Понятие, цели и задачи логистики
Задачи и функции логистики
Цели логистики зафиксированы в правилах логистики
Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Выделяют семь правил логистики:
· продукт должен быть необходим потребителю;
· продукт должен быть соответствующего качества;
· продукт должен быть в необходимом количестве;
· продукт должен быть доставлен в нужное время;
· продукт должен быть доставлен в нужное место;
· продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;
· продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.
2.1.2. Понятие потока. Классификация потоков.
Основные виды потоков
Под термином «поток» понимается множества объектов (река, косяк рыбы, лава, конвейер, деньги и др.), воспринимаемая как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Специалисты в области логистики выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Для описания потоков представлена следующая классификация [1, c.7-8]: по отношению к рассматриваемой системе; по степени непрерывности; по степени регулярности; по степени стабильности; по степени изменчивости; по характеру перемещения элементов; по степени периодичности; по степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму; по степени сложности; по степени управляемости; по степени упорядоченности элементов потока.
Таким образом, основными объектами исследований в логистике является поток (материальный, человеческий, информационный, финансовый и т. д.), логистическая операция, логистическая цепь, логистическая функция, запасы, логистические издержки, логистическая система.
К основным видам потоков относятся:
1. Материальный поток – это продукция (различные изделия, детали,
товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (погрузка, разгрузка, сортировка и т. д.) или технологических операций (ковка, плавка, сборка и т. п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.
2. Финансовый поток– это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует: логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.
3. Информационный поток – упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом. Существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т. д.).
4. Поток услуг – особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствие клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций.
Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики
Факторы развития логистики
Наиболее подробно факторы развития логистики были рассмотрены Аникиным Б. А. [2] и Федько В. П. [9, c.10-17]. Интерес к проблемам логистики связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:
· усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
· создание гибких производственных систем.
Факторы сопровождались следующими воздействиями:
· осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;
· повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;
· усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;
· решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;
· замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;
· переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;
· производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;
· отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.
Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:
· использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
· ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
· унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.
Этапы развития логистики
1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950)характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или складировании.
2. Период становленияконцепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970)характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистикикак интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на
товары в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики.
3. Период развития(1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции
бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применений принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.
4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (т. е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а такжеуправлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.
1920 – 1950 | 1950 – 1970 | 1970 – 1980 | с 1980 г. до настоящего времени |
Фрагментарные связи | Период становления | Период развития | Период интеграция |
Прогнозирование спроса
Закупки
Анализ требований заказчика
Инвентаризация продукции
Складирование
Грузообработка
Упаковка
Распределение
Планирование распределения
Планирование заказов
Транспорт
Обслуживание клиентуры
Рис. 2.9. Динамика развития логистики
На основе вышеперечисленной периодизации были сделаны следующие выводы:
Во-первых, логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежом концепция всеобщего управления качеством(total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.
Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом.
Глобальная логистика
На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика. Актуальные формы ее развития отразил Аникин Б. А. [2].
Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются [2,12]:
· продолжающийся рост мировой экономики;
· новейшие технологии;
· развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;
· новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);
реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Движущие силы глобализации
В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:
· сходство политических систем;
· укладов жизни населения;
· традиций;
· близость исторических корней;
· практика пользования едиными источника энергии и сырьевыми ресурсами;
· сопряженность коммуникаций;
· отсутствие торговых и таможенных барьеров.
Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.
Концепция позиционированияпредставляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.
Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).
Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.
Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.
Информационная логистика
Виды информационных потоков
Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов информационных потоков. Отличие это состоит в самом объекте движения – обмене информации между различными звеньями логистической системы. Разнообразие логистических информационных потоков предопределяет необходимость их классификации по признакам, представленным, в таблице 2.1 [1,3].
