Производственная мощность: понятие, виды и методика расчета
Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции. Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах, используемых в производственной программе (тоннах, штуках, киловатт-часах). Произв-ная мощность рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции, по каждому виду отдельно. Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях ее можно определять также и в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной продукции в сопоставимых ценах по предприятию в целом. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. В черной металлургии это доменные, мартеновские, сталеплавильные печи или цехи, в цветной - электролизные цехи, в текстильной - прядильное и ткацкое производство, в машиностроении - механические и сборочные цехи. При планировании производства используется несколько видов производственной мощности: (1) входная мощность - мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода; (2) выходная мощность - мощность на конец года. Она определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей; (3) проектная мощность - мощность, заложенная в проекте строительства, реконструкции и расширения предприятия.Для определения производственной мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется путем прибавления к мощности на начало года среднегодовой вводимой мощности и вычитания среднегодовой выбывающей: где М" - мощность на начало года (входная); Мв - вводимая мощность в течение года; Мл - ликвидированная (выбывающая) мощность в течение года; n1 - число полных месяцев с момента ввода в действие до конца года; n2 - число полных месяцев с момента выбытия до конца года.
Основными элементами для расчета производственной мощности служат: (1) состав оборудования и его количество по видам; (2) прогрессивные нормы использования каждого вида оборудования; (3) номенклатура, ассортимент продукции и трудоемкость ее производства; (4) фонд времени работы оборудования; (5) производственные площади основных цехов предприятия. Расчет в натуральных единицах измерения ведется по формуле где n - число единиц оборудования (ведущего); Фр - действительный (рабочий) фонд времени работы единицы оборудования, час; Нт - норма трудоемкости обработки изделия, час. Эта формула может применяться только для расчета мощности взаимозаменяемого или одинакового оборудования.
Уровень использования производственной мощности измеряется коэффициентом использования мощности. Он определяется делением объема фактически произведенной продукции на среднегодовую производственную мощность:
Прирост объема продукции за счет улучшения использования мощности можно определить по формуле где V - достигнутый годовой объем выпуска продукции; Кфакт - фактический коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; Кпр - проектный коэффициент использования производственной мощности. Резервами повышения эффективности использования производственной мощности служат сокращение простоев, повышение степени загрузки оборудования, совершенствование орудий труда, применение прогрессивных технологий, улучшение организации производства и труда.
№87 Сущность, показатели и методы оценки качества и конкурентоспособности продукции
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
1) Измерительный метод (лабораторный, инструментальный) определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов).
2) Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание и (или) использование изделий, число различных частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами), количество дефектных изделий в партии.
3) Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний).
4) Расчетный метод основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.
5) Метод опытной эксплуатации является разновидностью регистрационного метода. Его используют, как правило, для определения показателей надежности, экологичности, безопасности.
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Факторы конкурентноспособности продукции: внешние и внутренние
Внешние факторы : уровень конкурентоспособности страны,уровень конкурентоспособности отрасли, региона, уровень конкурентоспособности организации,выпускаемой товар, сила конкуренции на выходе и входе системы, сила конкуренции среди товаров-заменителей, появление новых потребностей, уровень организации производства, активность контактныхаудиторий.
Внутренние факторы: патентоспособность (новизна) конструкции товара, рациональностьорганизационных и производственных структур системы, конкурентоспособность персонала системы,прогрессивность информационных технологий, технологических процессов и оборудования, научный уровень системы управления, обоснованность миссии системы.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной
конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор.
Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных
очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.
В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Методы оценки конкурентноспособности продукци: дифференциальный; комплексный; смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.
При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам 3: qi = Pi / Pi*б (i = 1………,n) (1)
q`i= Pi*б / Pi (2)
где Pi - значение i-го показателя; Рi*б - базовое значение i-го показателя; n-количество показателей.
Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по (2).
Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):
K(t) = I(t) / Iб(t) = П / П б * Зб/З (3)
где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца; П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей. Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.
Существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это: - дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых; маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.
По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения: изменить состав и структуру применяемых материалов; изменить порядок проектирования товара; изменить технологию изготовления товара, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж; изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части; изменить порядок реализации товара на рынке; изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров; изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков; изменить систему стимулирования поставщиков; изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.