Информация. Неопределенность и риск в экономике.
Функционирование рынка не сводится к взаимодействию спроса и предложения. Важное значение имеет приспособление рынка к изменению обстоятельств. Ключом к пониманию этого процесса выступает анализ роли рынка как передатчика информации. Общепризнано, что ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дает основания причислить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.
Информация как ресурс имеет важные особенности, выделяющие ее среди других факторов производства, а именно:
• основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономичеоким ресурсом является лишь спектр информации, тиражирование которой ограничено правами собственности;
• использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного использования другими (свойство неконкурентности);
• потребление информации не только не уничтожает исходную информацию, но прибавляет к ней новую, т.е. информация приумножается в процессе ее использования;
• информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.
Полная информированность экономических субъектов — ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет информацией о цене и качестве продукта, технологиях, структуре спроса, товарах-субститутах, величинах процентных ставок, перспективах роста экономики. Такая ситуация является условием оптимального функционирования рынка.
Однако экономический мир устроен так, что полной информацией располагает только рынок в целом, но никак не его субъекты в отдельности. Каждый из них владеет лишь частью информации, к тому же она устаревает, и возникает потребность в ее обновлении. Таким образом, в реальности субъекты действуют при постоянном дефиците информации, который является результатом самого рыночного процесса, а не каких-либо внерыночных отношений.
Неполнота информации обусловлена четырьмя основными причинами:
1)проблемой барьера трансакционных затрат — в ситуации ценового разнообразия и покупатели, и продавцы ведут поиск лучших цен, что требует затрат. Издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене: она будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной информации. Кроме того, отдельные производители выигрывают от неопределенности;
2)проблемой надежности — информация не всегда достоверна, к тому же ей свойственно устаревать в результате изменений экономической среды;
3)проблемой усвоения — экономические субъекты не могут воспринимать и перерабатывать весь доступный объем информации и вынуждены отбирать лишь наиболее важную, при этом часть информации неизбежно теряется; проблемой обработки — не все экономические субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы адекватно переработать полученную информацию.
Независимо от причин дефицита информации субъекты вынуждены делать свой выбор в условиях неопределенности и риска.
Под неопределенностью понимается ситуация, при которой количество исходов бесконечно или вероятность наступления события невозможно установить. В жизни такая ситуация является скорее правилом, чем исключением: большинство управленческих решений базируется не на твердом знании, а на экспертных оценках, прогнозах или ожиданиях, и в силу уникальности многих событий бывает сложно определить правильность выбора даже по его результатам. Например, при прогнозировании динамики валютного курса на валютной бирже на год вперед полный список исходов неизвестен, и невозможно точно определить вероятность наступления какого-либо из них.
О риске говорят как о ситуации, когда известны все возможные исходы событий и вероятности их наступления.
В экономике неопределенности и риска ключевое значение имеетвероятность — выраженная в количественной форме возможность определенного исхода. В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности:
• априорная — подсчитанная на основе научного закона или определенного логического принципа;
• статистич-я — исчисленная на основе эмпирического метода или статистических наблюдений;
• ожидаемая — наиболее распространенный и одновременно сложный вид вероятности, для ее определения не существует рационального алгоритма.
При прочих равных условиях более высокий доход обычно связан с дополнительным риском (данная закономерность особенно наглядно прослеживается на финансовых рынках), так что важно выбрать оптимальное сочетание доходности и риска. На рис. 12.1 изображена функция полезности Неймана—Мор- генштерна, иллюстрирующая изменение ожидаемой полезности по мере роста дохода.
Поведение абсолютного большинства субъектов рынка в условиях неопределенности и риска подчиняется закону убывающей предельной полезности дохода: каждая следующая единица дохода обладает меньшей полезностью, чем предыдущая (см. рис. 12.1а). В силу отрицательной предельной полезности дохода абсолютное большинство индивидов становятся противниками риска, т.е. людьми, которые при данном доходе предпочитают гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.
