Разработкастратегиисорсинга.

Практическоезанятие№1

Тема.Сетевыеграфики.Построение.

Цельзанятия.Применениетеорииграфовипостроениесетевыхграфиков.Исследованиеспособовсокращениякритическогопутивдопустимыхслучаях.

Ходработы

1. ПостроениеграфовК53,3.Пентаграммакакпримерправильногографа.

Объектыграфов:вершины–рёбра;узлы–дуги;точки–линии.

Псевдограф:наличиепетель.Мультиграф–наличиекратныхрёбер.Орграф–ориентированныерёбра.

2. Изобразитьсетевойграфик.Основноевыделяющеесвойство:однаначальнаявершинаиоднаконечная.Графориентированный,вершины–события,рёбра–процессы,этапыработы.Соотнесёнсвременнойосью.Возможнасинхронизациявведениемфиктивныхрёбер.Наличиекритическогопути:последовательностьрёбермаксимальнойдлительности.

3. Ввершинахуказываетсярезервноевремя,используемоедляперераспределенияработсцельюсокращениядлиныкритическогопути.

Выводы.Входевыполненияработыосвоенопостроениесетевыхграфиковирасчётыкритическогопути.

Практическоезанятие№2

Тема.Сетевыеграфики. Матричное представление.

Цельзанятия.Применениематричнойалгебрыкисследованиюграфовисетевыхграфиков.

Ходработы

1. Составлениематрицысмежности:вершина-вершина.

2. Составлениематрицыинцидентности(матрицаинциденций):вершины-рёбра.

3. Связностьграфа–возможностьразбитьграфнадванезависимыхграфа.

4. Матрицациклов.

5. Применениематричнойалгебрыксетевымграфикам.

Выводы.Входевыполненияработыпримененыприёмызаданияграфовисетевыхграфиковвматричномвиде.

Практическоезанятие№3

Тема.Транспортнаязадача.Заданиеусловий.

Цельзанятия.Ознакомлениеспостановкойтранспортнойзадачииопределениеисходныхданных.

Ходработы

1. Формулировказадачдоставкигрузов(графК3,3)инахожденияоптимальногоилиприемлемоговариантарешения.

2. Математическаяпостановказадачи.

3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.

4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.

Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.

Практическоезанятие№4

Тема.Транспортнаязадача.Решениесимплекс-методом.

Цельзанятия.Изучениевозможностиполученияоптимальногорешениятранспортнойзадачиматематическимиметодами.

Ходработы

1. Заданиелинейнойцелевойфункцииилинейныхусловийиограничений.

2. Математическаяпостановказадачи.

3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.

4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.

Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.

Практическоезанятие№5

Тема.Логистикаснабжения.

Цельзанятия.Выявлениесущественныхсторонфункционированиялогистическойсистемыснабжения(ЛСС)сточкизренияоптимальностирешения.

Ходработы

1. Выявлениецелейпроцессовснабжения.ПродвинутыйэтапЛСС–непрерывностьматериальныхпотоков,оптимизациязатрат,управлениеклиентурой.Характеризуетсяиспользованиемаутсорсинга,централизованнымконтролем,управлениемцепьюпоставок.

2. Оптимизацияпроцессаснабжениявцеляхповышениярентабельности.Приёмы:оптимизациятранспортныхзадач,снижениеуровнязапасов,стратегическийсорсинг,аудитзакупок.

3. Стратегическийсорсинг-формироватьэффективныеканалыпоставок.

4. Стандартныепоказателиприанализепроцессовирезультатовдеятельности:

- объемзакупокуодногопоставщика(вденежномвыражении);

- количествопоставщиковпокаждойноменклатурнойпозиции;

- отношениезатратназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);

- отношениеоперационныхрасходовназакупкукобъемупродаж(вде­нежномвыражении);

- циклвыполнениязаказаназакупкиповидампродукции:отдатыот­правкизаказаназакупкудодатыполучениязаказаворганизации(вднях);

- процентнаядоляэлектронныхзакупок.

5. Методыпрогнозирования.Экстраполяция–прогнозированиеповедениязапределамидиапазонавыборки.Интерполяция–определениезначениявпределахвыборки.Экспертнаяоценка(индивидуальная,коллективная.МетодДельфи,методвзвешенныхоценок).Методыэкономико-математическогомоделирования.

6. РеальноеизучениерешенияпроблемснабжениявкомплексныхпрограммахАСУMRP.

Выводы.ЛССтребуетучётаобоснованныхэкономическихпоказателей.Контрольуправленияианализрезультатовнавсехуровнях.Применениеэкономико-математическихмоделейиметодов.Использованиесовременныхэлектронныхтехнологий,облачныхвычислений.

