Разработкастратегиисорсинга.
Практическоезанятие№1
Тема.Сетевыеграфики.Построение.
Цельзанятия.Применениетеорииграфовипостроениесетевыхграфиков.Исследованиеспособовсокращениякритическогопутивдопустимыхслучаях.
Ходработы
1. ПостроениеграфовК5,К3,3.Пентаграммакакпримерправильногографа.
Объектыграфов:вершины–рёбра;узлы–дуги;точки–линии.
Псевдограф:наличиепетель.Мультиграф–наличиекратныхрёбер.Орграф–ориентированныерёбра.
2. Изобразитьсетевойграфик.Основноевыделяющеесвойство:однаначальнаявершинаиоднаконечная.Графориентированный,вершины–события,рёбра–процессы,этапыработы.Соотнесёнсвременнойосью.Возможнасинхронизациявведениемфиктивныхрёбер.Наличиекритическогопути:последовательностьрёбермаксимальнойдлительности.
3. Ввершинахуказываетсярезервноевремя,используемоедляперераспределенияработсцельюсокращениядлиныкритическогопути.
Выводы.Входевыполненияработыосвоенопостроениесетевыхграфиковирасчётыкритическогопути.
Практическоезанятие№2
Тема.Сетевыеграфики. Матричное представление.
Цельзанятия.Применениематричнойалгебрыкисследованиюграфовисетевыхграфиков.
Ходработы
1. Составлениематрицысмежности:вершина-вершина.
2. Составлениематрицыинцидентности(матрицаинциденций):вершины-рёбра.
3. Связностьграфа–возможностьразбитьграфнадванезависимыхграфа.
4. Матрицациклов.
5. Применениематричнойалгебрыксетевымграфикам.
Выводы.Входевыполненияработыпримененыприёмызаданияграфовисетевыхграфиковвматричномвиде.
Практическоезанятие№3
Тема.Транспортнаязадача.Заданиеусловий.
Цельзанятия.Ознакомлениеспостановкойтранспортнойзадачииопределениеисходныхданных.
Ходработы
1. Формулировказадачдоставкигрузов(графК3,3)инахожденияоптимальногоилиприемлемоговариантарешения.
2. Математическаяпостановказадачи.
3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.
4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.
Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.
Практическоезанятие№4
Тема.Транспортнаязадача.Решениесимплекс-методом.
Цельзанятия.Изучениевозможностиполученияоптимальногорешениятранспортнойзадачиматематическимиметодами.
Ходработы
1. Заданиелинейнойцелевойфункцииилинейныхусловийиограничений.
2. Математическаяпостановказадачи.
3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.
4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.
Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.
Практическоезанятие№5
Тема.Логистикаснабжения.
Цельзанятия.Выявлениесущественныхсторонфункционированиялогистическойсистемыснабжения(ЛСС)сточкизренияоптимальностирешения.
Ходработы
1. Выявлениецелейпроцессовснабжения.ПродвинутыйэтапЛСС–непрерывностьматериальныхпотоков,оптимизациязатрат,управлениеклиентурой.Характеризуетсяиспользованиемаутсорсинга,централизованнымконтролем,управлениемцепьюпоставок.
2. Оптимизацияпроцессаснабжениявцеляхповышениярентабельности.Приёмы:оптимизациятранспортныхзадач,снижениеуровнязапасов,стратегическийсорсинг,аудитзакупок.
3. Стратегическийсорсинг-формироватьэффективныеканалыпоставок.
4. Стандартныепоказателиприанализепроцессовирезультатовдеятельности:
- объемзакупокуодногопоставщика(вденежномвыражении);
- количествопоставщиковпокаждойноменклатурнойпозиции;
- отношениезатратназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);
- отношениеоперационныхрасходовназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);
- циклвыполнениязаказаназакупкиповидампродукции:отдатыотправкизаказаназакупкудодатыполучениязаказаворганизации(вднях);
- процентнаядоляэлектронныхзакупок.
5. Методыпрогнозирования.Экстраполяция–прогнозированиеповедениязапределамидиапазонавыборки.Интерполяция–определениезначениявпределахвыборки.Экспертнаяоценка(индивидуальная,коллективная.МетодДельфи,методвзвешенныхоценок).Методыэкономико-математическогомоделирования.
6. РеальноеизучениерешенияпроблемснабжениявкомплексныхпрограммахАСУMRP.
Выводы.ЛССтребуетучётаобоснованныхэкономическихпоказателей.Контрольуправленияианализрезультатовнавсехуровнях.Применениеэкономико-математическихмоделейиметодов.Использованиесовременныхэлектронныхтехнологий,облачныхвычислений.
