Бюджетная линия потребителя. Наклон бюджетной линии.
На поведение потребителя оказывают влияние не только его предпочтения, но и величина его дохода (бюджета), а также цены потребляемых товаров. Линия бюджетных возможностей, или бюджетная линия, позволяет учитывать ценовые и бюджетные ограничения потребителя. Это прямая, каждая точка на которой показ-т определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при данном доходе и данном уровне цен.
Для ее построения обратимся к примеру.
Предположим, что потребитель потребляет товар X, цена единицы которого равна 2 ден. ед., и товар Z, цена единицы которого — 3 ден. ед. Доход потребителя составляет 18 ден. ед. Доступные для потребителя наборы товаров X и Zпри условии полного расходования им своего бюджета представим в табл. 2.3.
Доступные для потребителя наборы товаров X и Z при полном расходовании бюджета
Вариант | Товар, ед. | |
X | Z | |
А | ||
В | ||
С | 4,5 | |
D | ||
Е |
Построим на графике точки, соответствующие каждому набору потребляемых благ, и соединим их между собой. Получается линия (граница) бюджетных возможностей потребителя (рис. 2.6).
Точка К (равно как и все другие точки, находящиеся левее бюджетной линии) означает возможный для потребителя набор благ, однако при этом часть дохода потребителя остается неиспользованной. И наоборот, потребление в точке F(равно как и в любой другой точке, находящейся правее бюджетной линии) недостижимо при данной величине дохода.
Чем дальше от начала координат находится линия бюджетных возможностей, тем большему доходу потребителя она соответствует. Наклон бюджетной линии определяется соотношением величины уменьшения одного товара и прироста другого, т.е. отношением противолежащего катета к прилежащему. В нашем примере это соотношение составляет 9/6, или 3/2. А соотношение этих величин определяется ценами товаров, т.е. Pz/ Рх = 3/2. Это означает, что для увеличения потребления товара Zна 2 ед. потребитель должен пожертвовать потреблением 3 ед. товара X. Поэтому можно заключить, что угол наклона бюджетной линии зависит от соотношения цен товаров:
На расположение бюджетной линии влияют изменения дохода потребителя и цен товаров. При росте денежного дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину бюджетная линия сдвигается параллельно вправо; при снижении дохода или пропорциональном росте цен товаров бюджетная линия сдвигается параллельно влево (рис. 2.7).
Если изменится цена какого-то одного товара при неизменной цене другого, то сдвинется верхний или нижний конец бюджетной линии — в зависимости от того, цена какого товара меняется (рис. 2.8).
5. Потребительский оптимум. Граф-я интерпритация равновесия потребителя.
Итак, мы выяснили, что кривая безразличия показывает предпочтения потребителя, а бюджетная линия — его возможности. Логично рассмотреть эти понятия во взаимосвязи. Совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рис. 2.9). Точка Е показывает оптимальную для потребителя комбинацию благ, приносящую максимальную полезность. Точки М и У, лежащие на той же бюджетной линии, что и точка Е, находятся на более низкой кривой безразличия U2. Это означает, что наборы благ М и У стоят столько же, сколь ко и набор Е, но при этом приносят потребителю меньшую суммарную полезность. Набор Lлежит на более высокой кривой безразличия, чем набор Е, т.е. имеет большую полезность, однако он недоступен потребителю: бюджетная линия проходит ниже и не касается кривой безразличия U4.
Перемещения потребителя по своей бюджетной линии рано или поздно приведут его в точку Е, находящуюся на самой высокой для данного потребителя кривой безразличия. Когда у потребителя отсутствуют стимулы к изменению набора потребляемых благ, говорят, что он находится в состоянии равновесия. В этой ситуации потребителем достигается максимальная полезность потребляемых благ.
В точке равновесия Е наклон кривой безразличия U3 совпадает с наклоном бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замещения товара X товаром Z, а наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товара Zи товара X, то условие равновесия потребителя можно записать следующим образом: MRSzx=Pz/ Рх. С учетом формулы (2.3) получим:
Как видим, равновесие потребителядостигается тогда, когда отношения предельных полезностей потребляемых товаров к их ценам равны.