Аграрная политика РБ на современном этапе и механизм ее реализации.

Направления развития АПК РБ зависят от государственной аграрной политики, вырабатываемой на долгосрочный, среднесрочный и текущий периоды. Она определяет цели, задачи и перспективы развития АПК на соответствующий период исходя из состояния и тенденций его развития, на основе оценки факторов производства, необходимости восстановления нормальных процессов расширенного воспроизводства в отраслях комплекса, возможностей удовлетворения потребностей страны в продукции АПК, расширения рынков сбыта продукции, а также с учетом состояния развития экономики РБ и развития ее внешнеэкономических связей.

Важнейшими направлениями аграрной политики являются:1. создание наиболее благоприятных условий для формирования и воспроизводства эффективных объектов рыночных отношений;2. развитие рыночной инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков материально-технических ресурсов, оптовых, розничных рынков и т.д.;3. создание условий, обеспечивающих стабильное и эффективное воспроизводство сельскохозяйственной продукции;4.создание благоприятных условий для вхождения субъектов АПК в систему международных сельскохозяйственных рынков. Стратегия развития АПК на долгосрочную перспективу предусматривает решение двуединой задачи: создание высокоэффективного комплекса, обеспечивающего устойчивое развитие и расширенное воспроизводство его отраслей, с одной стороны, и достижение достойной жизни сельских жителей при защите продовольственной безопасности РБ. Для этого намечено осуществить ряд первоочередных мер:1.повысить продуктивный потенциал земли и животных;2.обеспечить рациональное сочетание рыночных механизмов и государственных регуляторов;3.обеспечить охрану окружающей среды;4.повысить мотивацию труда и улучшить социальную защиту сельского населения;5.решить на макроуровне проблемы взаимных неплатежей, усовершенствовать ценовую, кредитную, налоговую и кадровую политику.

Главным направлением развития перерабатывающей отрасли АПК является стабильный рост производства основных видов продукции, обеспечивающий потребности на внутреннем рынке республики и поставку продукции на экспорт. Развитие перерабатывающей промышленности ориентировано на обеспечение устойчивого развития всех ее подотраслей, расширение ассортимента и повышение качества продукции. Для этого предусмотрена дальнейшая реструктуризация предприятий АПК.Реализацию направлений развития АПК, определенных государственной аграрной политикой Республики Беларусь, обеспечивает система государственного регулирования АПК. В результате с учетом специализации регионов в республике будут сформированы укрупненные межрайонные центры и внутриобластные регионы, в которых будут сконцентрированы современные производственные структуры, социальная, транспортная и инженерно-техническая инфраструктура. С учетом изменения систем расселения, концентрации производительных сил и укрупнения экономических центров Правительство Республики Беларусь продолжит работу по выработке предложений о совершенствовании административно-территориального устройства в направлении объединения районов, оптимизации системы местных исполнительных и распорядительных органов. В целях сокращения нагрузки на облисполкомы и Минский горисполком функции управления коммунальной собственностью планируется передать территориальным комитетам по управлению имуществом с правами юридического лица, образовав на их базе территориальные фонды государственного имущества. Для сокращения функций райисполкомов будут сформированы межрайонные представительства территориальных комитетов по имуществу (одно на несколько районов, городов) для управления акциями, организациями (кроме функциональных государственных организаций). Для управления сельскохозяйственными организациями на базе комитетов и управлений по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и райисполкомов будет проработан вопрос о создании объединений по управлению АПК на принципах агрохолдингов.



Наши рекомендации