Практическоезанятие№6

Тема.Выборпоставщика.

Цельзанятия.Оцениваниеивыборпоставщикасучётомоценкипоставщиковпорядукритериев(требуемоекачество,соблюдениесроков,оптимальностьцены,долговременностьотношений).Учётразличийвподходахкпоискуновогопоставщикаипродолжениепоставокотстарогопоставщика.

Ходработы

1. Выборпоставщика–СТРАТЕГИЧЕСКОЕРЕШЕНИЕ!

2. Оценкадеятельностииопределениерейтингадействующегопоставщика.Системапоказателей–составитьсписок.

3. Анализстарогорынкаснабженияилиисследованиенового.Когдавозникаетнеобходимостьвовторомслучае?

4. Составитьсписокисточниковинформации.Двавозможныхнаправления:поставщиктранспортныхуслуг(«Грузовичкофф»идругие)ипоставщикспортивногоинвентаря(Адидас–Найк),Фишер-Уилсон).

5. Критериивыбора–качествотовара/услуг,цена,надёжностьпоставок.

Примероценкипобалльнойшкале:лидер–100;Стандарт–66;ниже–33;неудовлетворительно–1;отказ-0.

Выводы.ВыделеныпреимуществасистемыоценокпоАникину.Рейтинговаясистемаоценкиноситэкспертныйхарактеридолжнапроверятьсястатистическимиисследованиями.

Практическоезанятие№7

Тема.Управлениеснабжениеморганизации.

Цельзанятия.Раскрытьтему–логистикаснабжениякакфункциональнаяобластьинтегрированнойлогистики.Определитьпонятие«стратегическийсорсинг»,егоэлементы.Перечислитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга,возможныекорректировкивведённыхформулировок.

Ходработы

1. Сформулироватьпонятие«снабжение»какпроцесс,перечислитьосновныецелипроцессаснабжения.

Основныецелипроцессаснабжения:

— обеспечениенадежностиинепрерывностиматериальногопотокаисер­висногопотока(услуг),необходимыхдляфункционированияорганизации;

— поддержаниеиповышениекачествапроцессаснабжениянаосновемо­дернизацииирационализации;

— оптимизациязатратнаснабжение;

— формированиеиуправлениебазойпоставщиков;

— управлениевзаимоотношениямиспоставщиками;

— достижениегармоничных,продуктивныхрабочихотношенийсфун­кциональнымиподразделениямиорганизации,являющимисявнутреннимиклиентамиотделаснабжения.

2. Определитьсоставляющиесорсинга.

Вбизнесетермин«сорсинг»относитсякрядудействий,нацеленныхнанахождение,испытаниеивовлечениепоставщиковтоваровиуслуг:

· Аутсорсинг — договорноепривлечениестороннихорганизаций,использованиевнешнихресурсовдлядостижениясобственныхцелей,атакжепредоставлениесотрудниканаполныйрабочийденьилинаегочастьвдругуюфирму.

· Краудсорсинг — передачанекоторыхпроизводственныхфункцийнеопределённомукругулиц,решениеобщественнозначимыхзадачсиламидобровольцев,частокоординирующихприэтомсвоюдеятельностьспомощьюинформационныхтехнологий.

· Инсорсинг — дополнительноеиспользованиевнутреннихресурсовкомпании.(Википедия).

· Сорсинг — направление деятельности, включающее следующие элементы.

- Согласованнаястратегия.Стратегиясорсингаворганизациидолжнабытьсогласованасобщейстратегиейбизнеса.

- Скоординированныепроцессы.Организациинеобходимопередаватьвнешнимструктурамвидыдеятельности,недобавляющиеценности,которыевходятвихпроцесссорсинга.

- Оптимизированнаяорганизация.Современноеснабжениесталоспециализированнойфункцией,длявыполнениякоторойтребуютсяспециальныенавыкииуменияисоответствующаяпрофессиональнаяподготовка.

- Поддерживающаятехнология.Разработкаинтернет-технологийвнеслазначительныеизмененияввыполнениефункцииснабжения.

- Изменениерезультатов.Вцеляхуправленияфункциейсорсинга,ееоптимизацииимониторинганеобходиморазработатьсистемупоказателейдляоценкифункционированияподсистемыснабжениявнутриорганизациииоцен­киеевзаимодействиясвнешнейсредой.(Аникин)

3. Выделитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга.

1. Разработкагодовогоплана.

2. Формулированиетребованийкзакупаемойпродукции.