Практическоезанятие№6
Тема.Выборпоставщика.
Цельзанятия.Оцениваниеивыборпоставщикасучётомоценкипоставщиковпорядукритериев(требуемоекачество,соблюдениесроков,оптимальностьцены,долговременностьотношений).Учётразличийвподходахкпоискуновогопоставщикаипродолжениепоставокотстарогопоставщика.
Ходработы
1. Выборпоставщика–СТРАТЕГИЧЕСКОЕРЕШЕНИЕ!
2. Оценкадеятельностииопределениерейтингадействующегопоставщика.Системапоказателей–составитьсписок.
3. Анализстарогорынкаснабженияилиисследованиенового.Когдавозникаетнеобходимостьвовторомслучае?
4. Составитьсписокисточниковинформации.Двавозможныхнаправления:поставщиктранспортныхуслуг(«Грузовичкофф»идругие)ипоставщикспортивногоинвентаря(Адидас–Найк),Фишер-Уилсон).
5. Критериивыбора–качествотовара/услуг,цена,надёжностьпоставок.
Примероценкипобалльнойшкале:лидер–100;Стандарт–66;ниже–33;неудовлетворительно–1;отказ-0.
Выводы.ВыделеныпреимуществасистемыоценокпоАникину.Рейтинговаясистемаоценкиноситэкспертныйхарактеридолжнапроверятьсястатистическимиисследованиями.
Практическоезанятие№7
Тема.Управлениеснабжениеморганизации.
Цельзанятия.Раскрытьтему–логистикаснабжениякакфункциональнаяобластьинтегрированнойлогистики.Определитьпонятие«стратегическийсорсинг»,егоэлементы.Перечислитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга,возможныекорректировкивведённыхформулировок.
Ходработы
1. Сформулироватьпонятие«снабжение»какпроцесс,перечислитьосновныецелипроцессаснабжения.
Основныецелипроцессаснабжения:
— обеспечениенадежностиинепрерывностиматериальногопотокаисервисногопотока(услуг),необходимыхдляфункционированияорганизации;
— поддержаниеиповышениекачествапроцессаснабжениянаосновемодернизацииирационализации;
— оптимизациязатратнаснабжение;
— формированиеиуправлениебазойпоставщиков;
— управлениевзаимоотношениямиспоставщиками;
— достижениегармоничных,продуктивныхрабочихотношенийсфункциональнымиподразделениямиорганизации,являющимисявнутреннимиклиентамиотделаснабжения.
2. Определитьсоставляющиесорсинга.
Вбизнесетермин«сорсинг»относитсякрядудействий,нацеленныхнанахождение,испытаниеивовлечениепоставщиковтоваровиуслуг:
· Аутсорсинг — договорноепривлечениестороннихорганизаций,использованиевнешнихресурсовдлядостижениясобственныхцелей,атакжепредоставлениесотрудниканаполныйрабочийденьилинаегочастьвдругуюфирму.
· Краудсорсинг — передачанекоторыхпроизводственныхфункцийнеопределённомукругулиц,решениеобщественнозначимыхзадачсиламидобровольцев,частокоординирующихприэтомсвоюдеятельностьспомощьюинформационныхтехнологий.
· Инсорсинг — дополнительноеиспользованиевнутреннихресурсовкомпании.(Википедия).
· Сорсинг — направление деятельности, включающее следующие элементы.
- Согласованнаястратегия.Стратегиясорсингаворганизациидолжнабытьсогласованасобщейстратегиейбизнеса.
- Скоординированныепроцессы.Организациинеобходимопередаватьвнешнимструктурамвидыдеятельности,недобавляющиеценности,которыевходятвихпроцесссорсинга.
- Оптимизированнаяорганизация.Современноеснабжениесталоспециализированнойфункцией,длявыполнениякоторойтребуютсяспециальныенавыкииуменияисоответствующаяпрофессиональнаяподготовка.
- Поддерживающаятехнология.Разработкаинтернет-технологийвнеслазначительныеизмененияввыполнениефункцииснабжения.
- Изменениерезультатов.Вцеляхуправленияфункциейсорсинга,ееоптимизацииимониторинганеобходиморазработатьсистемупоказателейдляоценкифункционированияподсистемыснабжениявнутриорганизациииоценкиеевзаимодействиясвнешнейсредой.(Аникин)
3. Выделитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга.
1. Разработкагодовогоплана.
2. Формулированиетребованийкзакупаемойпродукции.
Оценкаивыборпоставщиков.
Практическоезанятие№8
Тема.Логистикапроизводства.
