Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Главной характеристикой монополии является рыночная власть, позволяющая ей устанавливать цену и условия продажи производимого продукта. Рассмотрим, как монополист реализует свои возможности, преследуя общую для всех рыночных фирм цель максимизации прибыли.
Рынок монополии подчиняется общему правилу, согласно которому цена формируется под действием рыночных спроса и предложения, однако в его случае спрос и предложение имеют специфику.
Фирма-монополист является единственным производителем в данной отрасли, так что тот объем производства, который она сочтет целесообразным реализовать на рынке, и будет составлять величину предложения в данной отрасли.
Рыночный спрос, с которым сталкивается фирма-монополист, является главным ограничением. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для него есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Следовательно, кривая спроса монополиста получает отрицательный наклон и это имеет два важнейших последствия:
1) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра (а не только объем, как на рынке с совершенной конкуренцией) и среди множества комбинаций, предлагаемых кривой рыночного спроса, ищет комбинацию «цена — объем», обеспечивающую ему максимальную прибыль;
2) в отличие от совершенной конкуренции цена фирмы-монополиста всегда превышает его предельный доход (Р >MR). Суть в том, что монополист вынужден снижать цену, если желает расширить объемы реализации своей продукции. При этом снижение касается не только последней единицы предлагаемой на рынок продукции, но и всех предыдущих единиц.
Пример. Допустим, монополист решает расширить объем производства с 3 до 4 ед. Для реализации возросшего объема он, согласно закону спроса, должен снизить цену единицы продукции, скажем, с 6 до 5 ден. ед. Предельный доход, который принесет фирме четвертая единица товара, будет равен: 5-4-6-3=20-18 = 2 ден. ед. Таким образом, реализуя четвертую единицу продукции, фирма-монополист дополнительно получает 5 ден. ед., однако из-за удешевления каждой из трех предыдущих единиц на 1 ден. ед. она «недополучает» 3 ден. ед. В итоге ее предельный доход оказывается меньше цены.
На рис. 4.1 представлены кривые спроса (D) и предельного дохода (MR)фирмы-монополиста. Фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам MR=МС.Этому условию соответствуют объем производства Qe ицена РЕ.
Как известно, ситуация получения прибыли графически демонстрируется посредством взаимного расположения кривых спроса (цены) и средних общих издержек. Прибыль на единицу продукции определяется размером превышения цены 0РЕнад средними общими издержками АТСпри оптимальном объеме производства. В нашем примере она составляет АРЕ(ВС).Суммарная экономическая прибыль монополии будет соответствовать площади фигуры АРЕВС.
Если рыночные усл-я неблагоприятны, то монополия, как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосроч-го временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков. Графич-е изображ-е данной стратегии требует изменения взаимного расположения кривых спроса и средних общих издержек. На этот раз кривая АТС должна быть расположена выше кривой D(рис. 4.2).
Отрезок РЕА — убыток, получаемый фирмой-монополистом на единицу продукции, площадь фигуры РЕАСВ— величина суммарных убытков.
Минимизировать убытки в краткосрочном периоде фирме-монополисту стбит лишь в случае, когда цена превышает средние переменные издержки AVCлибо равна им. При других условиях ей целесообразно покинуть рынок (остановить производство), иначе ее совокупные убытки превысят постоянные общие издержки.
Говоря о минимизации убытков фирмой-монополистом, следует иметь в виду, что в краткосрочном периоде она может целенаправленно сбрасывать цены до уровня ниже средних совокупных издержек. Конечно, это неизбежно принесет финансовые потери (убытки) монополии, однако ухудшение рыночной ситуации отпугнет потенциальных конкурентов.
Данный прием, применяемый монополией в целях снижения финансовой привлекательности отраслевого производства, носит название лимитирующего ценообразования. Это стратегия ценообразования, согласно которой цены устанавливаются ниже уровня, обеспечивающего получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде, с целью уменьшить вероятность появления конкурентов на рынке.
В долгосрочном периоде единственной стратегической целью фирмы-монополиста является максимизация прибыли (проблема минимизации убытков не обсуждается, так как в противном случае существование фирмы на рынке попросту не оправданно).
Рассматривая модель экономического поведения монополиста в долгосрочном периоде, следует помнить, что рынок продукта чистой монополии здесь защищен слабее, чем в краткосрочном периоде. Фирма вынуждена считаться с наличием потенциальных конкурентов, и основная ставка делается на снижение издержек производства и увеличение объема реализации.
Долгосрочное равновесие фирмы-монополиста достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки LMTCравны долгосрочному предельному доходу LMR(рис. 4.3).
Регулируемая монополия
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издержки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Регулирование — процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятствующие их образованию, а также стремится ограничить их рыночную власть.
Формы регулирования монополии: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли.
Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования монопольных цен.
Регулируемая монополия предполагает установление государством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимизации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издержек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отражает рис. 4.4.
Рти Qm— цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанавливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MRи среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1вплоть до объема выпуска Q1.
Для объемов производства больше Q1новые кривые предельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MRи ARнерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекающая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствующей выпуску Q1.
Рис. 4.4 показывает, что при цене P1и количестве продукции Q1полные чистые потери от монополии сокращаются (площадь треугольника ELNменьше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличивается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые потери общества сокращаются, и при цене Р2 = Рсони исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьшению выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению максимальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3-Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних издержек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.
На практике государство чаще всего регулирует деятельность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по определению характеризуемых убывающими средними общими издержками, которые превышают предельные издержки. Регулирование цен может смягчать социальные последствия естественной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффективному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Дилемма регулирования естественной монополии связана с выбором между регулированием эффективным (по принципу равенства регулирующей цены предельным издержкам) и справедливым (по принципу равенства регулирующей цены средним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом монополист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.
Таким образом, государственное регулирование цен на конкурентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозвратные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монопольной власти, и максимизировать социальное благосостояние.