Оценкаивыборпоставщиков.

Практическоезанятие№8

Тема.Логистикапроизводства.

Цельзанятия.Оценитьлогистикупроизводствакакфункциональнуюподсистемуинтегрированнойлогистики,включающуювсебявопросыорганизациииуправлениядвижениемматериальныхресурсов(МР)междустадиямипроизводственногопроцессавплотьдополученияготовойпродукции(ГП).СпособыобеспеченияритмичногоиэкономичногодвиженияМРвсоответствииспланамипроизводстваиреализацииГП.

Ходработы

1. Использованиеинтегрированныхсистемуправлениядляполнойавтоматизациипроизводственногопроцессаотпроцессапроектированиядосистемуправлениятехнологическимипроцессами.(САПР,CAD/CAE/CAM,АСУТП,станкисЧПУ,концепцииMRPII,ERP,ГИП,ГАС).

2. Современныетенденции:созданиеусловийоптимального,эффективногоирезультативногопроизводственногопроцесса.Индивидуализацияпродукциитребуетразвитиямелкосерийногоиединичноготипапроизводства.Вариантрешения–3D-принтерыразличногомасштаба,оттарыдостроительныхработ.

3. Производственнаясистема:сложныйконгломератматериальныхобъектов,коллективовлюдей,производственных,научно-техническихиинформационныхпроцессов.

4. Производственныйпроцесс–упорядоченныйвпространствеивременикомплекструдовыхиестественныхпроцессовдляизготовленияпродукциивнеобходимомколичествеиснужнымкачеством.

5. Цикличностьпроизводстваипринципыорганизациипроизводственногопроцесса:специализация,параллельность(совместимость),непрерывность(минимизацияпростоевикомпактностьразмещения),пропорциональность(сбалансированностьпропускнойспособностипроизводственныхканалов),прямоточность(отсутствиевозвратныхцикловвпроизводстве),ритмичность,интегративность(сквозноеуправлениефункциональнымицикламиснабжения,производстваисбыта–информационныесистемыуправленияклассаERP-CSRP).

Справка.

Практическоезанятие№9(см.Приложение1)

Тема.Оптимизацияпроцессовпроизводства.

Цельзанятия.Ознакомлениесоперативнымпланированиемиуправлениемпроизводстванавсехстадияхпроизводственногопроцессаотполучениясырьядореализациипродукции.Атакжеметодамиоптимизациипланированияипроизводства.

Ходработы

1. Восновеоперативногопланированиялежитпроизводственнаяпрограмма.Разрабатываютсяразличныесистемыоперативно-календарныхрасчётов,оперирующиепонятиями:

- планово-учётнойединицы(первичныйобъёктпланированияиучёта–заказ,комплект,деталь);

- календарно-плановыенормативы(основныепоказателимоделированияходапроизводства–длительность,размерпартии,тактпоточнойлинии);

- оформлениеплановойиучётнойдокументации.

Справка.

MES(отангл.manufacturingexecutionsystem,системауправленияпроизводственнымипроцессами) — специализированноеприкладноепрограммноеобеспечение,предназначенноедлярешениязадачсинхронизации,координации,анализаиоптимизациивыпускапродукцииврамкахкакого-либопроизводства.MES-системыотносятсякклассусистемуправленияуровняцеха,номогутиспользоватьсяидляинтегрированногоуправленияпроизводствомнапредприятиивцелом.(МатериализВикипедии).

Выводы.Системныйструктурныйподходкрассмотрениюфункционированияпроизводстваобеспечиваетоптимизациюпланированияработыиоблегчаетинтеграциюсостальнымилогистическимиподсистемами.

Практическоезанятие№10

Тема.Логистикараспределения(Распределительнаялогистика,Сбытоваялогистика).

Цельзанятия.Рассмотрениеаспектовсбытовойлогистики,еёфункциональногонаполненияивзаимодействиясдругимилогистическимиподсистемами.

Ходработы

1. Вариантыраскрытиятермина«Логистикараспределения».Первое.Законыраспределенияпродукцииотизученияпотребностейрынкадотранспортно-экспедиционногообслуживания.Второе.Наукаопланировании,контролеиуправлениитранспортировкой,складированиемидругимиоперациямивпроцесседоведенияГПдопотребителяссопроводительнойинформацией.Третье.Комплексфункцийраспределенияматериальногопотокамеждуоптовымипокупателями.

2. Логистикараспределениякакобластьнаучныхисследований.Системнаяинтеграцияфункций,реализуемыхвпроцессераспределенияматериальногоисопутствующихемупотоков(информационного,финансового,сервисного)междуразличнымипотребителями,т.е.впроцессереализациитоваров(Б.А.Аникин).