Намного малочисленнее группа лиц, рассматривающих сегодняшний доход прежде всего как инструмент для создания нового богатства. Предполагаемая полезность будущего дохода для них выше, чем отрицательный эффект, связанный с возможными потерями (см. рис. 12.16). Индивидов, которые при данном ожидаемом доходе предпочитают связанный с риском результат гарантированному результату, называют склонными к риску.
Существует и такой вариант стратегии поведения человека в условиях неопределенности, как нейтральность к риску — безразличие к выбору между гарантированным и рисковым результатами при данном ожидаемом доходе. В этом случае потребитель доверяется математическим расчетам, не проявляя ни осторожности, ни азарта (см. рис. 12.1 в).
Рынком выработан ряд способов смягчения последствий риска. Основные из них следующие:
• диверсификация риска — снижение риска путем его распределения между несколькими рисковыми активами, так что при повышении риска от покупки или продажи одного актива снижается риск от покупки или продажи другого;
• объединение риска — снижение риска путем превращения случайных убытков в низкие постоянные издержки;
• распределение риска — рассредоточение риска вероятного ущерба между участниками, вследствие чего возможные потери каждого становятся относительно невелики;
• поиск информации — восполнение недостатка сведений, позволяющее значительно снизить степень риска ошибочных решений.
Асимметричность информации — разновидность неполнотыи информации, ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.
Выделяют два вида информационной асимметрии:
1)в процессе торговой сделки или подписания контракта один из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно;
2)после подписания контракта одна из сторон не может на-" подать направленные против нее действия другой стороны.
Информационная асимметрия, при которой один из партнеров обладает информацией, недоступной для другого, — распространенное явление при рыночных сделках. Например, продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель; работники лучше осведомлены об уровне своей квалификации и способностей, чем работодатели; человек, покупающий страховку, имеет более полное представление о своем здоровье, чем страховая компания; менеджерам больше известно об издержках, конкурентной позиции и инвестиционных возможностях фирмы, чем их владельцам; заемщик знает о своем риске больше, чем кредитор.
Во всех случаях, когда одна из сторон сделки обладает какой-то информацией, не известной другой стороне, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существования скрытых" характеристик благ является отрицательный отбор — ситуация, при которой неинформированная сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку.
Впервые данный феномен был проанализирован в 1970 г. лауреатом Нобелевской премии по экономике (2001) Джорджем Акерлофом в статье «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм», описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей. Модель Акерлофа показывает, что в условиях асимметричной информации неинформированная сторона проводит отрицательный отбор информированных сторон, в результате которого высококачественные товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии событий рынок прекращает существование.
Учитывая широкую распространенность информационной асимметрии, подобную опасность нельзя считать локальной
проблемой. Покупая любое благо, качество которого невозможно проверить на месте, потребитель неизбежно попадает на одну из разновидностей рынка «лимонов».
Аналогичная ситуация возникает при асимметричной информации в пользу покупателя. Классическим примером, когда отрицательный отбор покупателей осуществляет продавец, является страхование здоровья. Поскольку покупатели страхового полиса лучше осведомлены о состоянии своего здоровья, чем страховая компания, данная ситуация подразумевает наличие скрытых характеристик. Если бы страховая компания могла отличить здоровых клиентов от больных, она устанавливала бы для них разную цену страхового полиса: для здоровых — более низкую, для больных — более высокую. Но, не имея возможности дифференцировать клиентов, она устанавливает среднюю цену страхового полиса. В результате для больных людей цена оказывается низкой, и они с удовольствием страхуются, а для здоровых людей — высокой, и многие из них отказываются покупать полис. Таким образом доля больных клиентов в общем количестве застрахованных возрастает, что повышает цену страховых услуг. Тем самым доля больных людей еще больше увеличивается, что опять повышает цену, и так до тех пор, пока на страховом рынке не окажется лишь эта категория лиц. В результате страховая деятельность становится невыгодной.
