Психологический и физиологический анализ деятельности человека оператора .

При всем своем своеобразии деятельность любого отдельного человека (индивида) включена в систему общественных отношений. Вне этих отношений она вообще не существует. Как именно она существует — это определяется характером общественных (прежде всего производственных) отношений, которые порождаются разви­тием производства и не могут реализоваться иначе, как в деятель­ности конкретных людей.

Как особый вид деятельности операторская деятельность сфор­мировалась в связи с достижениями научно-технического прогресса, с развитием сложной техники (систем управления, систем дистан­ционной связи и т. п.)

Развитие техники приводит к тому, что человек постепенно освобождается от энергетических, транспортных и технологических функций; его основными функциями становятся программирование работы машин, управление ими и контроль за их работой. В совре­менном автоматизированном производстве человек переходит от непосредственного участия в технологическом процессе к выпол­нению подготовительных и контрольных функций . Рассматривая труд человека в механизированном и автоматизированном произ­водстве, К. Маркс писал: «Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу произ­водства как его контролер и регулировщик...

Отношение «человек—техника» было и остается отношением «субъект труда — орудие труда». Любая машина (в том числе и электронная вычислительная машина) — это орудие труда, поль­зуясь которым человек достигает сознательно поставленной цели. Поэтому при изучении автоматизированных систем управления (систем «человек — машина») центральным является вопрос об особенностях деятельности человека. Технические звенья системы должны рассматриваться относительно этой деятельности как ее орудия.

В современном производстве операторская деятельность приоб­ретает ведущее значение. Многие другие виды деятельности по своему характеру все более приближаются к операторской. Тенденция развития соотношений между неавтоматизированным, автоматизи­рованным и автоматическим производством.

Но наибольшее развитие получило автоматизирован­ное производство: его доля возросла от 12% до 60%.

Это означает вместе с тем и увеличение доли труда оператора в современном производстве. Поэтому изучение особенностей операторской дея­тельности и разработка научных основ ее организации приобретают очень большое значение для решения задачи дальнейшего развития производства.

Операторская деятельность представляет собой специфический взгляд трудовой деятельности человека, возникший на определенной ступени развития техники и производства в целом. Поэтому прежде чем переходить к психологическому анализу операторской дея­тельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще

В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий...» .

Трудовая деятельность человека, как и любая другая, исходит из единых мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека деятельности, а цель — то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности.

Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некоторые субъек­тивно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, как непосредственная причина деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, в сознании.

Цель деятельности — это идеальный, или мысленно представ­ляемый, ее результат. Отношение «мотив — цель» образует своего рола «вектор», направляющий деятельность человека. Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов , включенных в деятель­ность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется опре­деленная система мотивов, одни аз которых становятся доминирую­щими, другие — подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.

Наши рекомендации