3. Основнаяцель–обеспечениедоставки.

Семьправиллогистики(отраслевойпорталhttp://www.logistics.ru/):

- продуктдолженбытьнеобходимпотребителю;

- продуктдолженбытьсоответствующегокачества;

- продуктдолженбытьвнеобходимомколичестве;

- продуктдолженбытьдоставленвнужноевремя;

- продуктдолженбытьдоставленвнужноеместо;

- 6.продуктдолженбытьдоставленсминимальнымизатратами;

- продуктдолженбытьконкретномупотребителю.

4. Терминология:сбыт,распределение,дистрибьюциякакзаключительнаячасть(!)жизненногоциклаизделия.Распределение–процесспродвиженияпродукцииотпроизводителядоконечногопотребителя.Дистрибьюция(поВ.И.Сергееву)полныйсинонимраспределения,дополненныйфункциямиорганизациипродаж,пред-ипослепродажногосервиса.Сбыт–начальнаястадияпроцессавыходатоваравсферуиспользования(купля-продажа,передачаправсобственностинатовар).Варианттрактовкисбыта:«каналысбыта»сучётомсистемногоподходакорганизациидоведенияГПдоконечногопотребителя,чтоприравниваетнаполнениеэтоготерминакдвумпервым.

5. Особенностьпредметалогистикираспределения–необходимостьрационализациипроцессараспределения.Современныйлогистическийподходбазируетсянаинтегральнойпарадигме,реализуемойвсистемахSCM-управлениецепямипоставок.ОпарадигмахлогистикисмотриПриложение2(http://www.startlogistic.ru/osnovy-logistiki/67-paradigmy-logistiki.html).

6. Актуальнаяпроблемалогистикираспределения–разрешениемежфункциональныхконфликтоввтрадиционныхструктурахуправлениямеждуфункциональнымиподразделениями.Необходиморазграничениеполномочиймеждуподразделениямииудалениедублирующихцепейуправления.

7. Рассмотретьреализациюосновныхфункций(сбыт,хранение,транспортировка)намикроуровнеимакроуровне.

Выводы.Воздействиеинтегральнойпарадигмылогистикиналогистикураспределенияреализуетсяспомощьюсовременныхинформационныхтехнологий.

Практическоезанятие№11

Тема.Реорганизациясистемыраспределения.

Цельзанятия.Определениепотребностивреорганизациисистемыраспределения,принятойнапредприятии,всвязисинтеграционнымитенденциямивэкономикеирастущейдинамикойсовременногорынка.

Ходработы

1. Реорганизациядействующейсетираспределенияилиразработкановойраспределительнойподсистемыможетпотребоватьсяпоразличнымпричинам.Влюбомслучаенеобходимаразработкапроекта.Определитьвозможныепричиныреорганизации.

2. Определитьспособыоценкиэффективностилогистикираспределения.

3. ПривестипримерыGAP-анализа.

4. Привестиметодыпроектированияраспределительнойсети.

Выводы.Приведеныспособыповышенияэффективностифункционированияподсистемыраспределительнойлогистики.

Приложение1

http://e-educ.ru/ism5.html

E-duc.ru–Заботясьобобразовании

Информационныесистемыменеджмента.

ВцеляхоптимальногоуправленияпроизводствомAPICS–АmericanProductionandInventoryControlSociety(Американскоеобществопоконтроюзапроизводствомизапасами)былиразработаныпринципыуправленияматериальнымизапасамипредприятия.ЭтипринципылежатвосновеконцепцииMRP(MaterialRequirementsPlanning–планированиепотребностипредприятиявматериальныхресурсах).

Напервомэтапев1970-хгг.внедрялисьсистемы,соответствующиестандартууправленияпредприятиемMRP.Внедрениесистем,реализующихэтуметодологию,позволиловыстроитьвыпускпродукции,планированиеиуправлениезапасамивединыйбизнес-процесс.Однакоэтисистемынеучитывалипроизводственныемощности,ихзагрузку,трудовыересурсыит.д.,всвязисчемвозниклаконцепцияMRPII(MRP–ManufacturingResourcesPlanning) — системыпланированияресурсовпроизводства.Вдальнейшемиэтаконцепцияполучиларазвитие,иконецXXв.ознаменованпоявлениемERP-систем–системпланированияресурсовпредприятия(EnterpriseResourcePlanning),восновекотороголежитпринципсозданияединогохранилищаданных,содержащихвсюделовуюинформацию,накопленнуюорганизациейвпроцессеведенияделовыхопераций,включаяфинансовуюинформацию,данные,связанныесуправлениемпроизводством,управлениемперсоналомилюбыедругиесведения.