Цельзанятия.Оценитьлогистикупроизводствакакфункциональнуюподсистемуинтегрированнойлогистики,включающуювсебявопросыорганизациииуправлениядвижениемматериальныхресурсов(МР)междустадиямипроизводственногопроцессавплотьдополученияготовойпродукции(ГП).СпособыобеспеченияритмичногоиэкономичногодвиженияМРвсоответствииспланамипроизводстваиреализацииГП.
Ходработы
1. Использованиеинтегрированныхсистемуправлениядляполнойавтоматизациипроизводственногопроцессаотпроцессапроектированиядосистемуправлениятехнологическимипроцессами.(САПР,CAD/CAE/CAM,АСУТП,станкисЧПУ,концепцииMRPII,ERP,ГИП,ГАС).
2. Современныетенденции:созданиеусловийоптимального,эффективногоирезультативногопроизводственногопроцесса.Индивидуализацияпродукциитребуетразвитиямелкосерийногоиединичноготипапроизводства.Вариантрешения–3D-принтерыразличногомасштаба,оттарыдостроительныхработ.
3. Производственнаясистема:сложныйконгломератматериальныхобъектов,коллективовлюдей,производственных,научно-техническихиинформационныхпроцессов.
4. Производственныйпроцесс–упорядоченныйвпространствеивременикомплекструдовыхиестественныхпроцессовдляизготовленияпродукциивнеобходимомколичествеиснужнымкачеством.
5. Цикличностьпроизводстваипринципыорганизациипроизводственногопроцесса:специализация,параллельность(совместимость),непрерывность(минимизацияпростоевикомпактностьразмещения),пропорциональность(сбалансированностьпропускнойспособностипроизводственныхканалов),прямоточность(отсутствиевозвратныхцикловвпроизводстве),ритмичность,интегративность(сквозноеуправлениефункциональнымицикламиснабжения,производстваисбыта–информационныесистемыуправленияклассаERP-CSRP).
Справка.
Практическоезанятие№9(см.Приложение1)
Тема.Оптимизацияпроцессовпроизводства.
Цельзанятия.Ознакомлениесоперативнымпланированиемиуправлениемпроизводстванавсехстадияхпроизводственногопроцессаотполучениясырьядореализациипродукции.Атакжеметодамиоптимизациипланированияипроизводства.
Ходработы
1. Восновеоперативногопланированиялежитпроизводственнаяпрограмма.Разрабатываютсяразличныесистемыоперативно-календарныхрасчётов,оперирующиепонятиями:
- планово-учётнойединицы(первичныйобъёктпланированияиучёта–заказ,комплект,деталь);
- календарно-плановыенормативы(основныепоказателимоделированияходапроизводства–длительность,размерпартии,тактпоточнойлинии);
- оформлениеплановойиучётнойдокументации.
Справка.
MES(отангл.manufacturingexecutionsystem,системауправленияпроизводственнымипроцессами) — специализированноеприкладноепрограммноеобеспечение,предназначенноедлярешениязадачсинхронизации,координации,анализаиоптимизациивыпускапродукцииврамкахкакого-либопроизводства.MES-системыотносятсякклассусистемуправленияуровняцеха,номогутиспользоватьсяидляинтегрированногоуправленияпроизводствомнапредприятиивцелом.(МатериализВикипедии).
Выводы.Системныйструктурныйподходкрассмотрениюфункционированияпроизводстваобеспечиваетоптимизациюпланированияработыиоблегчаетинтеграциюсостальнымилогистическимиподсистемами.
Практическоезанятие№10
Тема.Логистикараспределения(Распределительнаялогистика,Сбытоваялогистика).
Цельзанятия.Рассмотрениеаспектовсбытовойлогистики,еёфункциональногонаполненияивзаимодействиясдругимилогистическимиподсистемами.
Ходработы
1. Вариантыраскрытиятермина«Логистикараспределения».Первое.Законыраспределенияпродукцииотизученияпотребностейрынкадотранспортно-экспедиционногообслуживания.Второе.Наукаопланировании,контролеиуправлениитранспортировкой,складированиемидругимиоперациямивпроцесседоведенияГПдопотребителяссопроводительнойинформацией.Третье.Комплексфункцийраспределенияматериальногопотокамеждуоптовымипокупателями.
2. Логистикараспределениякакобластьнаучныхисследований.Системнаяинтеграцияфункций,реализуемыхвпроцессераспределенияматериальногоисопутствующихемупотоков(информационного,финансового,сервисного)междуразличнымипотребителями,т.е.впроцессереализациитоваров(Б.А.Аникин).
3. Основнаяцель–обеспечениедоставки.