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
· опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
Таблица 2.1
Задачи закупочной логистики
Основной целью закупочнойлогистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. Задачиможно сгруппировать следующим образом:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Определение метода закупок
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются [1,2]:
· оптовые закупки;
· регулярные закупки мелкими партиями;
· закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые методы.
1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки – большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров.
Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями: количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно; поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; оплачивается только поставленное количество товара; по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости.
Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода – в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
2.4.4. Основные требования к выбору поставщика
Имеется два основных критериявыбора поставщика [1,2]:
1. Стоимость приобретения продукции или услуг.
2. Качество обслуживания.
Стоимость приобретениявключает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т. п.
Качество обслуживаниявключает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии,количество которых может быть достаточно велико, например, более 60. К ним относятся: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; организация управления качеством продукции у поставщика; психологический климат в трудовом коллективе поставщика; риск забастовок у поставщика; способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования; кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть, например:
· собственное расследование;
· местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
· банки и финансовые институты;
· конкуренты потенциального поставщика;
· торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ;
· информационные агентства;
· государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:
1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.
Правовые основы закупок
Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты [1,2,5].
Основные элементы контракта:
1. Предложение и принятие предложения.Контракт оформляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной ею цене и на определенных условиях поставки, а другая сторона принимает это предложение. В большинстве случаев контракты бывают письменными, но возможны и устные, которые часто исполняются, не менее тщательно, чем письменные. Редкое применение устных контрактов связано прежде всего, с тем, что отсутствие документа затрудняет доказательство наличия контракта в судебных инстанциях.
2. Финансовые условия.Контракт должен иметь стоимость, т. е. он становится контрактом в юридическом смысле, только когда в нем оговорены финансовые условия.
3. Право заключать контракты.Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные фирмой и действующие от ее имени.
4. Законность.Контракт обязан быть законным, т. е. всецело отвечать юридическим нормам страны. Например, незаконным будет контракт на поставку продукции, производство которой запрещено законодательством.
Условия контракта
Заключение контракта предполагает согласование разных условий, как четко выраженных, так и подразумеваемых. Все они должны найти отражение в документах, на основе которых оформляется контракт. Четко выраженные условия – те, которые фактически отражены в контракте. Подразумеваемые условия – те, которые либо вытекают из зафиксированных в контракте, либо являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла. Поставщик теряет право собственности натоварыпосле заключения контракта, если иное специально не оговорено в контракте или товары еще не произведены.
В качестве условия контракт может предусматривать возмещение убытка(имеется в виду оговоренная в контракте сумма, которая должна быть выплачена поставщиком при нарушении им срока поставки). Эта сумма не является штрафом и обычно устанавливается заранее в разумных пределах. Штрафы – действенное средство заставить поставщика выполнить условия контракта. В отличие от возмещения убытка штраф представляет собой сумму, увеличенную по сравнению с указанной в контракте и возрастающую в зависимости от нарушения срока поставки, поставки товара ненадлежащего качества и т. д.
Если заранее предусмотрены случаи, когда поставить товар в срок не представляется возможным по причинам, не зависящим от поставщика, то в контракте следует установить соответствующее условие – форс-мажор.
2.5. Логистика производственных процессов. Организация
материальных потоков в производстве.
Организация производственного процесса во времени
Требования к организации и управлению
Материальными потоками
Современная рациональная организация и управление материальными потоками предполагают обязательное использование основных логистических принципов: однонаправленности, гибкости синхронизации, оптимизации, интеграции потоков процессов.
Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований:
1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.
2. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.
3. Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.
4. Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.
5. Обеспечение непрерывности планового руководства.
6. Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством (ОУП) типу и характеру конкретного производства.
Правило «80-20»
Иногда такое правило называется «кривая 80–20» или «анализ ABC».Смысл его в следующем. Представьте, что вы уронили 100 монет на лужайку. Первые 80 монет вы нашли довольно быстро, но на поиски каждой следующей у вас уходит все больше и больше времени, так как радиус поиска расширяется, трава на лужайке разной высоты и плотности и т. д. Расход времени на поиск одной монеты возрастает, и, наконец, наступает такой момент, когда удельный расход времени на поиск одной монеты превысит ее стоимость. Об этом надо помнить и вовремя остановиться.