КонцепцияMRP

Минимизацияиздержек,связанныесоскладскимизапасамиинаразличныхучасткахвпроизводстве.Восновеэтойконцепциилежитпонятиеспецификацииизделия(billofmaterial — BOM),котороепоказываетзависимостьспросанасырье,полуфабрикатыидр.отпланавыпускаготовойпродукции(сучетомвремени).Наосновепланавыпускапродукции,спецификацииизделияиучетаособенностейтехнологическойцепочкииосуществляетсярасчетпотребностейпроизводствавматериалах(обязательнопривязанныйкконкретнымсрокам).КонцепцияMRPлеглавосновупостроениятакназываемыхMRP-систем.

КонцепцияMRPII

Эффективноеуправлениевсемиресурсамипроизводственногопредприятия,прогнозирование,планированиеиконтрольпроизводстваосуществляютсявтечениевсегожизненногоциклапродукции,начинаяотзакупкисырьяизаканчиваяотгрузкойпродукциипотребителю.ВконцепцииMRPестьсерьезныйнедостаток.Прирасчетепотребностивматериалахнеучитываютсяпроизводственныемощности,ихзагрузка,стоимостьрабочейсилыит.д.Поэтомув80-хгг.MRP-системасзамкнутымцикломбылатрансформированавсистемупланированияпроизводственныхресурсов(manufactoryresourceplanning),котораяполучиланазваниеMRPII.Цель:обеспечитьпланированиедеятельностипредприятиявнатуральныхединицах,финансовыхпоказателейвденежномвыражении,моделированиевозможностейпредприятия,отвечаянавопрос«Чтобудет,если?».

СтандартAPICSнасистемыклассаMRPIIсодержитописание16группфункцийсистемы

Планированиепродажипроизводства.Управлениеспросом.Составлениепланапроизводства.Планированиепотребностейвматериалах.Спецификациипродуктов.Управлениескладом.Плановыепоставки.Управлениенауровнепроизводственногоцеха.Планированиепотребностейвмощностях.Контрольвхода/выхода.Материально-техническоеснабжение.Планированиераспределенияресурсов.Планированиеиуправлениеинструментальнымисредствами.Управлениефинансами.Моделирование.Оценкарезультатовдеятельности.

Ониобеспечиваютинтеграциюфункцийпланирования,втомчислесогласованиеразличныхпроцессовуправлениявовремениипространстве.Представленныйнабормодулейнеявляетсяизбыточнымиименнопоэтомуон,восновном,сохраняетсяивсистемахследующихпоколений.

ПримерыERP-систем

•OracleE-BusinessSuite

•SapBusinessOne

•1С:Предприятие8.0

•MicrosoftDynamics

СистемауправлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятияERPII(CSRP):

ERPII(EnterpriseResource&RelationshipProcessing–«Управлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятия»,предложенGartnerGroup) — эторезультатразвитияметодологииитехнологииERPвнаправленииболеетесноговзаимодействияпредприятиясегоклиентамииконтрагентами.Приэтомуправленческаяинформациякомпаниинетолькоиспользуетсядлявнутреннихцелей,ноислужитдляразвитияотношенийсотрудничествасдругимиорганизациями.ВупрощенномвидеERPII — этоусовершенствованнаяERP-система,скоторойинтегрированыпродуктыклассаSCM(управлениеотношениямиспоставщиками)иCRM(управлениеотношениямисклиентами)плюскорпоративныйинтернет-портал,спомощьюкоторогосотрудникикомпаниимогутполучатьвсюнеобходимуюинформациюиоперативновзаимодействоватьдругсдругом,спартнерамииклиентами.

КонцепцияERPIIнаправленанаавтоматизациювнешнихсвязейинасозданиетакназываемого«виртуальногопредприятия»,отражающеговзаимодействиепроизводства,поставщиков,партнеровипотребителей,состоящееизавтономноработающихпредприятийиливременногообъединенияпредприятий,работающихнадоднимпроектом,программойидр.СистемаERPIIтакжеобладаетфункциямиуправленияфинансами,бухгалтерскийучет,управленияпродажамиипокупками,отношениясдебиторамиикредиторами,управлениеперсоналом,производство,управлениезапасами,позволяетуправлятьвзаимоотношениямисклиентами,цепочкамипоставок,веститорговлючерезИнтернет.

