Принципы менеджмента горнопромышленных систем
Принципы управления - это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы менеджмента фактически являются фундаментом, на котором строятся отношения между сотрудниками и отношения между разными отделами.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912г. американским менеджером Г.Эмерсоном в его работе «12 принципов производительности».
Один из основоположников менеджмента французский ученый и бизнесмен А. Файоль высказал мысль, что принципов менеджмента может быть неограниченное количество, и каждый раз менеджер руководствуется ситуацией и сложившимися отношениями между людьми.
В настоящее время насчитывается значительное количество принципов менеджмента, их объединяют в 2 группы: общие и частные.
Общие принципы.
1. Принцип применимости -менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работников предприятия.
2. Принцип системности -менеджмент охватывает всю систему с учетом внутренних и внешних взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:
- материальные - ресурсы, продукция, услуги;
- функциональные - в соответствии с должностными обязанностями;
- смысловые - планирование и достижение конечной цели.
4. Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне системы может происходить разделение в соответствии с другими взглядами.
5. Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как честное партнерство, выгодное соотношение цен товаров и услуг.
Частные принципы.
1. Оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.
Централизованное управление означает, что вся полнота власти сосредоточена в руках первого руководителя и его замов, что приемлемо для небольших предприятий.
Децентрализованное управление - это такое управление, при котором предусматривается передача прав и ответственности на более низкие ступени управления, что приемлемо для крупных предприятий. Если в компании принимается решение о передаче прав и обязанностей на другие уровни, то при этом соблюдаются следующие положения:
- у высшего руководства остаются функции по распределению ресурсов всех видов, т.е. финансовых, людских, материальных, это так называемые стратегические вопросы высшего менеджмента предприятия;
- на другие уровни могут быть переданы вопросы по организации производства, по текущему планированию, по организации рекламной кампании.
2. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него обязанности и периодически отчитываться за их выполнение. Права, обязанности и ответственность предусматриваются должностной инструкцией.
3. Принцип научной обоснованности предполагает социально экономические преобразования в организации на основе научного подхода, особое внимание при этом уделяется новым разработкам.
Научная обоснованность управления означает глубокое изучение практического опыта, который имеется на предприятиях различных отраслей промышленности, и всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель - превращение науки в высокопроизводительную силу.
4. Принцип государственной законности - организационно-правовая форма предприятия должна отвечать требованиям государственного законодательства.
5. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления, и они должны составлять единую комплексную систему.
6. Принцип устойчивости и мобильности системы управления - при изменении внутренней и внешней среды организации системы менеджмента не должна претерпевать коренных изменении.
Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативного управления.
Мобильность означает максимально полный учет требований потребителей продукции и услуг.
7. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой каждый более низкий уровень находится под контролем органов руководства следующего уровня.