Семьправиллогистики(отраслевойпорталhttp://www.logistics.ru/):
- продуктдолженбытьнеобходимпотребителю;
- продуктдолженбытьсоответствующегокачества;
- продуктдолженбытьвнеобходимомколичестве;
- продуктдолженбытьдоставленвнужноевремя;
- продуктдолженбытьдоставленвнужноеместо;
- 6.продуктдолженбытьдоставленсминимальнымизатратами;
- продуктдолженбытьконкретномупотребителю.
4. Терминология:сбыт,распределение,дистрибьюциякакзаключительнаячасть(!)жизненногоциклаизделия.Распределение–процесспродвиженияпродукцииотпроизводителядоконечногопотребителя.Дистрибьюция(поВ.И.Сергееву)полныйсинонимраспределения,дополненныйфункциямиорганизациипродаж,пред-ипослепродажногосервиса.Сбыт–начальнаястадияпроцессавыходатоваравсферуиспользования(купля-продажа,передачаправсобственностинатовар).Варианттрактовкисбыта:«каналысбыта»сучётомсистемногоподходакорганизациидоведенияГПдоконечногопотребителя,чтоприравниваетнаполнениеэтоготерминакдвумпервым.
5. Особенностьпредметалогистикираспределения–необходимостьрационализациипроцессараспределения.Современныйлогистическийподходбазируетсянаинтегральнойпарадигме,реализуемойвсистемахSCM-управлениецепямипоставок.ОпарадигмахлогистикисмотриПриложение2(http://www.startlogistic.ru/osnovy-logistiki/67-paradigmy-logistiki.html).
6. Актуальнаяпроблемалогистикираспределения–разрешениемежфункциональныхконфликтоввтрадиционныхструктурахуправлениямеждуфункциональнымиподразделениями.Необходиморазграничениеполномочиймеждуподразделениямииудалениедублирующихцепейуправления.
7. Рассмотретьреализациюосновныхфункций(сбыт,хранение,транспортировка)намикроуровнеимакроуровне.
Выводы.Воздействиеинтегральнойпарадигмылогистикиналогистикураспределенияреализуетсяспомощьюсовременныхинформационныхтехнологий.
Практическоезанятие№11
Тема.Реорганизациясистемыраспределения.
Цельзанятия.Определениепотребностивреорганизациисистемыраспределения,принятойнапредприятии,всвязисинтеграционнымитенденциямивэкономикеирастущейдинамикойсовременногорынка.
Ходработы
1. Реорганизациядействующейсетираспределенияилиразработкановойраспределительнойподсистемыможетпотребоватьсяпоразличнымпричинам.Влюбомслучаенеобходимаразработкапроекта.Определитьвозможныепричиныреорганизации.
2. Определитьспособыоценкиэффективностилогистикираспределения.
3. ПривестипримерыGAP-анализа.
4. Привестиметодыпроектированияраспределительнойсети.
Выводы.Приведеныспособыповышенияэффективностифункционированияподсистемыраспределительнойлогистики.
Приложение1
http://e-educ.ru/ism5.html
E-duc.ru–Заботясьобобразовании
Информационныесистемыменеджмента.
ВцеляхоптимальногоуправленияпроизводствомAPICS–АmericanProductionandInventoryControlSociety(Американскоеобществопоконтроюзапроизводствомизапасами)былиразработаныпринципыуправленияматериальнымизапасамипредприятия.ЭтипринципылежатвосновеконцепцииMRP(MaterialRequirementsPlanning–планированиепотребностипредприятиявматериальныхресурсах).
Напервомэтапев1970-хгг.внедрялисьсистемы,соответствующиестандартууправленияпредприятиемMRP.Внедрениесистем,реализующихэтуметодологию,позволиловыстроитьвыпускпродукции,планированиеиуправлениезапасамивединыйбизнес-процесс.Однакоэтисистемынеучитывалипроизводственныемощности,ихзагрузку,трудовыересурсыит.д.,всвязисчемвозниклаконцепцияMRPII(MRP–ManufacturingResourcesPlanning) — системыпланированияресурсовпроизводства.Вдальнейшемиэтаконцепцияполучиларазвитие,иконецXXв.ознаменованпоявлениемERP-систем–системпланированияресурсовпредприятия(EnterpriseResourcePlanning),восновекотороголежитпринципсозданияединогохранилищаданных,содержащихвсюделовуюинформацию,накопленнуюорганизациейвпроцессеведенияделовыхопераций,включаяфинансовуюинформацию,данные,связанныесуправлениемпроизводством,управлениемперсоналомилюбыедругиесведения.
