Особенности внешнеэкономической политики РФ на современном этапе
ВЭП России в современной интерпретации отражает всю сложность и противоречивость социально-экономической ситуации в стране. Экономическая, социальная и культурная сферы деятельности находятся в условиях углубляющегося кризиса.
Основные принципы современной ВЭП первого (концептуального) уровня Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом:
§ продолжающаяся либерализация ВЭД путем дальнейшего расширения состава субъектов ВЭД и сокращение неэкономических методов регулирования и, в частности, практически полная отмена системы экспортного квотирования и лицензирования по основной товарной номенклатуре российского экспорта (ПСМ РФ «О мерах по либерализации ВЭД» № 1102 от 2.11.1993 г.);
§ переход в основном на тарифные методы регулирования ВЭД (Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.; Таможенный кодекс Российской Федерации в новой редакции, подписанный Президентом РФ 28 мая 2003г.);
§ ограниченное использование нетарифных (количественных) методов регулирования экспорта, применяемых к группе специальных товаров, включая ядерные технологии и оборудование, вооружение и военную технику, продукцию двойного применения и др.;
§ практически полная отмена таможенного обложения экспорта (за исключением около 300 позиций) с целью расширения экспортных ресурсов и увеличения валютных поступлений;
§ совершенствование импортного таможенного тарифа как средства оптимизации импорта и защиты внутреннего рынка (политика весьма ограниченного протекционизма). С целью упрощения структуры тарифа в ноябре 2000 г. было принято правительственное решение о сокращении числа применяемых ставок с 7 (в диапазоне уровней от 1 до 30%) до 4 уровней (с 5 до 20%). С другой стороны под давлением рабочей группы ВТО с 2001 г. средневзвешенный уровень импортной таможенной пошлины снижен до 9,8% против прежнего в 14%, что, естественно, ослабило защитную функцию тарифа;
§ реструктуризация внешнего государственного долга с целью облегчения платежного баланса страны и обеспечения более благоприятных условий обслуживания долга. Досрочное погашение части долга, что обусловило его сокращениие за период 2000-2005 гг. со 158 до 107 млрд. долл., т.е. на 51 млрд. долл. Вместе с тем, долг частных корпораций РФ за это же время возрос с 32 млрд. до 114 млрд. долл. (на 82 млрд. долл.), что привело к увеличению совокупного внешнего долга на 31 млрд. долл. При этом условия погашения этого долга существенно усложнились, поскольку корпоративные кредиты привлекаются под значительно более высокие проценты (10-12), чем условия размещения российских капиталов за рубежом;
§ важной особенностью современной ВЭП России является изъятие из российской экономики значительных валютных средств от экспортных поступлений в форме т.н. Стабилизационного фонда, размещаемого в западных банках и ценных бумагах фондовых рынков под неоправданно низкие проценты;
§ достаточно либеральная система валютного контроля, базирующаяся на Федеральном законе ”О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ (декабрь 2003 г.). Закон предусматривает дальнейшую либерализацию всей валютной системы страны и режима осуществления инвестиций российского капитала за рубежом. Регулирование Банком России валютного курса рубля;
§ оптимизация условий, объемов и направлений экономического и технического сотрудничества РФ с зарубежными странами. Ранее это направление ВЭС было наиболее политизировано. Существенное сокращение объемов и структуры такого сотрудничества в связи с уменьшением государственного финансирования и снижением уровня научно-технической конкурентоспособности российских предложений;
§ расширеление сотрудничества РФ с мировыми финансовыми и экономическими центрами и организациями: ВТО, МВФ, МБРР, ЕБРР и др.
За годы перестройки во внешнеэкономической сфере произошла полная смена правовой базы и организационной структуры внешнеэкономических связей. Государственная монополия внешней торговли полностью ликвидирована. Реформирование внешнеэкономической отрасли значительно опережает ход общеэкономических реформ в стране, в результате чего российская экономика имеет неоправданно открытый характер со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями: гибель в неравной конкурентной борьбе российских предприятий и даже отдельных отраслей, оседание валютной выручки в западных банках и т.д.
В целом современная внешнеэкономическая политика РФ не полностью соответствует требованиям общенациональной экономической безопасности и не всегда направлена на достижение главной цели – повышение экономической эффективности ВЭС в общегосударственных интересах. Её отличает фрагментарность, направленность на удовлетворение интересов лишь отдельных слоёв товаропроизводителей или потребителей, а также требований международных экономических и финансовых центров: ВТО, МВФ, МБРР и других международных организаций на основании обязательств, вытекающих из членства РФ в этих организациях, а также исходя из требований, обусловленных предполагаемым вступлением России в ВТО. Очевидно, что политика перечисленных организаций по отношению России обусловлена в основном и главным образом интересами крупного зарубежного капитала и зарубежных ТНК.