Почему же рынок страхования продолжает эффективно существовать? Страховым компаниям удалось найти способы борьбы с асимметричной информацией, в частности:
• медицинский осмотр при страховании жизни — позволяет выявить людей со слабым здоровьем и обезопасить компанию от перспективы делать выплаты по страховке уже в ближайшее время;
• групповое страхование — владелец предприятия страхует всех своих работников, в какой-то страховой компании, и механизм неблагоприятного отбора (вытеснение низкорисковой доли высокорисковой) ослабляется, поскольку у низкорисковой группы нет не только стимула, но и возможности отказаться от страхования. Фактически весь риск от страхования компания перекладывает на низкорисковую долю застраховавшихся, которые в данном случае ничего не теряют;
• обязательное страхование — отличается от групповой страховки своей крупномасштабностью, так как клиентами компании являются уже не только работники одного конкретного предприятия, а, к примеру, все жители данного региона страны.
Асимметричная информация снижает эффективность рынка в целом, но прежде всего она невыгодна продавцам хороших товаров: им сложно получить «настоящую» цену за свою продукцию в условиях, когда даже в качественном товаре потребитель подозревает «лимон». Следовательно, продавцы заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке, и стараются подать сигнал относительно качества своего товара. Концепция рыночных сигналов была предложена Спенсом, лауреатом Нобелевской премии (2001).
Рыночный сигнал — это механизм, позволяющий информированной стороне передать информацию о себе неинформированной стороне. Характерно, что продавцу хорошего товара значительно легче подать свой сигнал, и это должно быть понятно покупателю. Примерами сигналов являются гарантия, репутация, бренд, а также стандарты и сертификаты.
Гарантия — обязательство производителя заменить по требованию потребителя некачественный экземпляр качественным либо иным способом компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже (ремонт, возврат денег). Гарантии существенно снижают риски покупателя при покупке товаров, в особенности сложных товаров и товаров длительного пользования. От гарантий выигрывает и производитель, поскольку его товар перестает рассматриваться как потенциальный «лимон».
Репутация продавца (производителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю, служит этой же цели. Связать репутацию с конкретным продуктом позволяют товары, имеющие зарегистрированную торговую марку, которая может стать брендом.
Бренд — слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточные для идентификации конкретного продавца. Выбирая из всего перечня товаров знакомые ему бренды, покупатель наверняка платит большую цену, чем за товар «без имени», но при этом он сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает ему уверенность в доброкачественности товара.
Уменьшению информационной асимметрии способствуют также стандарты качества, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Стандарт — это набор критериев, которым должен соответствовать высококачественный товар. Сертификат — документ, подтверждающий соответствие того или иного товара стандарту.
Сигналами на рынке труда являются диплом об образовании, резюме, рекомендательные письма; на рынке кредита — залоги, поручительства, кредитная история.
Перечисленные сигналы сообщают покупателю косвенную информацию о качестве продукции. Чем эффективнее они действуют, тем меньше отклоняется рыночное равновесие от Парето-эффективного. Эффективность сигналов ограниченна из-за противоречивости их действия, а также неспособности покупателей всегда адекватно воспринимать и анализировать полученные сигналы.
Мы рассмотрели ситуации с информационной асимметрией между индивидами в момент подписания контракта. Но данное явление возникает и после подписания контракта, и тогда оно связано со скрытыми действиями, которые предпринимаются одной из сторон экономических взаимоотношений и затрагивают другую сторону, но остаются вне поля зрения последней.
Информированная сторона может предпринять «неправильные» действия в отношении неинформированной, так что последняя несет риск из-за безответственного поведения другой стороны — так называемый моральный риск. Впервые он стал предметом исследования в страховой отрасли. Здесь моральный риск возникает, когда застраховавшийся индивид решает воздействовать на вероятность или значимость события, обусловливающего выплату страховки. При этом страховая компания не имеет возможности наблюдать за тем, прилагает ли ее клиент какие-либо усилия, чтобы избежать потенциальных потерь. В некоторых случаях индивид меняет поведение вскоре после включения страхового договора, становится менее внимателен и осторожен.
