Население и трудовые ресурсы
Население — главная производительная сила Западно-Сибирского экономического района. За период 1975 — 1995 гг. оно увеличилось с 12,5 до 15,2 млн. чел. Удельный вес населения Западной Сибири на начало 1996 г. составил 12% населения России, а его плотность в районе - более 6 чел./кв. км. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали (20 чел./кв. км) и Кемеровская область — более 33 чел./кв. км. На севере района плотность населения снижается: в Томской области до 3 чел./кв. км, в Тюменской области до 2,5 чел./кв. км. Удельный вес городского населения составил в 1995 г. 71 % (в целом по России — 72%).
В районе выделяются два крупнейших города, в которых численность населения превышает миллион человек - Новосибирск и Омск. В наиболее урбанизированной Кемеровской области (26% городского населения района) города сосредоточены главным образом вдоль железной дороги от Юрги до Таштагола. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов городское население Тюменской области за 1965 — 1995 гг. увеличилось в 4 раза (с 587 до 2401 тыс. чел.). Крупными промышленными узлами стали Сургут и Нижневартовск. Растут и развиваются такие новые города, как Новый Уренгой, Надым, Нефтеюганск, Ноябрьск и др.
Для развития нефтегазового комплекса в 1965 — 1990 гг. привлекалась рабочая сила из других регионов страны, особенно из Татарии, Башкирии и Азербайджана (около 1 млн. чел.).
Почти 91% населения района составляют русские. Из других национальностей здесь проживают украинцы (5%), алтайцы, ненцы, ханты, манси и др.
В народном хозяйстве района занято почти 8 млн. чел. (86% трудоспособного населения), в материальном производстве — 5,6 млн. чел. (70%), в непроизводственной сфере — 2,4 млн. чел. (30%). В 1995 г. в промышленности Западной Сибири было занято 33% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве — 12%, на транспорте и связи — 10%, в строительстве — 15%. В связи с переходом крыночным отношениям в районе появилась безработица. По официальным данным, численность безработных в 1995 г. составила 320 тыс. чел. (4% от общей численности занятых в народном хозяйстве района), но если учесть, что на многих предприятиях рабочие заняты неполную неделю и вынужденно берут отпуска за свой счет на 3 — 4 месяца в году, то, по предварительным оценкам, численность безработных составляет 440 тыс. чел. (5,5%).
В Западной Сибири высокая текучесть рабочей силы. Она выше, чем в среднем по стране, в 1,25 раза. Основные причины текучести кадров - недостаточное развитие социальной инфраструктуры и сравнительно низкая заработная плата в отраслях непроизводственной сферы, не позволяющая покрывать дополнительные расходы на жизнедеятельность людей, связанные с суровыми климатическими условиями.
ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА
Западно-Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает третье место в Российской Федерации, уступая таким районам, как Центральный (17%) и Уральский (18%). Особенно он выделяется на общероссийском фоне производством топлива, электроэнергии, продуктов химии и нефтехимии (табл. 2.10.1).
Таблица 2.10.1
Удельный вес Западной Сибири в производстве промышленной продукции по отдельным отраслям (в %)
Отрасли промышленности | 1965г. | 1995 г. |
Вся промышленность Электроэнергетика Топливная промышленность Черная металлургия Цветная металлургия Химическая и нефтехимическая промышленность Машиностроение и металлообработка Лесная и лесоперерабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность | 6,2 5,1 12,3 4,3 3,1 5,7 7,2 5,3 5,2 7,3 8,0 | 15,0 14,8 44,0 10,4 4,2 13,3 6,5 6,2 10,1 6,1 7,8 |
Удельное значение всей промышленности района в общероссийском промышленном комплексе за 30 лет выросло в 2,4 раза. Это произошло за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли развивались замедленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка. Удельный вес этой отрасли снизился на 10%. Повысилось удельное значение лесной и лесоперерабатывающей промышленности в 1,17 раза, главным образом за счет увеличения лесозаготовок и лесопиления. Незначительное увеличение доли пищевой промышленности (7%) следует признать неоправданным, так как основная часть сырья этой отрасли вывозилась в европейские районы. Фактические данные показывают, что за период 1965 — 1995 гг. в Западно-Сибирском экономическом районе усилились диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Если в 1965 г. удельное значение добывающих отраслей составляло около 30%, то в 1995 г. - 48% всего объема промышленной продукции. Таким образом, значительно повысилась роль района как топливно-сырьевого придатка европейских районов страны.
