Краткое описание принятых решений по организации строительной площадки.
Строительный генеральный план разрабатывается с указанием границ строительной
площадки и видов ее ограждений, действующих и временных подземных, наземных и воздушных сетей и коммуникаций, постоянных и временных дорог, схем движения средств транспорта и механизмов, мест установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения и зон действия, размещения постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, опасных зон, путей и средств подъема, работающих на рабочие ярусы (этажи), а также проходов в здания и сооружения, размещения источников и средств энергоснабжения и освоения строительной площадки с указанием расположения заземляющих контуров, мест расположения устройств для удаления строительного мусора, площадок и помещений складирования материалов и конструкций, площадок укрупнительной сборки конструкций, расположения помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха, а также зон повышенной опасности.
Для сложных зданий и сооружений строительный генеральный план может составляться на различные стадии и этапы их возведения (подготовительный период, возведение подземной, надземной частей здания) и отдельные виды работ (земляные, монтаж конструкций, кровельные и др.).
Строительный генеральный план уточняет принципиальные решения, принятые в проекте организации строительства и, как и всякий рабочий чертеж, должен содержать детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации проектных решений в натуре.
Расчетно-пояснительная записка должна содержать уточненные расчеты и обоснования потребности строительства во временном строительном хозяйстве на основе натуральных (физических) объемов работ, определенных по данным рабочей документации (рабочего проекта), а также конкретные технические решения по выбору строительных машин механизированных установок, временных зданий, сооружений и др. При выборе тех или иных устройств должны учитываться конкретные возможности строительной организации.
Вопросы, связанные с размещением и привязкой к объекту монтажных кранов и подъемников, а также с определением опасных зон и ограничений в работе строительных машин на строительной площадке, следует проектировать в каждом конкретном случае, применительно к условиям производства работ с учетом требований технических условий и их безопасной эксплуатации, технологических карт производства работ.
Пути передвижения монтажных кранов необходимо располагать, как правило, вдоль зданий. Места установки грузопассажирских лифтов определяются с учетом мест расстановки кранов. Машины и механизмы, применяемые при разборке зданий, следует размещать вне зоны обрушения конструкций. Установка и перемещение машин вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта.
Строительная площадка в условиях города во избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена. Конструкция ограждений должна удовлетворять требованиям. Ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, необходимо оборудовать сплошным защитным козырьком.
У въезда на строительную площадку устанавливается схема движения средств, транспорта. Скорость движения автотранспорта вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.
Размещение приобъектных складов должно производиться с учетом расположения подъездных дорог и подъездов от основных транспортных магистралей к местам приемки и выгрузки материалов. Приобъектные склады сборных элементов, укрупненных конструкцией, материалов, полуфабрикатов и др. должны находиться в зоне действия крана.
Ширина механизированного приобъектного склада устанавливается в зависимости от параметров погрузо-разгрузочных машин и обгчно не превышает 10 м. Ширина склада укрупнительной сборки конструкций, обслуживаемого башенным краном, не должна превышать полезного вылета стрелы крана по одну и другую сторону (при размещении склада с двух сторон относительно башенного крана). При размещении складов следует руководствоваться решениями, принятыми в технологических картах и схемах производства работ. В открытых складах при складировании изделий, конструкций и полуфабрикатов необходимо предусматривать продольные и поперечные проходы шириной не менее 0,7 м, при этом поперечные проходы устраивать через каждые 25 - 30 м.
Открытые склады с огнеопасными и сильно пылящими материалами надлежит размещать с подветренной стороны по отношению к другим зданиям и сооружениям (в зависимости от направления господствующих ветров) и не ближе чем в 20 м от них. Все склады должны отстоять от края дороги не менее чем на 0,5 м.
Размещение механизированных установок должно увязываться с размещением складов и кранов. При этом следует учитывать, что бетоно- и растворо-смесительные установки являются такими объектами строительного хозяйства на строительной площадке, расположение которых определяет основной объем внутриплощадочных перевозок.
При стесненности территории, недостаточности вылета стрелы башенного крана, а также в случае использования при возведении объекта автомобильных, пневмоколесных или гусеничных кранов, механизированные установки можно располагать на свободной территории площадки, при этом бетон и раствор целесообразно доставлять к месту укладки в съемных бункерах при помощи автопогрузчиков.
Внутрипостроечные дороги на строительной площадке должны обеспечивать бесперебойную работу складов и механизированных установок. На строительном генеральном плане производится уточнение общих решений по устройству подъездных путей, принятых на строительном генеральном плане в составе проекта организации строительства. При проектировании временных внутрипостроечных дорог ширина проезжей части и количество полос движения определяются в зависимости от типа автомобилей и категории дорог и принимаются при движении транспорта в одном направлении 3,5 и в двух - 6 м. Ширина проходов принимается для людей без груза 1 м и с грузом - 2 м.
Для внутрипостроечных нужд в первую очередь следует использовать проектируемые постоянные дороги. Постоянные дороги рассчитываются на возможную интенсивность пропуска строительного транспорта и в необходимых случаях предусматривается, их усиление. Верхний асфальтовый слой укладывается только после окончания основных строительных работ, как правило, в период благоустройства территории в соответствии с решениями ППР. В случае использования временных автодорог строительство внутриквартальных постоянных дорог, а также отметок, площадок и пешеходных дорожек к зданиям с выходами на городские магистрали должны заканчиваться за 5 дней до сдачи объекта в эксплуатацию.
Ширина полосы движения и проезжей части дорог составляет до 2,7 м. При применении автомашин шириной до 3,4 м (МАЗ-525, МАЗ-530) ширина проезжей части увеличивается соответственно до 4 и 8 м.
В зонах разгрузки материалов и конструкций на дорогах с односторонним движением устраиваются через каждые 100 м площадки шириной 3 - 6 м и длиной 8 - 18 м. В местах пересечения с железной дорогой ширина проезжей части автодороги должна быть не менее 4,5 м и иметь в обе стороны на расстоянии 25 м твердое покрытие.
Временные автодороги могут быть нескольких типов - естественные грунтовые профилированные или с улучшенным покрытием минеральными материалами; переходные с твердым покрытием (гравийные, щебеночные, шлаковые); усовершенствованные (из сборных инвентарных железобетонных плит, деревянных щитов, стальных плит). Наиболее массовыми являются автодороги из железобетонных плит. Сеть внутрипостроечных дорог должна быть закольцованной. В зонах действия монтажных кранов дороги следует устраивать с соблюдением требований строительных норм по технике безопасности и с установкой шлагбаумов и предупредительных надписей на въездах в опасные и монтажные зоны. При размещении дорог и проездов необходимо, чтобы расстояние до любого здания или сооружения от дорог и проездов не превышало 25 м.
В качестве пешеходных трасс и переходов используются постоянные и временные тротуары и переходы. Ширина временных тротуаров и переходов принимается 1 - 2 м. Тип и конструкция временных тротуаров выбираются исходя из грунтовых и гидрогеологических условий территории, интенсивности движения и продолжительности эксплуатации. Наиболее целесообразным являются тротуары из сборных инвентарных бетонных (30x30x6, 40x40x6 см) и железобетонных (320x160x12, 300x160x12, 75x75x6 см) плит. Переходы через траншеи и канавы выполняются с применением инвентарных мостиков с ограждением (ширина 0,8 - 1 м, длина 3 м, масса 100 - 150 кг).
Временные (в основном, инвентарные) производственные, санитарно-бытовые, административные здания и здания складского назначения должны размещаться таким образом, чтобы обеспечивались безопасные и удобные подходы к ним для рабочих и максимальная блокировка зданий между собой, что способствует сокращению расходов по подключению зданий к коммуникациям и эксплуатационных затрат. Временные здания необходимо приближать к действующим коммуникациям в следующем порядке: к канализационным, водоснабжению, электроснабжению; телефонизации и радиофикации. Такой порядок уменьшает трудозатраты и сокращает сроки выполнения работ подготовительного периода.
Санитарно-бытовые и административные здания, а также подходы к ним следует располагать вне опасных зон действия строительных машин, механизмов и транспорта. Бытовые помещения следует располагать на расстоянии не менее 50 м и с наветренной стороны господствующих ветров по отношению к объектам, выделяющим пыль, вредные газы и пары (бункеры, растворобетонные установки и др.). Санитарно-бытовые помещения следует размещать вблизи входов на строительную площадку с тем, чтобы рабочие могли пользоваться ими до и после работы, минуя рабочую зону. Вблизи бытовых помещений следует предусматривать устройство озелененных площадок для отдыха.
Гардеробные, умывальные, душевые, помещения для сушки одежды и обеспыливания, столовые можно размещать в одном здании (блоке), обеспечив сообщение между ними. При размещении этих помещений в вагончиках или контейнерах их располагают рядом и по возможности блокируют.
Гардеробные предназначаются для хранения уличной, домашней и рабочей одежды. Предпочтительнее закрытое раздельное хранение чистой и рабочей одежды в двойных шкафчиках. Блоки шкафов следует устраивать с проходами между рядами шириной не менее 1 м, а при устройстве сидений в проходах - не менее 1,5 - 1,7 м.
Помещения для обеспыливания спецодежды выполняются из расчета на наиболее многочисленную смену только для работающих в условиях выделения большого количества пыли (при работе в растворобетонных узлах, размоле строительных материалов и т. п.).
Помещения для личной гигиены женщин устраиваются при общем количестве работающих женщин более 15 человек; помещение должно состоять из приемной, раздевалки с уборной и процедурной.
На строительном генеральном плане должны быть показаны габариты временных зданий; их привязка в плане; места подключения коммуникаций к зданиям или сооружениям. В экспликации временных зданий и сооружений необходимо указать: номер временного здания; размер в плане, объем в натуральных измерителях, м2, м3; марку и конструктивную характеристику.
Проектирование сети временного водоснабжения после определения потребности в воде начинается с выбора источника. Источниками временного водоснабжения могут быть:
существующие водопроводы с устройством в необходимых случаях дополнительных временных сооружений; проектируемые водопроводы при условии ввода их в эксплуатацию по постоянной или временной схеме в необходимые сроки;
самостоятельные временные источники водоснабжения - водоемы и артезианские скважины.
Пожарные резервуары следует устраивать на площадках в тех случаях, когда водопровод не обеспечивает расчетное количество воды на пожаротушение. Водоводы от насосных станций и разводящая сеть выполняются из асбестоцементных или стальных труб, уложенных в грунте или по поверхности грунта. Разводящая сеть может быть выполнена также из резиновых шлангов и тканевых рукавов.
При проектировании временной сети необходимо учитывать возможность последовательного наращивания и перекладки трубопроводов по мере развития строительства. Сети временного водопровода устраиваются по кольцевой, тупиковой или смешанной схемам. Кольцевая система с замкнутым контуром обеспечивает бесперебойную подачу воды при возможных повреждениях на одном из участков и является более надежной. Тупиковая система состоит из основной магистрали, от которой идут ответвления к точкам водопотребления. Смешанная система имеет внутренний замкнутый контур, от которого прокладываются ответвления к потребителям.
Увязка сети временного водоснабжения состоит в обозначении на строительном генеральном плане мест подключения трассы временного водопровода к источнику, сооружений на трассе (насосных станций, колодцев, гидрантов) и раздаточных устройств в рабочей зоне или вводов к потребителям. Колодцы с пожарными гидрантами размещаются с учетом возможности прокладки рукавов от них до места тушения пожара на расстояние не более 150 м при водопроводе высокого давления и 100 м - низкого давления. Расстояние между гидрантами должно быть не более 150 м. Гидранты должны располагаться на расстоянии: до зданий - не ближе 5 м и не далее 50 м; от края дороги - не более 2,5 м.
Проектирование сети временного электроснабжения выполняется в два этапа. Прежде всего находится оптимальная точка размещения источника, совпадающая с центром электрических нагрузок, а затем производится трассировка сети электроснабжения. Оптимальное размещение источника позволяет сократить протяженность сетей, массу проводов, их стоимость и потери в электрической сети. Питание осветительных и силовых токоприемников осуществляется от общих магистральных сетей.
Воздушные магистральные линии устраиваются преимущественно вдоль проездов, что дает возможность использовать для их прокладки столбы светильников наружного освещения строительной площадки и облегчает условия эксплуатации.
Воздушные линии электропередачи должны быть удалены от строительных машин и других механизмов по горизонтали на следующие расстояния, м: при напряжении до 1 кВ - 1,5; при напряжении 1 - 20 кВ - 2; при напряжении 35 - 100 кВ - 4; при напряжении до 154 кВ - 6; при напряжении 330 - 500 кВ - 9.
3.3 Расчет площадей временных зданий
Временные здания и сооружения возводят обычно лишь на период строительства, поэтому их объем и стоимость должны быть минимальными. Номенклатура, количество и размещение их определяется сроком строительства или наибольшим количеством одновременно работающих.
Бытовые помещения рассчитываются на максимальное число работающих на строительной площадке и по нормам площади на 1-го человека пользующегося данным помещением.
Принимают вышеуказанные помещения в виде вагончиков и контейнеров, размещение которых должно производиться вне опасной зоны и недалеко от въезда на строительную площадку.
Общая максимальная численность работающих на строительной площадке определяется по формуле:
Nобщ = (Nоп + Nн.п.+ Nитр + Nм.о.п.) K
Где: Nоп – численность рабочих основного производства, принимаемое по графику движения рабочих;
Nн.п.– численность рабочих не основного производства, принимаемое 20% от численности рабочих основного производства;
Nи.т.р. –численность инженерно-технических работников, принимаемое 11% от рабочих основного и не основного производства;
Nм.о.п.– численность младшего обслуживающего персонала, принимаемое 5% от рабочих основного и не основного производства;
K = 1,05-1,06 – коэффициент, учитывающий отпуска, болезни и т.д.
Nо.п. = Nmax = 22 чел
Nн.п.= Nmax 0,2 = 22 0,2 = 5чел
Nи.т.р.= (Nо.п.+ Nн.п.) 0,11 =(22+ 5) 0,11=3чел
Nм.о.п.= (Nо.п.+ Nн.п.) 0,05 = (22 + 5) 0,05 = 1чел
K = 1,05.
Nобщ = (22+5+3+1) 1,06 = 33чел.
Наименование времен. зданий | Кол-во рабочих в смену | % польз. помещениями | Площ. помещ | Принятая площадь м2 | Тип временного здания | Размер здания | |||
На 1 раб. | Общ | ||||||||
Служебные | |||||||||
Проходная | Сборно-разборная | 2×3 | |||||||
Контора прораба | 16,2 | 420-04 | 6×2,7 | ||||||
Санитарно-бытовые | |||||||||
Гардеробная | 0,7 | 16,17 | 24,3 | 420-03 | 9×2,7 | ||||
Душевая | 0,54 | 16,2 | 420-04 | 6×2,7 | |||||
Сушилка (для одежды и обуви) | 0,2 | 2,64 | 16,2 | 420-04 | 6х2,7 | ||||
Столовая | 0,8 | 13,6 | 16,2 | 420-04 | 6×2,7 | ||||
Туалет | 0,1 | 3,3 | инвентарный | 1×3 | |||||
Общая площадь – 98,1м2
3.4 Расчет потребности в складских помещениях.
Для организации складского хозяйства на строительной площадке предусмотрены:
- открытые площадки для хранения кирпича, железобетонных конструкций;
- закрытые склады для хранения стекла, красок и т.д.;
- навесы для хранения керамических плиток, оконных и дверных блоков.
1) Полезная площадь складов без проходов:
где Пз – максимальный запас материалов на складе;
N – норма материала, укладываемого на 1 м2 площади склада.
2) Общая площадь склада, включая проходы:
где Кп – коэффициент использования складской площадки, учитывающий проходы, проезды.
Кп принимается:
- для открытых складов нерудных материалов и конструкций Кп = 0,6-0,7;
- для навесов Кп = 0,5-0,6;
- для открытых складов лесоматериалов Кп = 0,4-0,5;
- для закрытых складов Кп = 0,6-0,7
Расчет складских помещений
Наименование материалов | Ед. изм | Суточ-ный рас-ход | Запас в днях | Запас на скла-де | Норма матер-ла на 1м | Полезная площ. скла-да | Коэф пло-щади | Об-щая пло-щадь | Приня-тые размеры | Способ хранения |
Кирпич | т. шт | 6,3 | 18,92 | 0,7 | 27,03 | 0,6 | 45,05 | 8х6 | Откр. | |
обои | м² | 102,16 | 306,5 | 1,53 | 0,6 | 2.55 | 3х6 | Закр. | ||
Плитка керамическая | м² | 25,36 | 76,09 | 0,95 | 0,6 | 1,58 | ||||
Паркет | м² | 28,79 | 287,9 | 71,98 | 0,6 | 119,97 | ||||
Рулонный материал | м² | 150,8 | 754,14 | 3,77 | 0,6 | 6,28 | 3х3 | Навес | ||
Оконные блоки | м² | 4,42 | 22,12 | 0,49 | 0,6 | 0,82 | ||||
Дверные блоки | м² | 5,33 | 26,67 | 0,67 | 0,6 | 1,11 |