Методические указания для практических занятий и
самостоятельной работы
Новосибирск 2017
УДК 338.24 (07)
ББК 65.291.6-21, я 7
У677
Кафедра экономики
Составитель: канд. экон. наук, доцент Рюмкин С.В., канд. экон. наук, доцент Малыхина И.Н.
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент УтешеваИ.О.
Агропромышленная интеграция: методические указания для практических занятий и самостоятельной работы/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. С.В. Рюмкин, И.Н. Малыхина. – Новосибирск, 2017. – 26 с.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования и содержат вопросы и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Методические указания предназначены для бакалавров всех форм обучения и направлений подготовки.
Утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой экономики (протокол № 7-1 от 11.04.2017 г.)
Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссии экономического факультета НГАУ (протокол № 6 от 22 июня 2017 г.)
Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины агропромышленная интеграция в масштабах цепей поставок заключается в получении студентами системных знаний по вопросам сельскохозяйственной агропромышленной интеграции, которая выступает в современных условиях развития АПК одним из приоритетных направлений в аграрных преобразованиях.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть сущность, видов и форм агропромышленных формирований;
2. Объяснить предпосылки развития интеграции и специфику этих процессов в цепях поставок;
3. Реализовывать на практике принципы интеграции;
4. Рассчитывать показатели экономической и социальной эффективности агропромышленных формирований в рамках интеграции в масштабах цепей поставок;
5. Выработать у студентов базу специальной терминологии по интеграции;
6. Владеть законодательной и нормативной базой по развитию агроинтеграции в цепях поставок.
ТРЕБОВАНИЕ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА.
Реферат - это изучение какого-то отдельно взятого вопроса и краткое описание главных идей. Особенностью реферата является его соответствие нынешним научным требованиям в области изучения темы.
Основной целью реферата является самостоятельная работа студента над изучением вопросов курса с использованием рекомендованной литературы.
Оформление реферата начинается с выставления полей на листе. Требуется нумерация страниц, помните, титульный не нумеруется, но он считается первой страницей.
Абзац в тексте 1,25 см., интервал - междустрочный: 1.5 строки. Шрифт Times New Roman 14 пт.Текст выравнивается по ширине.
В реферате все структурные части такие как: содержание, введение, основная часть с главами, заключение, список литературы, пишутся с нового листа. Даже, если предыдущая страница закончилась на половину страницы. Промежуток между главами, параграфами и текстом выставляется в два интервала.
Все заголовки в реферате выделяются жирным штифтом с заглавной буквы и выравниваются посередине листа. Важно учесть, что точки в конце не ставятся. Также нельзя подчеркивать и переносить слова в заголовках.
Правильная структура реферата:
· Титульный лист.
· План.
· Введение.
· Основная часть (главы с параграфами).
· Заключение.
· Библиографический список.
Оформление титульного листа: название университета полностью, факультет, указать кафедру и тему реферата, Ф.И.О автора и руководителя, а также место и год написания. (Образец показан на Рисунке 1).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра ЭКОНОМИКИ
Реферат на тему:
«ЭТАПЫ ЗАРОЖДЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»
Выполнил:
Студент № группы
№ курса
Экономического факультета
Ф.И.О.
Проверил:
Ф.И.О. преподавателя
Г. Новосибирск, 2017
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Вопросы для обсуждения
1. Опишите особенности кооперативной формы хозяйствования?
2. Какие родовые признаки кооперации и классификации кооперативов, вы знаете?
3. Расскажите о характеристике учредительных документов кооператива?
4. Органы руководства и контроля в кооперативе.
5. Почему кооперативы выгодно объединять в союзы?
6. Как мелким и средним предприятиям достичь равноправия по отношению к крупным предприятиям?
7. Какая задача стоит перед кооперативными банками?
8. Расскажите о состоянии и перспективах развития кооперации в Германии, в Израиле.
9. Опишите основные цели и задачи кооперативов Германии.
10. Какое значение для экономики Германии играет организация Райффайзена?
Задание 2. Мозговой штурм
1. В чем заключается повышение конкурентоспособности при кооперации и агропромышленной интеграции в масштабах цепей поставок? Объясните.
2. Инвесторы вкладывают свои средства, как и в сельское хозяйство, так и в процесс переработки, реализации и поставки потребителям сельскохозяйственной продукции. А как вы считаете, какое направление вложение средств является более выгодным и надежным? Объясните почему?
Задание 3. Тест
1.Какие жители Германии могут быть членами кооператива?
а) работники, служащие, чиновники, фермеры, пенсионеры;
б) только банковские работники;
в) владельцы бизнеса и менеджеры высшего звена.
2. Что такое биотопливо?
а) БАД;
б) растительное топливо;
в) топливо из переработанных отходов.
3.Кто такой Фридрих Вильгельм Райффайзен?
а) революционер;
б) владелец банка;
в) пионер кооперативного движения.
4. Кому принадлежат слова: «Несколько слабых сил создают одну большую силу, и то, чего невозможно добиться в одиночку, должно быть достигнуто путем объединения с другими»?
а) Герман Шуль-це-Делитч;
б) Фридрих Вильгельм Райффайзен;
в) Владимир Ильич Ленин.
5.Уровни кооперации:
а) первый, второй, третий;
б) высший, средний, низший;
в) региональный, национальный.
6. Германский союз Райффайзен работает с…
а) кредитными кооперативами;
б) товарными кооперативами, включая кредитные кооперативы;
в) промысловыми, товарными и обслуживающими кооперативами.
7. Функции Банка DG?
а) региональный партнер Народных банков и Банков Райффайзен, занимается внешними сделками и операциями с ценными бумагами;
б) предоставляет услуги членам кооперативов по кредитованию.
8. Как кооперативы реализуют свою продукцию?
а) только на внутренних рынках;
б) только на внешних рынках;
в) как на внутренних, так и на внешних рынках.
9. Академия немецких кооперативов занимается:
а) обучением и повышением квалификации сотрудников кооперативов;
б) изучает рынки и исследует экономическую ситуацию.
10. Кому дается право голоса в решении основных вопросов в кооперативе?
а) основателям кооператива;
б) фермерам, стаж которых более 10 лет;
в) каждому члену коллектива, независимо от внесенной доли собственности, стажа работы.
Задание 4. Темы рефератов
1. Этапы зарождения агропромышленной интеграции в зарубежных странах.
2. Развитие интеграционных процессов в США.
3. Формы агропромышленной интеграции в США.
4. Особенности интеграции и в странах Европы, США, Японии, Израиля.
5. Основные модели агропромышленной интеграции в зарубежных странах.
6. Использование зарубежного опыта формирования кооперации и интеграции в сельском хозяйстве России.