КонцепцияMRP
Минимизацияиздержек,связанныесоскладскимизапасамиинаразличныхучасткахвпроизводстве.Восновеэтойконцепциилежитпонятиеспецификацииизделия(billofmaterial — BOM),котороепоказываетзависимостьспросанасырье,полуфабрикатыидр.отпланавыпускаготовойпродукции(сучетомвремени).Наосновепланавыпускапродукции,спецификацииизделияиучетаособенностейтехнологическойцепочкииосуществляетсярасчетпотребностейпроизводствавматериалах(обязательнопривязанныйкконкретнымсрокам).КонцепцияMRPлеглавосновупостроениятакназываемыхMRP-систем.
КонцепцияMRPII
Эффективноеуправлениевсемиресурсамипроизводственногопредприятия,прогнозирование,планированиеиконтрольпроизводстваосуществляютсявтечениевсегожизненногоциклапродукции,начинаяотзакупкисырьяизаканчиваяотгрузкойпродукциипотребителю.ВконцепцииMRPестьсерьезныйнедостаток.Прирасчетепотребностивматериалахнеучитываютсяпроизводственныемощности,ихзагрузка,стоимостьрабочейсилыит.д.Поэтомув80-хгг.MRP-системасзамкнутымцикломбылатрансформированавсистемупланированияпроизводственныхресурсов(manufactoryresourceplanning),котораяполучиланазваниеMRPII.Цель:обеспечитьпланированиедеятельностипредприятиявнатуральныхединицах,финансовыхпоказателейвденежномвыражении,моделированиевозможностейпредприятия,отвечаянавопрос«Чтобудет,если?».
СтандартAPICSнасистемыклассаMRPIIсодержитописание16группфункцийсистемы
Планированиепродажипроизводства.Управлениеспросом.Составлениепланапроизводства.Планированиепотребностейвматериалах.Спецификациипродуктов.Управлениескладом.Плановыепоставки.Управлениенауровнепроизводственногоцеха.Планированиепотребностейвмощностях.Контрольвхода/выхода.Материально-техническоеснабжение.Планированиераспределенияресурсов.Планированиеиуправлениеинструментальнымисредствами.Управлениефинансами.Моделирование.Оценкарезультатовдеятельности.
Ониобеспечиваютинтеграциюфункцийпланирования,втомчислесогласованиеразличныхпроцессовуправлениявовремениипространстве.Представленныйнабормодулейнеявляетсяизбыточнымиименнопоэтомуон,восновном,сохраняетсяивсистемахследующихпоколений.
ПримерыERP-систем
•OracleE-BusinessSuite
•SapBusinessOne
•1С:Предприятие8.0
•MicrosoftDynamics
СистемауправлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятияERPII(CSRP):
ERPII(EnterpriseResource&RelationshipProcessing–«Управлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятия»,предложенGartnerGroup) — эторезультатразвитияметодологииитехнологииERPвнаправленииболеетесноговзаимодействияпредприятиясегоклиентамииконтрагентами.Приэтомуправленческаяинформациякомпаниинетолькоиспользуетсядлявнутреннихцелей,ноислужитдляразвитияотношенийсотрудничествасдругимиорганизациями.ВупрощенномвидеERPII — этоусовершенствованнаяERP-система,скоторойинтегрированыпродуктыклассаSCM(управлениеотношениямиспоставщиками)иCRM(управлениеотношениямисклиентами)плюскорпоративныйинтернет-портал,спомощьюкоторогосотрудникикомпаниимогутполучатьвсюнеобходимуюинформациюиоперативновзаимодействоватьдругсдругом,спартнерамииклиентами.
КонцепцияERPIIнаправленанаавтоматизациювнешнихсвязейинасозданиетакназываемого«виртуальногопредприятия»,отражающеговзаимодействиепроизводства,поставщиков,партнеровипотребителей,состоящееизавтономноработающихпредприятийиливременногообъединенияпредприятий,работающихнадоднимпроектом,программойидр.СистемаERPIIтакжеобладаетфункциямиуправленияфинансами,бухгалтерскийучет,управленияпродажамиипокупками,отношениясдебиторамиикредиторами,управлениеперсоналом,производство,управлениезапасами,позволяетуправлятьвзаимоотношениямисклиентами,цепочкамипоставок,веститорговлючерезИнтернет.
Приложение2
http://www.startlogistic.ru/-Логистика
Парадигмылогистикитесносвязанысчетырьмяэтапамиееэволюционногоразвития.Книмотносятся:
· аналитическая;
· технологическая(информационная);
· маркетинговая;
· интегральная.
ВокругэтихфундаментальныхпарадигмнаЗападесконцентрировалисьнаучныешколы,группыисследователейилогистическиесообщества.
