Анализ и синтез деятельности человека оператора
Введение в курс эргономики
По мере перехода к комплексной автоматизации производства
возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек
несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и
допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень
тяжелым последствиям.
Изучение и проектирование таких систем создали необходимые
предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и
его трудовой деятельности, обусловили появление новых
исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием
характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь
идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений ,
исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах
мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной
деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности
деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как
утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная
нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды,
биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи
проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно
к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам
относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления,
специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-
третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением
функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса,
а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием
трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса
труда, а также профессионального мастерства.
Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом
исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда -
производственная среда".
Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по
предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в
значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в
психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации
различных методических приемов при решении той или иной эргономической
задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их
помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию
новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех
дисциплин, на которые она возникла.
Анализ и синтез деятельности человека оператора
Задачи человека оператора с изделием.
При работе человека оператора с изделием происходит на принципах системного подхода где все вместе является одним звеном и образует РЭС. При этом человек оператор является основным звеном. При работе человека оператора с изделием , само изделие и система РЭС должна соответствовать некоторым показателям , а именно эстетические показатели(целостность) , эргономические показатели, надежность , быстродействие и т.д.
При работе человека оператора с изделием выполняются следующие операции. а) Прием информаций (обнаружения сигнала и его расшифровка) . б) переработка информации(согласования режимов работы) . в) Принятия решений человеком оператором после предыдущей операции. г) Реализация принятого решения человеком оператором с помощью органов управления.
ГЛАВА 2
ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ- ДИЗАЙНЕРСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение в курс эргономики
По мере перехода к комплексной автоматизации производства
возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек
несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и
допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень
тяжелым последствиям.
Изучение и проектирование таких систем создали необходимые
предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и
его трудовой деятельности, обусловили появление новых
исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием
характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь
идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений ,
исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах
мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной
деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности
деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как
утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная
нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды,
биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи
проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно
к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам
относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления,
специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-
третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением
функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса,
а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием
трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса
труда, а также профессионального мастерства.
Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом
исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда -
производственная среда".
Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по
предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в
значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в
психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации
различных методических приемов при решении той или иной эргономической
задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их
помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию
новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех
дисциплин, на которые она возникла.
Анализ и синтез деятельности человека оператора