Приложение2

http://www.startlogistic.ru/-Логистика

Парадигмылогистикитесносвязанысчетырьмяэтапамиееэволюционногоразвития.Книмотносятся:

· аналитическая;

· технологическая(информационная);

· маркетинговая;

· интегральная.

ВокругэтихфундаментальныхпарадигмнаЗападесконцентрировалисьнаучныешколы,группыисследователейилогистическиесообщества.

Аналитическаяпарадигмапредставляетсобойпервоначальныйклассическийподходклогистикекакктеоретическойнауке,занимающейсяпроблемамиуправленияматериальнымипотокамивпроизводствеиобращении.Примеромконцентрацииисследованийвокруганалитическойпарадигмыявляютсяамериканскиеуниверситеты,гделогистика-однаизосновополагающихдисциплин.Аналитическаяпарадигмаосновананатвердойтеоретическойбазе,использующейприисследованияхметодыимоделитеорииуправлениязапасами,исследованияопераций,экономическойкибернетики,методыматематическойстатистикиидр.Характернойособенностьюпримененияаналитическойпарадигмыявляетсяпостроениедостаточносложнойэкономико-математическоймодели,отражающейспецификурешаемойлогистическойпроблемы.Такиемоделитребуютбольшогообъемаисходнойинформациииразработкисложныхалгоритмовпринятиярешенийвлогистическомуправлении,апрактическоеихприменение(исходяизуказанныхособенностей)сужаетсявосновномдовнутрипроизводственныхлогистическихсистем.Длябольшинствафирм,заинтересованныхвинтегральномподходеклогистическимисследованиям,аналитическаяпарадигманеудобна.

Технологическаяпарадигмапоявиласьв1960-хгг.итесносвязанасбурнымразвитиеминформационно-компьютерныхтехнологий.Философияданнойпарадигмызаключаетсявтом,чтосоднойстороны,можносформулироватьобщуюпроблемууправленияматериальнымпотокомлогистическогообъекта,асдругой-синтезироватьинформационно-компьютерноеобеспечениерешенияпроблемы.

Теоретическойосновойтехнологическойпарадигмыявляетсясистемныйподход,которыйприменяетсякакдлямоделированиясамихлогистическихобъектов,такидлясинтезасистеминформационно-компьютернойподдержки.Основныестратегиилогистическогоуправлениясостоятвтом,чтобыавтоматизироватьтривиальныезадачиииспользоватьинформационно-компьютернуюподдержкудлярешенияболеесложныхлогистическихзадач.Приэтомавтоматизациявсегопроцессауправленияматериальнымпотокомнеявляетсяцельювнутриданнойпарадигмы.ПрактическимпримеромиспользованиятехнологическойпарадигмыявляютсяширокораспространенныесистемыMRP(ManufacturingRequirements/ResourcePlanning)/DRP(DistributionRequirements/ResourcePlanning),применяемыевовнутрифирменномпланированиииуправлениизапасамиизакупкамиматериальныхресурсов,атакжепоставкамиготовойпродукциипотребителям(болееподробноосистемахречьбудетидтивследующихглавах).Однакологистическиесистемы,построенныенапринципахтехнологическойпарадигмы,неявляютсядостаточногибкимиидинамичнымиотносительносовременныхтребованийразвитиярыночнойэкономики.

Сначала1980-хгг.идонастоящеговремениврядеразвитыхстранприсинтезефирменныхлогистическихсистемчастоприменяетсямаркетинговаяпарадигма.Модели,использующиеэтупарадигму,имеютцельюописатьиобъяснитьотношениямеждулогистическойсистемойивозможностямифирмывконкурентнойборьбе.

Синтезируемаялогистическаясистемадолжнареализоватьстратегическуюцельфирмы-стратегиюконкуренциинарынкесбытаготовойпродукции,чтотребуетрешениятакихмаркетинговыхзадач,какизучениерынка,определениепозицийфирмынарынке,прогнозированиеспросанапродукциюит.п.Научнойбазойданнойпарадигмыявляютсявосновномэкономическиеисоциальныедисциплины(экономикаиорганизацияпроизводства,управлениеперсоналомикачествомпродукции,маркетингит.п.),аматематическуюосновусоставляютвосновномтеориявероятностей,математическаястатистикаит.п.Необходимоотметить,чтомодели,использующиевкачествеосновымаркетинговуюпарадигму,являютсядостаточноабстрактными,имеютбольшуюразмерность,многиепеременныеносяткачественныйхарактер,чтозатрудняетполучениепростыханалитическихрешений.ПримеромиспользованиямаркетинговойпарадигмызарубежомявляетсяLRP-система(LogisticsRequirementsPlanning)-системаконтролявходных,внутреннихивыходныхматериальныхпотоковнауровнефирмы,территориально-производственныхобъединенийимакрологистическихструктур.Системаизвестнатакжеподназванием"SupplyChainManagementSystem"(системауправлениялогистическойцепью).