Западная Сибирь представляет собой одну из основных топливно-энергетических баз страны. Здесь сформировался целый комплекс отраслей специализации — газовая, нефтяная, угольная, металлургическая, нефтехимическая, производство азотных удобрений, тяжелое машиностроение, электротехническая, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Коэффициент специализации в этих отраслях составляет от 1,2 до 5,3.
Ведущее место в народном хозяйстве Западной Сибири принадлежит промышленности. На ее долю приходится 86% суммарной товарной продукции промышленного и сельскохозяйственного производства.
Первоочередной народнохозяйственной проблемой остается освоение ресурсов газа в Западной Сибири. Промышленные запасы газа позволяют в перспективе довести его добычу в этом районе до 800 млрд. куб. м в год. При этом, несмотря на неблагоприятные условия, значительно удорожающие стоимость капитального строительства, развитие газодобывающей промышленности характеризуется высокой экономической эффективностью. Расчеты показывают, что приведенные затраты на добычу 1000 куб. м газа в Западной Сибири в 2,7 раза меньше, чем в Коми, в 1,8 раза, чем на Северном Кавказе, и в 1,5 раза, чем в Урало-Волжской провинции.
Экономической эффективностью отличается добыча нефти. Затраты на извлечение 1 т нефти в Западной Сибири в 3 раза ниже, чем в Урало-Волжском регионе, и в 1,5 раза ниже, чем в Коми.
Сложной проблемой в нефтедобывающей промышленности района является рациональное использование попутного нефтяного газа.
В настоящее время степень его утилизации составляет 60%. Ежегодно сжигается в факелах 10 млрд. куб.м ценного углеводородного сырья.
В общероссийском территориальном разделении труда важная роль принадлежит угольной промышленности Западной Сибири. Самый высокий уровень добычи угля в районе был достигнут в 1990 г. (156 млн. т). В период 1991 — 1995 гг. началось снижение добычи в связи с переходом на рыночные отношения. В 1995 г. было добыто 93 млн. т угля.
Кузнецкий угольный бассейн, расположенный на стыке ряда крупных районов, занимает весьма выгодное географическое положение. К западу от него находится крупнейший промышленный регион страны — Урал, имеющий дефицитный топливный баланс, особенно по технологическому топливу для черной металлургии (кокс). Нарастание добычи кузнецких углей определяется повышенным спросом и их высокой конкурентоспособностью — низкими затратами и высоким потребительским качеством. Несмотря на то, что угли Кузбасса перевозятся на большие расстояния (2-4 тыс. км), экономическая эффективность их использования западнее Урала достаточно высока (см. табл. 2.10.2).
Кузнецкие угли свободно конкурируют с углями всех бассейнов европейской части страны и дают значительную экономию на каждой тонне условного топлива (от 1,45 до 3,1 раза).
В настоящее время используется 10% угленосных площадей Кузнецкого бассейна. Почти половина углей здесь отличается хорошей экономической эффективностью.
Дальнейшее развитие получит Горловский бассейн (Новосибирская область). Его общегеологические запасы — 7,2 млрд. т, в том числе кондиционные — 6 млрд. т. Здесь сосредоточены уникальные месторождения антрацитовых углей, пригодных для электроабразивной промышленности. В бассейне функционируют шахты на Листвянском месторождении с годовым объемом добычи в 1 млн. т. Угли Горловского бассейна являются сырьевой базой Евсинского электродного завода, продукция которого поступает на ферросплавный и алюминиевые заводы Сибири.