При анализе эффективности производства фирмы, выпускающей изделия широкой номенклатуры, которые имеют различную эффективность их материально-технического обеспечения, целесообразно всю товарную номенклатуру разбить на три группы.
Группа изделий А:наиболее ценные изделия, на долю которых приходится около 80% общей стоимости изделий, выпущенных фирмой, и они составляют лишь около 15-20% всего выпуска продукции, поступившей на склад готовой продукции.
Группа изделий В: средние по стоимости изделия (примерно 10-15% общей стоимости выпуска), но в количественном отношении они составляют 30% общего выпуска.
Группа изделий С: самые дешевые (примерно 5-10% общей стоимости выпуска) и самые массовые (более 50% общего выпуска) изделия.
Анализ кривой ABC (рис. 2.17) показывает, что группа изделий А должна находиться под строгим контролем и учетом, т.е. изделия этой группы – основные в бизнесе фирмы. Изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Изделия С нуждаются в выборочном контроле, например периодической проверке уровня запасов.
Рис. 2.17. Кривая анализа АВС
Правило «80-20» используется обычно при составлении оптимального заказа с учетом спроса потребителей, оно также помогает в решении задач относительно экстраполяции прошлых тенденций на будущее и др.
Варианты управления МП в рамках внутрипроизводственных
Логистических систем
Управление МП в рамках внутрипроизводственных ЛС может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга [3].
Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участником у предыдущего технологического звена не заказываются. МП «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством
(рис. 2.18).
Рис. 2.18. Принципиальная схема толкающей системы управления МП в рамках внутрипроизводственной ЛС, традиционная
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появились в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия – снабженческих, производственных и сбытовых – с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Толкающая система способна с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеет естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок МП оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.
Второй вариант(рис. 2.19) основан на принципиально ином способе управления МП. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой делали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен МП между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Рис. 2.19. Тянущая система управления МП в рамках внутрипроизводственной логистической системы «Канбан»
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей их цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, МП «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.
На практике реализованы различные варианты толкающих и тянущих систем.
К тянущим внутрипроизводственным ЛС относят:
· систему «Джаст ин тайм» – «точно в срок»;
· систему «Канбан».
«Джаст ин тайм» – «точно в срок» – общий организационный подход, с помощью которого в результате учитывающего детали спроса, точного управления резко сокращаются запасы и, тем самым, длительность производственного цикла.
«Канбан» (карточка) – метод (информационная система), разработанный в Японии в рамках подхода «Джаст ин тайм», обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
В таблице 2.4 приведено сравнение тянущей и толкающей систем.
Таблица 2.4
Логистика запасов
Понятие запаса
Основное назначение запасов заключается в том, чтобы ослабить зависимость между поставщиком, производителем и потребителем. Запас можно охарактеризовать с разных точек зрения.
Запас – обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ. Наличие запаса может рассматриваться как положительный, так и отрицательный момент в экономике организации – все дело в мере обоснованности запаса. Лишние запасы отвлекают значительные финансовые ресурсы. Запасы – это резерв материальных ценностей организации (системы). В организациях, как правило, хранятся сотни и даже тысячи наименований предметов, начиная с таких мелочей, как карандаши, скрепки, болты, гайки, и кончая производственным оборудованием, грузовиками, автомобилями и т. д.
Большая часть запасов связана с деятельностью организации. Так, промышленная фирма имеет запасы сырья, комплектующих, деталей, готовой продукции, а также оборудования, инструмента и запасных частей для оборудования и др. Для промышленной организации запас– совокупность предметов труда и орудий труда, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах, как сферы производства, так и сферы обращения.
Материальные запасы
Материальные запасы (МЗ)– это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие т