Особенности спроса на общественные блага. Инд-й и общ-й (суммарный) спрос на общественные блага.
Кривая спроса на общественное благо, как и в случае с чистым частным благом, имеет нисходящий вид. Однако если совокупный спрос на чисто частные блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса по горизонтали, то на чисто общественные блага — по вертикали (рис. 13.1).
Кривые индивидуального спроса определяют предельную выгоду каждого потребителя (D1 — выгоду первого потребителя, т.е. МB1, D2 — второго, т.е. МВ2 и т.д.). Предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления:
MSB =МВ1 + МВ2 +... + МВп=ΣМВ.
где MSB— предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага; MBi— предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем (i = 1, 2,…..п).
Например, за фонарь, установленный на улице, первый потребитель готов заплатить 2 ден. ед., второй — 3, третий — 4 ден. ед. Предельная выгода установки фонаря — это сумма денежных средств, которые потребители готовы заплатить, т.е. 9 ден. ед. (см. рис. 13.16).
Оптимальный объем выпуска чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам его производства (MSC = MSB = ΣMB) (рис. 13.2).
MSC— это кривая предельных общественных издержек производства единицы блага; ΣMB— сумма предельных по-лезностей, получаемых каждым из потребителей дополнительной единицы блага; Qe— эффективный объем предоставления общественного блага.
Например, если предельные общественные издержки производства определенного количества общественного блага превышают предельные общественные выгоды, производство этого количества является выгодным. Если MSC>MSB, то производство нецелесообразно.
Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то у кого-то может возникнуть искушение воспользоваться этим благом даром. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетника» (о ней упоминалось в параграфе 11.2).
Проблема «безбилетника» — склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ. Чаще всего это происходит в больших группах потребителей, где труднее контролировать поведение каждого индивида. Решение данной проблемы возможно путем интерна-лизации, в том числе за счет:
• ограничения доступа к благу посредством введения платы, заключения частных контрактов при потреблении коллективных благ;
• субсидирования, т.е. производства общественных благ за счет добровольных пожертвований организаций и частных лиц;
• создания организаций по совместному использованию блага.
В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ внешние эффекты не поддаются интернализации (т.е. рынок терпит фиаско), предоставление общественных благ должно регулироваться государством. Финансирование производства общественных товаров и услуг осуществляется, как правило, за счет налогов и других обязательных платежей, а благо в этом случае предоставляется бесплатно.
В обеспечении общественными благами с участием государства ключевую роль играют не индивидуальные предпочтения граждан, а решения установленных политических институтов.
Выбор механизма предоставления благ — посредством рынка или государства — обусловлен соизмерением затрат и выгод, которыми сопровождается каждый из способов производства общественных благ.