Таблица 2.10.2
Сравнительная стоимость 1 т у. т. у потребителя (в %)
Экономический район | Бассейны | |||
Кузнецкий | Печорский | Подмосковный | Кизеловский | |
Северо-Западный | ||||
Центральный | ||||
Центрально-Черноземный Поволжский | ||||
Уральский |
Черная металлургия — сложный и многоотраслевой комплекс промышленности. В ее структуру входят выплавка различных видов чугуна и стали, производство проката и труб, выжиг кокса и агломерата, добыча железных, марганцевых руд и нерудных материалов — доломита, известняка, огнеупорных глин, формовочного песка и др.
Первым крупным предприятием сибирской металлургии стал Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), сооруженный в 1932 г. За годы Великой Отечественной войны он увеличил выплавку стали в 1,3 раза (с 1,87 до 2,4 млн. т). В настоящее время здесь производятся железнодорожные и трамвайные рельсы, балки, швеллеры, листовая, шарикоподшипниковая, трансформаторная сталь и другие виды проката. Но самым крупным производством по выплавке стали является Западно-Сибирский металлургический завод, мощность которого составляет свыше 8 млн. т стали в год.
Важное место в развитии черной металлургии Западной Сибири принадлежит Новосибирскому передельному заводу им. Кузьмина. Он получает стальные полуфабрикаты (слябы и слитки) из Кузбасса. Созданный в годы Великой Отечественной войны на базе прокатного производства завода «Сибсельмаш», он в настоящее время является одним из важных предприятий района по изготовлению листового проката, листовой стали, сварных труб, рессорной и трансформаторной стали. В 1815 г. на севере Кузбасса основан Гурьевский сереброплавильный завод, который в дальнейшем преобразовали в железоделательный. Он выпускал примитивные сельскохозяйственные орудия и кандалы для каторжников, а в настоящее время производит различные виды проката. Помимо этого в состав предприятий черной металлургии района входят Новокузнецкий завод ферросплавов, Кемеровский и Заринский (Алтайский край) коксохимические заводы.
Большой проблемой перспективного развития черной металлургии района является обеспечение Западно-Сибирского металлургического завода сырьем. В настоящее время он работает на привозном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршуновского месторождения (расстояние 1900 км) и Лисаковского (Казахстан). Представляют интерес в экономическом плане поставки руды с Курской магнитной аномалии. При ее поставках может быть использован порожняк, который транспортирует в Центрально-Черноземный район уголь, а обратно — руду. Это позволит снизить затраты на транспорт железной руды почти в 1,5 раза.
Цветная металлургия Западно-Сибирского экономического района представлена Ново кузнецким алюминиевым, Беловским цинковым, Новосибирским оловянным (единственным в России) заводами, а также Змеиногорским и Золотушинским полиметаллическими и Чаган-Узунским ртутным рудниками.
Одно из ведущих мест на современном этапе развития производительных сил принадлежит химическому комплексу. Он определяет научно-технический прогресс, благодаря ему успешно решаются важнейшие проблемы в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в производстве товаров народного потребления и в других сферах материального производства.
В развитии химической промышленности Западной Сибири важное место принадлежит богатейшим природным ресурсам. В 1921 г. был введен в строй Петуховский содовый завод в Алтайском крае, который начал выпуск соды в кристаллах и бельевой соды. Современная химическая промышленность района представлена предприятиями по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, этилена, пропилена, искусственного и синтетического волокна, синтетического каучука, резиноасбестовых изделий, анилинокрасочных, химико-фармацевтических препаратов, капролактама, автошин, соды и др. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Омск и Барнаул. В Кемерово размещены Новокемеровский химический комбинат, комбинат химических волокон, азотно-туковый, анилинокрасочный заводы, завод «Карболит». В Томске осуществляется производство полипропилена (в 3 раза превышает выпуск данной продукции в целом по стране), метилового спирта, этилена, полиэтилена, карбамидных смол, формалина, полиформальдегида, а также товаров бытового назначения из пластмасс. В Омске находятся завод пластмасс, сажевый и шинный заводы, завод синтетического каучука и резиноасбестовый, в Барнауле — шинный комбинат, комбинат химических волокон, сажевый завод, завод резинотехнических изделий. В Алтайском крае функционируют Михайловский содовый и Кучукский сульфатный комбинаты.