Таким образом, суть проблемы «принципал—агент» заключается в том, что использование информационной асимметрии позволяет агентам извлекать выгоду, реализовывая собственные экономические интересы в ущерб интересам принципала.
Характерные черты проблемы «принципал—агент» в целом можно проиллюстрировать примером взаимоотношений нанимателя и нанятого. Количество усилий, прилагаемых наемными работниками, сложно контролировать. На практике это часто выражается в «отлынивании* — использовании рабочего времени в собственных целях как свободного посредством имитации бурной деятельности. Кроме того, поведение работника отклоняется от цели максимизации выгоды нанимателя. Например, если менеджер не является собственником, то максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Мотивы его деятельности иные: сохранить и повысить собственный статус, расширить масштабы своей деятельности в фирме, увеличить личный доход и т.д.
Решений проблемы «принципал—агент» в данной ситуации несколько:
• усилить прямой контроль за деят-ю работников (впрочем, это сопряжено с высокими издержками, а если работа нестандартная, то контролировать ее исполнение очень сложно);
• установить ставки заработной платы выше, чем в других фирмах, чтобы работники усердно трудились, боясь потерять выгодное место;
• обеспечить участие работников в результатах деятельности организации на основе заключения контракта о найме, устанавливающего выплату вознаграждения не в фиксированной сумме, а по результатам деятельности фирмы;
• организовать соревнование работников с условием вознаграждения за достижение уровня, наивысшего относительно остальных работников, а не заданного нанимателем;
• практиковать поочередное выполнение работниками функций принципала. Это потребует организации фирмы как коалиции работников, заинтересованных не только участием в результатах деятельности.
При наличии асимметричности инф-и рынки являются неэффективными по Парето. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается за счет репутации фирмы, на основе гарантий, однако в наиболее сложных и жизненно важных обстоятельствах не обойтись без вмешательства государства, осуществляемого в следующих формах:
• ценовой политики;
• прямого участия в производстве;
• контроля за производством и сбытом.
Регулирование цен со стороны государства ограничивает ценовую конкуренцию на рынке, имея целью предотвратить использование производителями низкокачественной продукции своих преимуществ в издержках. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера может повысить конкурентоспособность высококачественных товаров: при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее для покупателя. В Республике Беларусь примером такого регулирования является установление минимальных предельных цен на алкогольную продукцию. Однако эффективность этой меры относительна, так как низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.
Прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, рассматриваемое как способ противодействия информационной асимметрии, выражается в организации общественной системы здравоохранения и образования, реализации программы обязательного государственного страхования. Тем самым устраняется проблема отрицательного отбора и морального риска.
Государственный контроль за производством и сбытом товаров и услуг в ряде случаев позволяет блокировать последствия асимметричной информации. С этой целью государство может использовать следующие инструменты:
• лицензирование — для получения лицензии, разрешающей занятие тем или иным видом деятельности, соискателю обычно требуется документальное подтверждение профессиональных знаний и навыков;
• стандартизация и сертификация — для ряда товаров (продукты питания, лекарственные препараты) сертификация государственными органами обязательна;
• контроль рекламной активности — для продавцов устанавливается запрет на размещение ложной или вводящей в заблуждение рекламы. Однако, во-первых, рекламное законодательство не в состоянии охватить все возможные способы недобросовестного информирования покупателей, а во-вторых, можно предотвратить агитацию в пользу низкокачественного товара, но не его производство и продажу.
Государство предпринимает шаги по совершенствованию информационного потока в стремлении приблизить рынок к состоянию равновесия при полной информации. Это находит выражение в информационной политике. Кроме контроля над тем, что фирмам позволено сказать о своей продукции, если они изъявляют такое желание, государство вправе принуждать их предоставлять определенную информацию. Например, производители бытовой электротехники обязаны указывать количество энергии, потребляемой их приборами. Требования к раскрытию отдельных сведений существуют также на финансовом рынке и рынке недвижимости.
