порядке, что и судье, и разрешается судьей или председательствующим, рассматривающим дело. Суд.исполнитель не вправе участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо явл-ся родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. В таких случаях исполнитель обязан заявить самоотвод, не дожидаясь ходатайств сторон, а судья обязан принять меры к его замене. Вопрос об отводе исполнителя решается судьей.

13. Гражд.процесс-ная правоспособность и дееспособность.Закон определяет гражд.процес.правоспособность как способность иметь ГПП и нести обязанности стороны и третьего лица. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и юрид.лицами, за РБ и ее адм.-территори.единицами, за организациями, не являющимися юрид.лицами. В равной стеепни закон признает правоспособность за иностранными гражданами, ЛБГ, иностр.гос-вами. Граждан.процес.дееспособность – это способность своими действиями осуществлять свои права, выполнять обязанности в суде, поручать ведение дела представителю. Принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, несовершеннолетним (эмансипированные и вступившие в брак до 18 л.), юрид.лицам, обладающим правоспособностью. Дееспособность тесно связана с материальной, однако не совпадает с ней, несмотря на этой, последствия признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным распространяются и на процессуальную дееспособность. По объему дееспособности граждан можно разделить на три категории: недееспособные, частично дееспособные, полностью дееспособные. В возрасте до 14 лет и признанные недееспособными процесс.дееспособностью не обладают. Права и охраняемые законом интересы этих граждан в судах защищают их законные представители. Частично дееспособные в возрасте от 14 до 18 л., а также ограниченные в дееспособности совершеннолетние. Полная дееспособность с 18 л. Гражданская дееспособность юрид.лиц возникает и прекращается в полном объеме одновременно с их правоспособностью.

15. Понятие и виды подведомственности.В любом гос-ве склад-ся система органов, наделенных правом разрешать юрид-кие дела, и поэтому возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Средством решения этой задачи и явл-ся институт подвед-ности юрид-ких дел. Каждый из судов, а также иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им. В науке ГПП подв-ность опред-ся как относимостъ нужд-ся в гос-но-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных гос-ных, общ-ных, смешанных органов и третейских судов, как свойство юрид-ких дел, в силу которого они подлежат разрешению опред-ными юрисдикционными органами. Под подв-ностью дел общим судам пони­маются гражд.дела, которые эти суды правомоч­ны рассматривать и разрешать по существу. В законод-ве выделяют различные виды подведом­ственности: в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел - подве­домственность дел судам (общим, хоз-­ным), адм-ным органам, третейским, товарищ.судам; в завис-ти от хар-ра дел– подв-ность дел иск.производства; дел, возникающих из адм.-правовых отношений; особого и приказного произв-ва; судам подведомственны и другие дела, отнесен­ные законод-ными актами к их компетен­ции; в зависимости от хар-ра норм, регулирую­щих подведомственность, - общую,т.е. регламентируемую общими правилами и специальную,определяемую основе особых указаний в актах законод-ва в порядке исключения из общих правил. Подвед-ность в зависимости от количеств юрисдикционных органов подразделяют на единичную (исключ-ную) и множественную. Единичная предусматривает возможность рассмотрения опред-ной категории дел каким-либо одним указанным в законе органом. Множественная допускает возможность рассмотрения определенных категорий дел несколькими различными органами. Множественную в зависимости от установленного законодателем способа выбора орга­на, который должен рассмотреть дело, подразделяют на альтернативную, договорную, императивную, условную.



Наши рекомендации