К числу важнейших отраслей химической промышленности Западной Сибири относится углехимия. Ее возникновение связано с вводом в эксплуатацию коксохимического завода в Кемерове (в 1923 г.). В 1932 г. вошли в строй коксовые батареи на, Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк). В настоящее время коксохимическая промышленность представлена Кемеровским коксохимическим заводом, коксохимическими производствами КМК и Западно-Сибирского металлургического завода, коксохимическим заводом в поселке Заринская (Алтайский край) и Ленинск-Кузнецким заводом полукоксования (выпускает угольный порошок для противогазов).
Коксохимическая промышленность помимо кокса производит смолы, бензол, нафталин, минеральные удобрения. Ассортимент продукции включает более 80 наименований.
Промышленность минеральных удобрений — это крупная отрасль химического комплекса района. Основную массу азотных удобрений выпускают Новокемеровский химический комбинат, азотно-туковый завод и завод минеральных удобрений в Новокузнецке. Стоимость 1 т синтетического аммиака в Кемеровском промышленном узле самая низкая в стране. Она в 2 раза ниже, чем на Березниковском азотнотуковом заводе.
Формирование промышленности пластмасс и синтетических смол в Западной Сибири связано с перебазированием в годы Великой Отечественной войны ряда предприятий из европейской части страны. Начало этой отрасли положили цеха Орехово-Зуевского завода пластмасс. В настоящее время производство пластмасс в районе размещено на специализированных заводах «Карболит» в Кемерово и пластмасс в Тюмени, а также на Томском и Омском химических комбинатах, на Новосибирском химзаводе и Барнаульском заводе «Геофизика».
Крупнейшей отраслью химического комплекса района является нефтехимическая промышленность, которая с 1967 г. работает на собственном углеводородном сырье, поступающем из Среднего Приобья. Ведущими центрами этой отрасли являются Барнаул, Омск, Томск и Тобольск.
Важное место в развитии нефтехимии занимает Новосибирск. Здесь работает химический завод, производящий полихлорвиниловый кабельный пластик (как заменитель свинца). Он вырабатывает также фторопласт, который выдерживает напряжение в 200 тыс. вольт.
В крупную отрасль превратилась химико-фармацевтическая промышленность Западной Сибири, включающая такие заводы, как Новокузнецкий, Новосибирский, Томский, Анжеро-Судженский по производству медицинских препаратов.
Потенциальные ресурсы нефтехимического сырья позволяют в ближайшие 15 лет создать на территории района нефтехимические комплексы мощностью в 1,5 — 2 раза больше суммарной мощности всей нефтехимической промышленности страны в настоящее время.
Затраты на развитие сырьевой базы нефтехимии, включая сбор попутных газов при добыче нефти, переработку их на газоперерабатывающих заводах и транспортировку на нефтехимические предприятия, в 1,8 — 2 раза ниже, чем на развитие сырьевой базы нефтехимической промышленности при пиролизе нефти на нефтеперерабатывающих заводах (керосино-газойлевые фракции).
Химическая промышленность является энергоемкой отраслью, на размещение которой оказывает большое влияние наличие дешевого топлива. При этом следует учитывать действие как положительных, так и отрицательных факторов, влияющих на размещение отдельных производств этой отрасли на территории Западной Сибири. Иногда энергоемкий с точки зрения технологии продукт химической промышленности может оказаться неэффективным с экономических позиций.
На базе расчетов эффективности размещения в Западно-Сибирском экономическом районе различных химических производств с учетом действия как положительных, так и отрицательных факторов выделяются наиболее экономически выгодные отрасли. Они дают немалый экономический эффект по сравнению с их размещением в европейской части страны. К их числу относятся производство вискозных волокон (экономия на приведенных затратах выпуска 1 т составит 35 — 37%), штапельных волокон (42 — 45%), этилена и пропилена (33 — 35%), хлоропренового каучука (48 — 53%), синтетических смол и пластических масс (18 — 25%). При размещении их на юге Западной Сибири экономия за счет энергетического фактора в 1,35 — 1,50 раза превышает все дополнительные расходы (удорожание строительства, повышенные расходы на зарплату и обустройство работающих).