Асимметричность информации может нейтрализовываться средствами законодательства: принятием законов о защите прав потребителей, охране труда, санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, мошенничестве, страховании банковских депозитов и т.д. В Республике Беларусь правовуюбазу регулирования рынков с асимметричной информацией составляют законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «О защите прав потребителей», «О торговле», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О рекламе».
В Беларуси создана национальная система сертификации. За стандартизацию и сертификацию отвечают более 20 организаций, действующих на различных региональных уровнях. Важным направлением повышения безопасности и качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг является сертификация систем управления в соответствии с международными стандартами. Дополнительными средствами информирования потребителей о высоком качестве продукции являются конкурсы и премии за высококачественную продукцию и менеджмент в области качества.
Итак, при наличии информационной асимметрии бывает целесообразным вмешательство государства в рыночную экономику. Тем не менее, и оно не может полностью решить эту проблему, поскольку изъяны свойственны не только рынку, но и государству.
41. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общ-х благ.
Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов. Следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование и соперничество за потребление благ. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и общественные.
Чистое частное благо — благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (буханка хлеба, бутылка минеральной воды и т.д.).
Чистое общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него люди или нет (нац-я оборона, законодательство, охрана правопорядка и т.д.).
Особенности чистых общественных благ заключаются в следующем:
• их потребление всегда сопровождается положительными внешними эффектами. Как только кто-нибудь начинает потреблять чистое общественное благо, оно становится доступно для всех;
• все пользователи потребляют одно и то же количество чистого общественного блага;
• предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.
Св-ми чистых общ-х благ явл-ся неизбирательность, неисключаемость и неделимость в потреблении.
Неизбирательность в потреблении означает, что потребности чистого общественного блага не уменьшает его полезности для других. Речь идет о неконкурентности, несоперничестве и отношении к общественному благу. Например, фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку лимонада, то прибавление в компанию третьего снизит ее полезность для двух других потребителей.
Неисключаемость в потреблении означает, что ни один человек не может быть исключен из числа потребителей блага, даже если он отказывается за него платить. Например, нельзя запретить пешеходу польз-ся светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, — принимать радиопередачи.
Неделимость блага в потреблении означает, что благо не может быть разделено на части (его нельзя выпускать мелкими партиями) и быть продано по частям. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Например, мы пользуемся всем объемом услуг по обороне страны.
На практике лишь небольшое число благ наделено свойствами исключительно чистых общественных благ. Как правило, блага являются смешанными (т.е. сочетают в себе характеристики частных и общественных благ), и их принято дифференцировать на перегружаемые и исключаемые.
Перегружаемыми (или переполняемыми) называются блага, для которых свойство неизбирательности в потреблении выполняется только до определенного момента (точки перегрузки), а далее их может не хватать на всех. Начиная с некоторого количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими пользователями. Пример -— автомобильная дорога. Увеличение числа машин не влияет на полезность шоссе для водителей автомашин, но лишь до определенного уровня. Рост интенсивности движения приводит к возникновению отрицательных внешних эффектов: снижается скорость движения, появляются «пробки» (заторы) на дороге, повышается опасность аварий. К перегружаемым благамможно отнести также мосты, тоннели, библиотеки и др. Во всех случаях с момента перегрузки возрастают предельные общественные издержки на производство блага.
Исключаемыми называются блага, потребление которых неизбирательно, но доступ к которым ограничен. Они могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли. На эти блага легко назначить цену. Примеры исключаемых благ — кабельное телевидение, общественный транспорт, устанавливающие плату за вход парки аттракционов и др.В реальном мире спектр смешанных благ не ограничивается рассмотренными двумя группами. Существует множество комбинаций свойств несоперничества и неисключаемости, в частности, следует отметить общие (совместно потребляемые) блага (их иногда называют коммунальными), которые обладают высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемо (пример — места общественного пользования), а также клубные блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях (бассейны).С точки зрения границ потребления и предоставления выделяют международные, общегосударственные и местные общественные блага.
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (чистый воздух, пресная вода, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам.
Общегосударственные общ-е блага доступны жителям определенной страны (нац-я оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных, судебных властей).
Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая ее географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.