Сегоднямногиехозяйственныеорганизациинапрактике,какправило,комбинируютиспользованиетрехвышеуказанныхпарадигм.Однаковпоследниегодыукорениласьиширокораспространяетсяноваялогистическаяпарадигма,которуюбольшинствоисследователейназываютинтегральной.Она,посуществу,развиваетмаркетинговую,учитываяприэтомновыепредпосылкиразвитиябизнесанасовременномэтапе,ккоторымможноотнестиследующие:

· новоепониманиемеханизмоврынкаилогистикикакстратегическогоэлементавконкурентныхвозможностяхфирмы;

· новыеперспективыинтеграциимеждулогистическимипартнерами,новыеорганизационныеотношения;

· радикальноизменившиесятехнологическиевозможности,вчастностигибкихпроизводствиинформационно-компьютерныхтехнологий,которыеоткрылиновыегоризонтыконтроляиуправлениявовсехсферахпроизводстваиобращенияпродукции.

ПримеромпримененияинтегрированнойлогистикиявляютсяконцепцияJIT(just-in-time-точновсрок),TQM(TotalQualityManagement-всеобщееуправлениекачеством),интегрированныесистемыдистрибьюцииидр.

Наинтегральнойпарадигмебазировалосьсозданиетакойлогистическойсистемы,какISCIS(IntegratedSupplyChainInformationSystem)-интегрированнойинформационнойсистемы,обслуживающейлогистическийканал.ISCISреализуетинтегрированнуюкоординациюлогистическихсистемизвеньевнамикро-имакроуровняхкакпоматериальным,такипоинформационнымпотокамспомощьюонлайновогорежимаобработкисообщенийвтелекоммуникационныхсетях.

Интегральнаяпарадигмауспешноиспользуетсяприсинтеземакроло-гистическихструктур.Вкачествепримераможнопривестисозданиемировойсетицентровторговли(TradePoint)врамкахмеждународнойпрограммыООНпоповышениюэффективностимировойторговли(программаUNCTAD1995-2005гг.).

Практическоезанятие№1

Тема.Сетевыеграфики.Построение.

Цельзанятия.Применениетеорииграфовипостроениесетевыхграфиков.Исследованиеспособовсокращениякритическогопутивдопустимыхслучаях.

Ходработы

1. ПостроениеграфовК53,3.Пентаграммакакпримерправильногографа.

Объектыграфов:вершины–рёбра;узлы–дуги;точки–линии.

Псевдограф:наличиепетель.Мультиграф–наличиекратныхрёбер.Орграф–ориентированныерёбра.

2. Изобразитьсетевойграфик.Основноевыделяющеесвойство:однаначальнаявершинаиоднаконечная.Графориентированный,вершины–события,рёбра–процессы,этапыработы.Соотнесёнсвременнойосью.Возможнасинхронизациявведениемфиктивныхрёбер.Наличиекритическогопути:последовательностьрёбермаксимальнойдлительности.

3. Ввершинахуказываетсярезервноевремя,используемоедляперераспределенияработсцельюсокращениядлиныкритическогопути.

Выводы.Входевыполненияработыосвоенопостроениесетевыхграфиковирасчётыкритическогопути.

Практическоезанятие№2

Тема.Сетевыеграфики. Матричное представление.

Цельзанятия.Применениематричнойалгебрыкисследованиюграфовисетевыхграфиков.

Ходработы

1. Составлениематрицысмежности:вершина-вершина.

2. Составлениематрицыинцидентности(матрицаинциденций):вершины-рёбра.

3. Связностьграфа–возможностьразбитьграфнадванезависимыхграфа.

4. Матрицациклов.

5. Применениематричнойалгебрыксетевымграфикам.

Выводы.Входевыполненияработыпримененыприёмызаданияграфовисетевыхграфиковвматричномвиде.

Практическоезанятие№3

Тема.Транспортнаязадача.Заданиеусловий.

Цельзанятия.Ознакомлениеспостановкойтранспортнойзадачииопределениеисходныхданных.

Ходработы

1. Формулировказадачдоставкигрузов(графК3,3)инахожденияоптимальногоилиприемлемоговариантарешения.

2. Математическаяпостановказадачи.

3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.

4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.

Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.

Практическоезанятие№4

Тема.Транспортнаязадача.Решениесимплекс-методом.

Цельзанятия.Изучениевозможностиполученияоптимальногорешениятранспортнойзадачиматематическимиметодами.

Ходработы

1. Заданиелинейнойцелевойфункцииилинейныхусловийиограничений.

2. Математическаяпостановказадачи.

3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.

4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.

Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.

Практическоезанятие№5

Тема.Логистикаснабжения.

Цельзанятия.Выявлениесущественныхсторонфункционированиялогистическойсистемыснабжения(ЛСС)сточкизренияоптимальностирешения.

Ходработы

1. Выявлениецелейпроцессовснабжения.ПродвинутыйэтапЛСС–непрерывностьматериальныхпотоков,оптимизациязатрат,управлениеклиентурой.Характеризуетсяиспользованиемаутсорсинга,централизованнымконтролем,управлениемцепьюпоставок.

2. Оптимизацияпроцессаснабжениявцеляхповышениярентабельности.Приёмы:оптимизациятранспортныхзадач,снижениеуровнязапасов,стратегическийсорсинг,аудитзакупок.

3. Стратегическийсорсинг-формироватьэффективныеканалыпоставок.

4. Стандартныепоказателиприанализепроцессовирезультатовдеятельности:

- объемзакупокуодногопоставщика(вденежномвыражении);

- количествопоставщиковпокаждойноменклатурнойпозиции;

- отношениезатратназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);

- отношениеоперационныхрасходовназакупкукобъемупродаж(вде­нежномвыражении);

- циклвыполнениязаказаназакупкиповидампродукции:отдатыот­правкизаказаназакупкудодатыполучениязаказаворганизации(вднях);

- процентнаядоляэлектронныхзакупок.

5. Методыпрогнозирования.Экстраполяция–прогнозированиеповедениязапределамидиапазонавыборки.Интерполяция–определениезначениявпределахвыборки.Экспертнаяоценка(индивидуальная,коллективная.МетодДельфи,методвзвешенныхоценок).Методыэкономико-математическогомоделирования.

6. РеальноеизучениерешенияпроблемснабжениявкомплексныхпрограммахАСУMRP.

Выводы.ЛССтребуетучётаобоснованныхэкономическихпоказателей.Контрольуправленияианализрезультатовнавсехуровнях.Применениеэкономико-математическихмоделейиметодов.Использованиесовременныхэлектронныхтехнологий,облачныхвычислений.

Практическоезанятие№6

Тема.Выборпоставщика.

Цельзанятия.Оцениваниеивыборпоставщикасучётомоценкипоставщиковпорядукритериев(требуемоекачество,соблюдениесроков,оптимальностьцены,долговременностьотношений).Учётразличийвподходахкпоискуновогопоставщикаипродолжениепоставокотстарогопоставщика.

Ходработы

1. Выборпоставщика–СТРАТЕГИЧЕСКОЕРЕШЕНИЕ!

2. Оценкадеятельностииопределениерейтингадействующегопоставщика.Системапоказателей–составитьсписок.

3. Анализстарогорынкаснабженияилиисследованиенового.Когдавозникаетнеобходимостьвовторомслучае?

4. Составитьсписокисточниковинформации.Двавозможныхнаправления:поставщиктранспортныхуслуг(«Грузовичкофф»идругие)ипоставщикспортивногоинвентаря(Адидас–Найк),Фишер-Уилсон).

5. Критериивыбора–качествотовара/услуг,цена,надёжностьпоставок.

Примероценкипобалльнойшкале:лидер–100;Стандарт–66;ниже–33;неудовлетворительно–1;отказ-0.

Выводы.ВыделеныпреимуществасистемыоценокпоАникину.Рейтинговаясистемаоценкиноситэкспертныйхарактеридолжнапроверятьсястатистическимиисследованиями.

Практическоезанятие№7

Тема.Управлениеснабжениеморганизации.

Цельзанятия.Раскрытьтему–логистикаснабжениякакфункциональнаяобластьинтегрированнойлогистики.Определитьпонятие«стратегическийсорсинг»,егоэлементы.Перечислитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга,возможныекорректировкивведённыхформулировок.

Ходработы

1. Сформулироватьпонятие«снабжение»какпроцесс,перечислитьосновныецелипроцессаснабжения.

Основныецелипроцессаснабжения:

— обеспечениенадежностиинепрерывностиматериальногопотокаисер­висногопотока(услуг),необходимыхдляфункционированияорганизации;

— поддержаниеиповышениек

Наши рекомендации