Машиностроение является базовой отраслью научно-технического прогресса. Научно обоснованная система размещения машиностроительных комплексов содержит большие потенциальные возможности повышения производительности труда, экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Развитие народного хозяйства Западной Сибири в довоенные годы основывалось на оборудовании, завозимом с Урала и из других европейских районов страны. В годы Великой Отечественной войны в район было эвакуировано 245 промышленных предприятий из европейской зоны, из них 150 машиностроительных, что впоследствии позволило удовлетворять на 25% потребности народного хозяйства в машинах и механизмах за счет их производства на месте.
По объему выпускаемой продукции (25%), основным промышленно-производственным фондам (17%) комплекс занимает второе место, а по численности промышленно-производственного персонала (42%) — первое место в промышленной структуре района.
Основными показателями, отражающими роль машиностроения Западной Сибири в территориальном и отраслевом разделении труда, могут служить: удельный вес района в общероссийском производстве продукции машиностроения, производство машиностроительной продукции надушу населения, удельный вес машиностроения в промышленности района, а также внутренняя структура машиностроительного комплекса.
Анализ показывает, что существенных сдвигов машиностроения в восточные районы за период 1966 — 1995 гг. не произошло. В 1965 г. на европейскую часть страны приходилось 85% продукции машиностроения, на Западную Сибирь — 7,2%, а в 1995 г. — 87,9 и 6,5%. Казалось бы, по отдельным подотраслям машиностроения сдвиги в территориальном разрезе должны быть более заметными, однако за указанный период изменений также не наблюдалось (см. табл. 2.10.3).
Таблица 2.10.3
Удельный вес Западной Сибири в России по производству основных отраслей машиностроения (в %)
Отрасли машиностроения | 1965 г. | 1995г. | ||
Западная Сибирь | Европейская зона России | Западная Сибирь | Европейская зона России | |
Энергетическое | 8,0 | 88,0 | 6,6 | 90,7 |
Тяжелое и транспортное | 7,0 | 87,3 | 8,0 | 89,0 |
Строительно-дорожное | 2,6 | 95,0 | 3,0 | 93,0 |
Электротехническое | 6,0 | 85,0 | 6,8 | 88,5 |
Производство бурового оборудования | 1,2 | 96,0 | 3,6 | 93,2 |
Производство нефтехимического оборудования | 4,1 | 94,0 | 2,5 | 95,1 |
Тракторное и сельскохозяйственное | 8,5 | 79,0 | 7,5 | 78,2 |
Производство оборудования для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 5,1 | 82,0 | 4,5 | 82,5 |
Станкостроительная промышленность | 6,0 | 93,5 | 5,0 | 93,9 |
Подшипниковая промышленность | 4,0 | 94,2 | 3,0 | 95,0 |
Приборостроение | 3,0 | 93,1 | 5,0 | 90,2 |
Приведенные данные показывают, что для Западной Сибири характерно развитие почти всех групп отраслей машиностроения, из них сравнительно высокое долевое участие в общероссийском производстве (от 5 до 8%) имеют шесть подотраслей. Эти показатели свидетельствуют о том, что необоснованно снижался удельный вес в районе малотрудоемких и металлоемких отраслей машиностроения — энергетического (с 8 до 6,5%), тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (с 8,5 до 7,5%), производства оборудования для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (с 5,1 до 4,5%), но зато повышалась доля трудоемких отраслей — электротехнического (с 6,0 до 6,8%), приборостроения (с 3 до 5%). Положительным можно считать небольшое повышение удельного веса таких отраслей, как строительно-дорожного (с 2,6 до 3%), тяжелого и транспортного (с 7 до 8%) машиностроения, производства бурового оборудования (с 1,2 до 3,6%).
В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства. Выпускаемая продукция действующих предприятий не соответствует профилю специализации хозяйства Западной Сибири и всей восточной зоны.