Аналитическаяпарадигмапредставляетсобойпервоначальныйклассическийподходклогистикекакктеоретическойнауке,занимающейсяпроблемамиуправленияматериальнымипотокамивпроизводствеиобращении.Примеромконцентрацииисследованийвокруганалитическойпарадигмыявляютсяамериканскиеуниверситеты,гделогистика-однаизосновополагающихдисциплин.Аналитическаяпарадигмаосновананатвердойтеоретическойбазе,использующейприисследованияхметодыимоделитеорииуправлениязапасами,исследованияопераций,экономическойкибернетики,методыматематическойстатистикиидр.Характернойособенностьюпримененияаналитическойпарадигмыявляетсяпостроениедостаточносложнойэкономико-математическоймодели,отражающейспецификурешаемойлогистическойпроблемы.Такиемоделитребуютбольшогообъемаисходнойинформациииразработкисложныхалгоритмовпринятиярешенийвлогистическомуправлении,апрактическоеихприменение(исходяизуказанныхособенностей)сужаетсявосновномдовнутрипроизводственныхлогистическихсистем.Длябольшинствафирм,заинтересованныхвинтегральномподходеклогистическимисследованиям,аналитическаяпарадигманеудобна.
Технологическаяпарадигмапоявиласьв1960-хгг.итесносвязанасбурнымразвитиеминформационно-компьютерныхтехнологий.Философияданнойпарадигмызаключаетсявтом,чтосоднойстороны,можносформулироватьобщуюпроблемууправленияматериальнымпотокомлогистическогообъекта,асдругой-синтезироватьинформационно-компьютерноеобеспечениерешенияпроблемы.
Теоретическойосновойтехнологическойпарадигмыявляетсясистемныйподход,которыйприменяетсякакдлямоделированиясамихлогистическихобъектов,такидлясинтезасистеминформационно-компьютернойподдержки.Основныестратегиилогистическогоуправлениясостоятвтом,чтобыавтоматизироватьтривиальныезадачиииспользоватьинформационно-компьютернуюподдержкудлярешенияболеесложныхлогистическихзадач.Приэтомавтоматизациявсегопроцессауправленияматериальнымпотокомнеявляетсяцельювнутриданнойпарадигмы.ПрактическимпримеромиспользованиятехнологическойпарадигмыявляютсяширокораспространенныесистемыMRP(ManufacturingRequirements/ResourcePlanning)/DRP(DistributionRequirements/ResourcePlanning),применяемыевовнутрифирменномпланированиииуправлениизапасамиизакупкамиматериальныхресурсов,атакжепоставкамиготовойпродукциипотребителям(болееподробноосистемахречьбудетидтивследующихглавах).Однакологистическиесистемы,построенныенапринципахтехнологическойпарадигмы,неявляютсядостаточногибкимиидинамичнымиотносительносовременныхтребованийразвитиярыночнойэкономики.
Сначала1980-хгг.идонастоящеговремениврядеразвитыхстранприсинтезефирменныхлогистическихсистемчастоприменяетсямаркетинговаяпарадигма.Модели,использующиеэтупарадигму,имеютцельюописатьиобъяснитьотношениямеждулогистическойсистемойивозможностямифирмывконкурентнойборьбе.
Синтезируемаялогистическаясистемадолжнареализоватьстратегическуюцельфирмы-стратегиюконкуренциинарынкесбытаготовойпродукции,чтотребуетрешениятакихмаркетинговыхзадач,какизучениерынка,определениепозицийфирмынарынке,прогнозированиеспросанапродукциюит.п.Научнойбазойданнойпарадигмыявляютсявосновномэкономическиеисоциальныедисциплины(экономикаиорганизацияпроизводства,управлениеперсоналомикачествомпродукции,маркетингит.п.),аматематическуюосновусоставляютвосновномтеориявероятностей,математическаястатистикаит.п.Необходимоотметить,чтомодели,использующиевкачествеосновымаркетинговуюпарадигму,являютсядостаточноабстрактными,имеютбольшуюразмерность,многиепеременныеносяткачественныйхарактер,чтозатрудняетполучениепростыханалитическихрешений.ПримеромиспользованиямаркетинговойпарадигмызарубежомявляетсяLRP-система(LogisticsRequirementsPlanning)-системаконтролявходных,внутреннихивыходныхматериальныхпотоковнауровнефирмы,территориально-производственныхобъединенийимакрологистическихструктур.Системаизвестнатакжеподназванием"SupplyChainManagementSystem"(системауправлениялогистическойцепью).
Сегоднямногиехозяйственныеорганизациинапрактике,какправило,комбинируютиспользованиетрехвышеуказанныхпарадигм.Однаковпоследниегодыукорениласьиширокораспространяетсяноваялогистическаяпарадигма,которуюбольшинствоисследователейназываютинтегральной.Она,посуществу,развиваетмаркетинговую,учитываяприэтомновыепредпосылкиразвитиябизнесанасовременномэтапе,ккоторымможноотнестиследующие:
· новоепониманиемеханизмоврынкаилогистикикакстратегическогоэлементавконкурентныхвозможностяхфирмы;
· новыеперспективыинтеграциимеждулогистическимипартнерами,новыеорганизационныеотношения;
· радикальноизменившиесятехнологическиевозможности,вчастностигибкихпроизводствиинформационно-компьютерныхтехнологий,которыеоткрылиновыегоризонтыконтроляиуправлениявовсехсферахпроизводстваиобращенияпродукции.
ПримеромпримененияинтегрированнойлогистикиявляютсяконцепцияJIT(just-in-time-точновсрок),TQM(TotalQualityManagement-всеобщееуправлениекачеством),интегрированныесистемыдистрибьюцииидр.
Наинтегральнойпарадигмебазировалосьсозданиетакойлогистическойсистемы,какISCIS(IntegratedSupplyChainInformationSystem)-интегрированнойинформационнойсистемы,обслуживающейлогистическийканал.ISCISреализуетинтегрированнуюкоординациюлогистическихсистемизвеньевнамикро-имакроуровняхкакпоматериальным,такипоинформационнымпотокамспомощьюонлайновогорежимаобработкисообщенийвтелекоммуникационныхсетях.
Интегральнаяпарадигмауспешноиспользуетсяприсинтеземакроло-гистическихструктур.Вкачествепримераможнопривестисозданиемировойсетицентровторговли(TradePoint)врамкахмеждународнойпрограммыООНпоповышениюэффективностимировойторговли(программаUNCTAD1995-2005гг.).
Практическоезанятие№1
Тема.Сетевыеграфики.Построение.
Цельзанятия.Применениетеорииграфовипостроениесетевыхграфиков.Исследованиеспособовсокращениякритическогопутивдопустимыхслучаях.
Ходработы
1. ПостроениеграфовК5,К3,3.Пентаграммакакпримерправильногографа.
Объектыграфов:вершины–рёбра;узлы–дуги;точки–линии.
Псевдограф:наличиепетель.Мультиграф–наличиекратныхрёбер.Орграф–ориентированныерёбра.
2. Изобразитьсетевойграфик.Основноевыделяющеесвойство:однаначальнаявершинаиоднаконечная.Графориентированный,вершины–события,рёбра–процессы,этапыработы.Соотнесёнсвременнойосью.Возможнасинхронизациявведениемфиктивныхрёбер.Наличиекритическогопути:последовательностьрёбермаксимальнойдлительности.
3. Ввершинахуказываетсярезервноевремя,используемоедляперераспределенияработсцельюсокращениядлиныкритическогопути.
Выводы.Входевыполненияработыосвоенопостроениесетевыхграфиковирасчётыкритическогопути.
Практическоезанятие№2
Тема.Сетевыеграфики. Матричное представление.
Цельзанятия.Применениематричнойалгебрыкисследованиюграфовисетевыхграфиков.
Ходработы
1. Составлениематрицысмежности:вершина-вершина.
2. Составлениематрицыинцидентности(матрицаинциденций):вершины-рёбра.
3. Связностьграфа–возможностьразбитьграфнадванезависимыхграфа.
4. Матрицациклов.
5. Применениематричнойалгебрыксетевымграфикам.
Выводы.Входевыполненияработыпримененыприёмызаданияграфовисетевыхграфиковвматричномвиде.
Практическоезанятие№3
Тема.Транспортнаязадача.Заданиеусловий.
Цельзанятия.Ознакомлениеспостановкойтранспортнойзадачииопределениеисходныхданных.
Ходработы
1. Формулировказадачдоставкигрузов(графК3,3)инахожденияоптимальногоилиприемлемоговариантарешения.
2. Математическаяпостановказадачи.
3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.
4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.
Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.
Практическоезанятие№4
Тема.Транспортнаязадача.Решениесимплекс-методом.
Цельзанятия.Изучениевозможностиполученияоптимальногорешениятранспортнойзадачиматематическимиметодами.
Ходработы
1. Заданиелинейнойцелевойфункцииилинейныхусловийиограничений.
2. Математическаяпостановказадачи.
3. Начальныеусловия:списокисходныхточекмаршрутаиобъёмытовара(склады,истоки).Списокпотребителейсуказаниемтребуемыхобъёмов(магазины,стоки).Составтранспортныхсредств,грузоподъёмность,особыеусловия.Привязкаводительскогосостава.Списокзаказовсвозможнымуказаниеминтерваловисполнения.
4. ИспользованиесистемыTopLogisticврежимеOnlineдлясоставлениямаршрутов.
Выводы.Входевыполненияработысоставленыначальныеусловиядлятранспортнойзадачи.ВыявленынедостаткииспользованнойсистемыTopLogisticврежимеOnline.Основной–недостаточнаяподробностькарт,чтопривелокотказуотсистемы.МаршрутсоставлялсяпоприложениюЯндекс-карты.Подготовленаинформациядлякурсовогопроектирования.
Практическоезанятие№5
Тема.Логистикаснабжения.
Цельзанятия.Выявлениесущественныхсторонфункционированиялогистическойсистемыснабжения(ЛСС)сточкизренияоптимальностирешения.
Ходработы
1. Выявлениецелейпроцессовснабжения.ПродвинутыйэтапЛСС–непрерывностьматериальныхпотоков,оптимизациязатрат,управлениеклиентурой.Характеризуетсяиспользованиемаутсорсинга,централизованнымконтролем,управлениемцепьюпоставок.
2. Оптимизацияпроцессаснабжениявцеляхповышениярентабельности.Приёмы:оптимизациятранспортныхзадач,снижениеуровнязапасов,стратегическийсорсинг,аудитзакупок.
3. Стратегическийсорсинг-формироватьэффективныеканалыпоставок.
4. Стандартныепоказателиприанализепроцессовирезультатовдеятельности:
- объемзакупокуодногопоставщика(вденежномвыражении);
- количествопоставщиковпокаждойноменклатурнойпозиции;
- отношениезатратназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);
- отношениеоперационныхрасходовназакупкукобъемупродаж(вденежномвыражении);
- циклвыполнениязаказаназакупкиповидампродукции:отдатыотправкизаказаназакупкудодатыполучениязаказаворганизации(вднях);
- процентнаядоляэлектронныхзакупок.
5. Методыпрогнозирования.Экстраполяция–прогнозированиеповедениязапределамидиапазонавыборки.Интерполяция–определениезначениявпределахвыборки.Экспертнаяоценка(индивидуальная,коллективная.МетодДельфи,методвзвешенныхоценок).Методыэкономико-математическогомоделирования.
6. РеальноеизучениерешенияпроблемснабжениявкомплексныхпрограммахАСУMRP.
Выводы.ЛССтребуетучётаобоснованныхэкономическихпоказателей.Контрольуправленияианализрезультатовнавсехуровнях.Применениеэкономико-математическихмоделейиметодов.Использованиесовременныхэлектронныхтехнологий,облачныхвычислений.
Практическоезанятие№6
Тема.Выборпоставщика.
Цельзанятия.Оцениваниеивыборпоставщикасучётомоценкипоставщиковпорядукритериев(требуемоекачество,соблюдениесроков,оптимальностьцены,долговременностьотношений).Учётразличийвподходахкпоискуновогопоставщикаипродолжениепоставокотстарогопоставщика.
Ходработы
1. Выборпоставщика–СТРАТЕГИЧЕСКОЕРЕШЕНИЕ!
2. Оценкадеятельностииопределениерейтингадействующегопоставщика.Системапоказателей–составитьсписок.
3. Анализстарогорынкаснабженияилиисследованиенового.Когдавозникаетнеобходимостьвовторомслучае?
4. Составитьсписокисточниковинформации.Двавозможныхнаправления:поставщиктранспортныхуслуг(«Грузовичкофф»идругие)ипоставщикспортивногоинвентаря(Адидас–Найк),Фишер-Уилсон).
5. Критериивыбора–качествотовара/услуг,цена,надёжностьпоставок.
Примероценкипобалльнойшкале:лидер–100;Стандарт–66;ниже–33;неудовлетворительно–1;отказ-0.
Выводы.ВыделеныпреимуществасистемыоценокпоАникину.Рейтинговаясистемаоценкиноситэкспертныйхарактеридолжнапроверятьсястатистическимиисследованиями.
Практическоезанятие№7
Тема.Управлениеснабжениеморганизации.
Цельзанятия.Раскрытьтему–логистикаснабжениякакфункциональнаяобластьинтегрированнойлогистики.Определитьпонятие«стратегическийсорсинг»,егоэлементы.Перечислитьтипичныепроцессыстратегическогосорсинга,возможныекорректировкивведённыхформулировок.
Ходработы
1. Сформулироватьпонятие«снабжение»какпроцесс,перечислитьосновныецелипроцессаснабжения.
Основныецелипроцессаснабжения:
— обеспечениенадежностиинепрерывностиматериальногопотокаисервисногопотока(услуг),необходимыхдляфункционированияорганизации;
— поддержаниеиповышениек