Тема: Общественная опасность экстремизма и терроризма
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Понятия «экстремизм» «терроризм».
2. Виды террористических актов и способы их осуществления.
3. Международный (транснациональный) терроризм.
4. Государственная поддержка терроризма.
5. Экономическая цена терроризма.
6. Организация антитеррористических мероприятий в России.
7. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.
6.3. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
1. БЖД как наука. Цели, задачи, предмет изучения. Актуальность проблем БЖД.
2. Роль науки и образования в обеспечении БЖД.
3. Значение курса БЖД в подготовке специалистов.
4. Понятие "чрезвычайная ситуация".
5. Отличительные черты понятий "опасная ситуация" и "экстремальная ситуация".
6. Различие терминов "авария", "катастрофа" и "стихийное бедствие".
7. Основные признаки ЧС.
8. Классификация чрезвычайных ситуаций.
9. Причины и профилактика ЧС. Понятие риска для жизни.
10. Основные группы ЧС природного характера.
11. Общие закономерности природных ЧС.
12. Основные группы антисейсмических мероприятий.
13. Противолавинные профилактические мероприятия.
14. Факторы вызывающие оползни и сели.
15. Основные группы ЧС гидрологического характера.
16. Основные ЧС метеорологического характера.
17. Признаки, по которым классифицируются природные пожары.
18. Средства тушения пожаров и их применение.
19. Действия педагога во время стихийных бедствий.
20. Группы ЧС техногенного происхождения?
21. Характеристика аварий на радиационно-опасных объектах.
22. Радиация, её разновидности, источники радиационной опасности.
23. Пути проникновения излучения в организм человека и механизм действия ионизирующего излучения.
24. Лучевая болезнь.
25. Допустимые дозы облучения.
26. Защита от облучения при радиационной аварии.
27. Характеристика аварий на химически опасных объектах.
28. Характеристика химических веществ по степени их опасности.
29. Характеристика аварий на пожаро – и взрывоопасных объектах и особенности их воздействия на население и окружающую среду.
30. Действие педагога во время аварий и катастроф.
31. Классификация социальных опасностей.
32. Причины социальных опасностей.
33. Виды социальных опасностей.
34. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Зоны повышенной опасности.
35. Транспорт и его опасности.
36. Правила безопасного поведения на транспорте.
37. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность.
38. Общественная опасность экстремизма и терроризма.
39. Виды террористических актов и способы их осуществления.
40. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.
41. Действия педагогов и обучающихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
42. Проблемы национальной и международной безопасности РФ.
43. Гражданская оборона, её задачи.
44. Современные средства поражения.
45. Средства индивидуальной защиты.
46. Защитные сооружения гражданской обороны.
47. Организация защиты населения в мирное и военное время.
48. Организация ГО в общеобразовательных учреждениях.
49. Прогнозирование ЧС и планирование мероприятий по обеспечению БЖД в ЧС.
50. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
51. Силы и средства РСЧС.
52. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
53. Условия труда. Вредные производственные факторы и их классификация. Опасные производственные факторы.
54. Параметры, определяющие микроклимат, терморегуляция, пути теплоотдачи.
55. Гигиеническое нормирование производственного микроклимата.
56. Меры защиты человека от перегревания и переохлаждения.
57. Основные светотехнические понятия и единицы.
58. Основные зрительные функции и их зависимость от освещения.
59. Гигиенические требования к производственному освещению.
60. Виды производственного освещения.
61. Нормирование производственного освещения.
62. Производственная пыль. Производственные яды, профилактика профессиональных отравлений.
63. Шум как вредный фактор производственной среды.
64. Требования, предъявляемые к уровню шума в учебно-производственных помещениях.
65. Меры защиты от воздействия производственного шума.
66. Нормирование шума.
67. Физическая и гигиеническая характеристика производственной вибрации.
68. Виды вибрации и её влияние на организм.
69. Нормирование вибрации.
70. Первая (доврачебная) помощь при следующих несчастных случаях.
71. Показания к проведению основных манипуляций. Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
72. Признаки клинической смерти.
73. Реанимация при остановке сердца и дыхания.
6.4. Задания и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным условием допуска к зачету студентов заочного отделения. Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Контрольная работа выполняется в форме реферата и теста. Реферат (термин происходит от немецкого Referat, от латинского refere – докладывать, сообщать) представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему. Реферат содержит фактическую информацию по теме, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их теоретического и практического применения. Реферат составляется на основе нескольких литературных источников, сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу и дает объективную оценку проблемы. При ответе на каждый вопрос следует приводить по несколько примеров, которые желательно сопровождать иллюстративным материалом (рисунки, таблицы, диаграммы).
При написании реферата студент должен опираться на рекомендуемую литературу, действующую нормативно-техническую литературу (СНиП, СН, СанПиН, ГОСТ, ОСТ, указания, требования, инструкция и т.д.), использовать сведения из научных монографий и периодических изданий. Основная литература должна быть преимущественно не ранее 2008 года издания. Каждый вариант контрольной работы включает три теоретических вопроса из разных разделов дисциплины. Для освещения каждого вопроса следует использовать не менее 3-4-х источников.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включает следующие компоненты:
1. Титульный лист. Оформление традиционное с обязательным указанием названия дисциплины и номера варианта контрольной работы (Приложение 1).
2. План (или содержание). В плане должны быть приведены названия всех тем контрольной работы в той формулировке, в которой они представлены в методических указаниях, с указанием страниц в тексте реферата.
3. Введение. Во введении должно быть отражено значение данной дисциплины при обучении студентов по выбранному направлению (профилю), актуальность тем контрольной работы; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели.
4. Три главы – по числу тем контрольной работы. Темы реферата при необходимости могут делиться на параграфы. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой, например: «2.1, 2.2, 2.3» и т.д. При делении главы на параграфы их названия должны быть вынесены в План.
5. Заключение. В заключении должны быть сделаны выводы о достижении цели и решении поставленных во введении задач.
6. Список литературы. Составляется по алфавиту. Включает все использованные в контрольной работе источники, в том числе электронные носители и интернет-ресурсы. Составляется по общепринятым правилам описания источников (Приложение 2).
7. Приложения (если необходимы) включают крупные рисунки, таблицы и обозначаются «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется на листах формата А4. Предпочтителен компьютерный вариант набора текста. Объем – по 5-8 страниц текста на каждый теоретический вопрос.
Текст реферата размещается с выравниванием «по ширине страницы». Абзацы выделяются красной строкой с отступом 1,25 см. Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) - 14, интервал (расстояние между строчками и абзацами) – 1,15. Поля слева 3 см, остальные – по 2 см.
Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Номер страницы проставляется в нижнем правом углу. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится.
Рисунки и таблицы (если они есть) в реферате также нумеруются. Все рисунки и таблицы должны иметь подписи. Название рисунка идет сразу за номером рисунка (например, Рис. 2. Строение клетки) и ставится «по центру страницы» под рисунком. Подпись таблицы в реферате также располагается «по центру страницы», но ставится над таблицей. Номер таблицы проставляется над подписью к таблице после слова «Таблица» и располагается «по правому краю», например, «Таблица 4».
На все использованные в тексте реферата сведения, материалы, точные числовые данные, нормативные акты должны быть ссылки. Ставить ссылки можно двумя способами: 1) за текстом номер ссылки в верхнем регистре, внизу страницы – название источника, 2) за текстом в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. При использовании прямых цитат рядом с номером источника нужно указать номер страницы (к примеру, [4, с. 78]). (Приложение 3).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оценка «не зачтено» за контрольную работу выставляется в следующих случаях:
· в работе выполнено только одно или два задания варианта;
· темы заданий раскрыты не в полном объеме;
· содержание ответов не соответствует темам задания;
· в тексте контрольной работы отсутствуют ссылки на литературные источники;
· оформление работы не соответствует указанным выше требованиям.
Оценка «зачтено» выставляется, если:
· в работе имеются развернутые ответы на все теоретические задания варианта;
· оформление работы соответствует указанным выше требованиям.
Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки по следующей схеме:
Номер варианта | Две последние цифры зачетной книжки |
01, 31, 61, 91, 02, 32, 62, 92, 03, 33, 63, 93, 04, 34, 64, 94, 05, 35, 65, 95, 06, 36, 66, 96, 07, 37, 67, 97, 08, 38, 68, 98, 09, 39, 69, 99, 10, 40, 70, 00 11, 41, 71, 12, 42, 72, 13, 43, 73, 14, 44, 74, 15, 45, 75, 16, 46, 76, 17, 47, 77, 18, 48, 78, 19, 49, 79, 20, 50, 80, 21, 51, 81, 22, 52, 82, 23, 53, 83, 24, 54, 84, 25, 55, 85, 26, 56, 86, 27, 57, 87, 28, 58, 88, 29, 59, 89, 30, 60, 90 |
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Объект, предмет, методология безопасности жизнедеятельности, теория и практика безопасности.
2. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
3. Военная доктрина Российской Федерации.
Вариант 2
1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
2. Производственное освещение, его основные характеристики. Нормирование производственного освещения
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Вариант 3
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её роль и задачи.
2. Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека.
3. Реформирование вооруженных сил Российской Федерации.
Вариант 4
1. Особенности радиационного заражения местности при авариях на АЭС. Ликвидация последствий радиационного заражения местности
2. Действие шума, ультра- и инфразвука на организм человека. Предельно допустимые уровни. Основные методы борьбы с действием шума, ультра- и инфразвука.
3. Задачи Российской Федерации по укреплению безопасности в 21-м веке.
Вариант 5.
1. Размеры и структура зон поражения при производственных авариях. Характеристика очагов, первичные и вторичные поражающие факторы.
2. Безопасность при работе с компьютером. Параметры микроклимата в помещениях. Рабочее место оператора. Режим труда и отдыха.
3. Проблемы безопасности в годы «холодной войны» и при ее завершении.
Вариант 6.
1. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (аварии на химических и на радиационно-опасных объектах).
3. Военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество России со странами мира.
Вариант 7.
1. Гидрологические чрезвычайные ситуации, их классификация и характеристика. Принципы, способы защиты населения.
2. Действие преподавателя по обеспечению безопасности обучающихся при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
3. Военная доктрина Российской Федерации.
Вариант 8.
1. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности.
2. Пожарная и взрывная безопасность. Показатели пожароопасности веществ и материалов. Горючесть. Огнегасительные вещества