Машиностроение не удовлетворяет потребности хозяйства в такой продукции, как нефте- и газодобывающее, металлургическое, подъемно-транспортное, нефтехимическое оборудование, строительно-дорожные машины, угольные комбайны, оборудование для механизации лесозаготовок и деревообработки. Одностороннее развитие получило здесь станкостроение: не производятся токарные и фрезерные станки, объем потребления которых достигает 12 тыс. шт. в год.
Специализирующими отраслями машиностроительного комплекса являются энергетическое, транспортное, тяжелое, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, электроэнергетическая промышленность, подшипниковая промышленность, приборостроение и станкостроение. На предприятиях этих отраслей сосредоточено 78% основных производственных фондов и производится 88% продукции комплекса.
Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Западной Сибири имеет ряд существенных недостатков. Удельный вес производства подъемно-транспортного оборудования в общем объеме машиностроения и металлообработки составил в 1995 г. всего 2,5%. Этот уровень отстает от аналогичных показателей США в 2,2 раза, Германии — в 2,5 раза и Канады — в 1,8 раза. Такое положение с производством подъемно-транспортного оборудования тормозит развитие многих трудоемких операций в различных отраслях промышленности, что отрицательно сказывается на производительности труда, стоимости продукции, мешает высвобождению работающих, занятых подъемно-транспортными работами, и привлечению их к выполнению основных производственных процессов. В результате удельный вес тех, кто занят ручным трудом на подъемно-транспортных операциях, уменьшается медленно (с 55,8% в 1965 г. до 49,7% в 1995 г.).
Следует также отметить несоответствие между территориальным распределением объемов производства и потребления подъемно-транспортного оборудования. Например, в Центральном, Поволжском экономических районах производство подъемно-транспортных машин в 1,7 раза выше, чем их потребление. В Западной Сибири производство подъемно-транспортного оборудования только на 27% удовлетворяет потребности промышленности. Здесь недостаточно развито производство оборудования для механизации подготовительных работ в угольной промышленности (погрузочные машины, проходческие и нарезные комбайны). Производство оборудования для горнорудной промышленности имеет ограниченную номенклатуру и осуществляется на неспециализированных предприятиях.
На территории района медленно идет формирование производства нефтегазового оборудования, хотя потребность в нем в настоящее время превысила 40% от общероссийского показателя. Доставка 1 т оборудования из европейских районов страны удорожает его на 15 — 20%. При этом следует отметить, что поставляемое оборудование для нефте- и газодобывающей промышленности района мало приспособлено к условиям болот и низких температур, а это приводит к его преждевременному выходу из строя и частым ремонтам.
В Западной Сибири не производится такое энергетическое оборудование для тепловых электростанций, как паровые турбины, паровые котлы большой мощности и конденсаторы.
Слабое развитие получило и строительно-дорожное машиностроение, надолго которого приходится 3,4% общероссийского производства продукции отрасли. В то же время в районе, который занимает 14% территории страны, с густой местной дорожной сетью, превышающей среднюю густоту сети по стране, подавляющая часть автодорог — грунтовые дороги. Неуклонный рост объемов перевозок грузов требует проведения ежегодно больших работ по дорожному строительству, обеспечение которых техникой за счет местного производства покрывается только на 22%. В районе отсутствует производство экскаваторов, бульдозеров и других дорожных и землеройных машин.
На Западную Сибирь, где сосредоточено 15% посевных площадей страны, приходится всего 7,5% общероссийского производства продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Имеющиеся производственные мощности отраслей и выпускаемый ассортимент тракторов и сельскохозяйственных машин не удовлетворяют потребности региона (за исключением тракторных лущильников, дисковых борон, потребность в которых обеспечивается собственным производством на 85 — 90%). Производство колесных тракторов в районе, являющемся их крупным потребителем, полностью отсутствует. В результате в Западную Сибирь ежегодно завозится свыше 20 тыс. шт. колесных тракторов.
Сельскохозяйственное машиностроение в Западной Сибири представлено только тремя специализированными заводами, имеющими общероссийское значение — «Омсксельмаш», «Алтайсельмаш» и «Сибсельмаш». Выпуск продукции на этих заводах ограничен небольшим числом типов сельскохозяйственных машин. В районе не производятся зубовые бороны, тракторные культиваторы, зернопогрузчики, зерноочистительные машины, силосоуборочные комбайны.
Слабо развито в районе производство машин и оборудования для механизации работ в животноводстве.
Несоответствие предметной специализации машиностроительной промышленности профилю народного хозяйства Западной Сибири явилось результатом сложившихся исторических условий развития, так как в военный период сюда из европейских районов страны были эвакуированы предприятия, имеющие общесоюзную специализацию.
Помимо этого при решении вопросов специализации и размещения машиностроительных заводов в послевоенный период и в последующие годы (1946 — 1990 гг.) в первую очередь принималась во внимание необходимость удовлетворения общесоюзных потребностей без учета потребления тех или иных видов машин и оборудования в данном экономическом районе. При этом мало учитывалось размещение поставщиков металла, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а также наличие других районных факторов как экономического, так и внеэкономического характера. Вместе с тем определение рациональной специализации и размещения машиностроительных предприятий требует количественной оценки влияния всех факторов на размеры затрат на готовую продукцию у потребителя с народнохозяйственной точки зрения.
Отраслевые проектные и научно-исследовательские институты уделяют большое внимание вопросам специализации предприятий машиностроения. Однако при размещении отраслей машиностроения предложения этих институтов не всегда учитывались, а иногда просто игнорировались. В результате на многих предприятиях выпускается необоснованно широкая номенклатура изделий, что замедляет внедрение прогрессивных технологических процессов и средств автоматизации.
На формировании машиностроительной отрасли отрицательно сказывается отставание строительства и освоения мощностей в металлургической промышленности региона. Современная металлургическая промышленность Западной Сибири не в состоянии удовлетворить потребности машиностроения, так как значительная часть выпускаемого проката (53%) не соответствует его нуждам.
О слабом развитии машиностроения в районе свидетельствует высокий удельный вес ремонтных работ, который составляет 23,7% (при 12% в среднем по стране). Однако большой удельный вес не говорит о высоком уровне развития ремонтных предприятий. Наоборот, ремонтная база большинства отраслей хозяйства Западной Сибири очень слаба. Действующие ремонтно-механические заводы характеризуются низким техническим уровнем, наличием большого количества устаревшего оборудования. В результате они не в состоянии удовлетворить потребности многоотраслевого хозяйства региона в капитальном и текущем ремонте. Недостаточный уровень развития авторемонтного хозяйства вынуждает направлять почти 20% автомобилей для капитального ремонта за пределы района (в Екатеринбург, Санкт-Петербург).
Отрицательным явлением в структуре машиностроения и металлообработки Западной Сибири является также низкий удельный вес производства инструмента, запасных частей и оснастки. Это объясняется тем, что в регионе полностью отсутствуют специализированные производства запасных частей и специальной оснастки. Создание на предприятиях полукустарного, неспециализированного, дорогого и неудовлетворительного по качеству производства запасных частей приводит к увеличению срока и удорожанию ремонта оборудования.
Рационализация структуры машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности района предполагает развитие таких экономически эффективных форм организации производства, как специализация и кооперирование. В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса региона незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении.
В машиностроении Западной Сибири не получила развития технологическая форма специализации. Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения.
Все это вынуждает машиностроительные предприятия района создавать собственное производство режущего инструмента, крепежных деталей, полуфабрикатов и специальной оснастки. Производство этой продукции осуществляется во многих цехах машиностроительных предприятий. Так, производством стального литья на машиностроительных предприятиях региона занято 60 цехов, чугунного — 100 цехов. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и неоптимальных масштабов производства стоимость 1 т литья в 3 — 5 раз выше, чем на специализированных заводах.
На территории Западной Сибири экономически выгодно размещать металлоемкие, малотрудоемкие, энергоемкие машиностроительные производства. Расчеты показывают, что удорожание, вызываемое повышенными единовременными затратами, капитальными вложениями в основные производственные фонды и в жилищное строительство, по приведенным затратам, в районе по сравнению с европейской частью России составляет 0,6%, а размещение трудоемких машиностроительных предприятий — 3,4%.
В Западной Сибири вследствие узкой специализации ведущих машиностроительных заводов, имеющих общереспубликанское значение, только 25% машиностроительной продукции потребляется внутри района, а 75% вывозится за его пределы, в том числе 70% — в европейскую зону страны. В связи с этим непрерывно растет поток недостающих машин и оборудования в Западную Сибирь из западных районов страны, за счет которых ежегодно покрывается 65% ее суммарной потребности.
Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири развивается на базе местных сырьевых ресурсов. Общий запас древесины в районе исчисляется в 8,7 млрд. куб. м, что составляет 10,7% общероссийских запасов. Леса района сосредоточены на значительной территории (1 млн. кв. км) и представлены запасами, резко отличающимися по природным условиям и экономическим условиям их промышленного освоения. Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития. Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь 20 — 25%). Вовлечение в хозяйственный оборот лесов северной зоны Западной Сибири вызывает удорожание деловой древесины на 25 — 30%. К истощению лесосырьевых баз приводят выборочные рубки. Основная причина несплошных рубок — отсутствие сбыта лиственной древесины. В результате хвойная древесина используется на 80%, а лиственная — на 8%. Леса же Западной Сибири на 73% состоят из хвойных и на 27% из лиственных лесов, т. е. лиственная древесина используется менее чем на 1/10.
Но не только трудность реализации является причиной оставления на корню лиственной древесины, запасы которой составляют 30% лиственной лесосети страны. Главной причиной применения несплошных рубок является практика, при которой выборочные рубки хвойной древесины дают большой выход товарной продукции и в результате прибыль леспромхозов в 1,25 выше, чем при сплошных рубках.
Действующие оптовые цены на древесину не стимулируют развитие сплошных рубок. Средняя отпускная цена 1 куб. м хвойных древостоев для Западной Сибири оказывается выше, чем лиственной, на 18-20%.
Хотя применение несплошных рубок и сопровождается увеличением эксплуатационных затрат на лесозаготовки по сравнению со сплошными рубками в тех же условиях, но увеличение этих затрат сказывается менее значительно, чем увеличение суммы товарной продукции. В результате этого леспромхоз, применяющий несплошные рубки, находится в лучшем положении по заготовке деловой древесины и в то же время может рассчитывать на получение большей прибыли, а следовательно, большего вознаграждения по сравнению с предприятиями, которые проводят сплошные рубки. Более высокая прибыль и рентабельность этих предприятий является не достижением коллектива предприятия, а результатом условий производства. И поэтому любое превышение нормы прибыли рассматривается как дифференциальный доход, подлежащий передаче в распоряжение государства.
Сложившиеся территориальные пропорции по заготовке древесины в районе отвечают возможностям сырьевой базы (см. табл. 2.10.4).
Таблица 2.10.4
Динамика территориального размещения заготовок древесины Западной Сибири (в %)
Территория | 1960г. | 1970 г. | 1980г. | 1990г. | 1995г. |
Алтайский край | 13,0 | 6,8 | 6,0 | 5,7 | 5,0 |
Кемеровская область | 14,3 | 12,3 | 11,5 | 10,2 | 10,0 |
Новосибирская область | 7,2 | 4,3 | 4,1 | 4,0 | 4,0 |
Омская область | 9,2 | 6,6 | 6,0 | 5,8 | 5,2 |
Томская область | 31,1 | 31,4 | 32,0 | 32,3 | 33,1 |
Тюменская область | 25,2 | 38,6 | 40,4 | 42,0 | 42,7 |
Из табл. 2.10.4 видно, что 3/4 древесины Западно-Сибирского экономического района заготавливается в Тюменской и Томской областях, где сосредоточено 86% лесосырьевых ресурсов. Анализ показывает, что лесной комплекс развивается односторонне. Механическая переработка леса не соответствует уровню лесозаготовок, поэтому 7 млн. куб. м дре<