Основные принципы организации заработной платы
Заработная плата в денежной форме поступает в распоряжение работающих в соответствии с законом распределения по труду.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата — заработная плата, получаемая работником в денежной форме. Реальная заработная плата — заработная плата, выраженная в средствах существования и услугах, которыми пользуется работник. Ее размер показывает, какое количество предметов потребления и услуг может приобрести работающий на свою номинальную заработную плату.
Важным дополнительным источником роста благосостояния работающих, помимо заработной платы, являются выплаты и льготы из общественных фондов потребления. За счет этих фондов населению обеспечивается бесплатное обучение и повышение квалификации, бесплатная медицинская помощь, пособия, пенсии и ряд других выплат и льгот.
Принципы организации заработной платы. К числу основных принципов организации заработной платы относятся: распределение материальных благ для личного потребления между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда; повышение материальной заинтересованности работников в результатах труда; установление оптимальных соотношений между темпами роста заработной платы и опережающими темпами производительности труда.
Централизованное регулирование заработной платы осуществляется с учетом межотраслевой, внутриотраслевой и территориальной (районной) дифференциации.
Межотраслевая дифференциация направлена на установление повышенной оплаты труда работников важнейших отраслей промышленности (угольной, черной и цветной металлургии и др.). Для горной промышленности, испытывающей особенно острый дефицит трудовых ресурсов, межотраслевая дифференциация заработной платы имеет важнейшее значение, поскольку содействует закреплению и привлечению кадров в эту отрасль производства.
Внутриотраслевая дифференциация обеспечивает установление повышенной оплаты труда работникам отрасли, выполняющим ответственные и тяжелые работы (рабочим, занятым в основном производстве; рабочим, занятым на горячих, тяжелых и вредных работах; руководящим и инженерно-техническим работникам наиболее крупных и ответственных предприятий и т. д.).
Межрайонная дифференциация предусматривает повышенную оплату труда работников предприятий, размещенных в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, а также с менее благоприятными экономическими условиями.
Государственное централизованное регулирование заработной платы осуществляется с помощью тарифной системы, а также использования разных форм и систем заработной платы.
Тарифная система — планомерная форма организации и регулирования заработной платы в зависимости от трудового вклада работника. Посредством тарифной системы государство учитывает разницу между квалифицированным и неквалифицированным, легким и тяжелым трудом, степень интенсивности и общественной значимости труда и на основе этого определяет меру его оплаты. Тарифная система состоит из: тарифно-квалификационных справочников; тарифных сеток (для рабочих) и схемы должностных окладов (для инженерно-технических работников и служащих); тарифных ставок и районных коэффициентов к заработной плате.
Тарифно-квалификационный справочник — сборник профессионально-производственных характеристик рабочих всех профессий в данной отрасли промышленности, распределенных по квалификационным или тарифным разрядам. Он содержит характеристику различных видов работ по их сложности, тяжести с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования к знаниям и опыту работника, необходимым для выполнения конкретного вида работы. Справочник используется для тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим. В настоящее время действуют Единые тарифно-квалификационные справочники, в которых характеристики работ составлены для всех отраслей промышленности.
Тарифная сетка — шкала соотношений в оплате труда рабочих различной квалификации. Она состоит из тарифных коэффициентов и тарифных разрядов, на основе которых определяется соотношение в оплате работ разной квалификации. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка рабочих более высокого разряда выше ставки первого разряда. Тарифная ставка первого разряда определяет размер оплаты за выполнение данного вида работы, отнесенной к первому разряду. Величина тарифных ставок последующих разрядов определяется путем умножения ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Тарифная сетка характеризуется следующими показателями: количеством содержащихся в ней тарифных разрядов, диапазоном тарифной сетки, т. е. соотношением коэффициентов крайних разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов.
В настоящее время в промышленности применяются в основном шестиразрядные сетки. В связи с осуществляемым в стране увеличением минимальных размеров заработной платы рабочих диапазон тарифных сеток сокращается.
Тарифная ставка — размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за установленное законом время работы (повременщикам) или за выполнение установленной нормы выработки (сдельщикам). Ставку первого разряда устанавливают в централизованном порядке в зависимости от значения отрасли и условий работы. Тарифные ставки других разрядов определяются как произведение тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Тарифные ставки бывают дневные и часовые. Дневная тарифная ставка определяется умножением часовой тарифной ставки на 6 или 7 ч, в зависимости от продолжительности рабочего дня, установленной для работающих той или иной категории.
При введении пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями ранее действовавшие часовые тарифные ставки не изменяются. Дневные тарифные ставки, установленные при семи- и шестичасовом рабочем дне, с переходом на пятидневную рабочую неделю с двумя днями отдыха должны пересчитываться путем деления их соответственно на 7 и 6 ч. Полученный результат необходимо умножить на продолжительность рабочей смены, установленной новым графиком работы.
С помощью районных коэффициентов к установленным тарифным ставкам и окладам осуществляется межрайонная дифференциация заработной платы, позволяющая закрепить кадры в малообжитых и удаленных районах страны. Размер коэффициентов в зависимости от района расположения предприятия колеблется от 1,15 до 2.
Применение районных коэффициентов не образует новых тарифных ставок и должностных окладов. Коэффициент начисляется на фактический заработок работников, за исключением ряда выплат, предусмотренных законодательством. Районный коэффициент начисляется на все виды заработка, выплачиваемые как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.
Труд инженерно-технических работников и служащих оплачивается на основе дифференцированных должностных месячных окладов. По каждой должности обычно устанавливаются минимальный и максимальный месячные оклады, что позволяет теснее увязывать оплату труда с его результатами, стимулировать труд более высокой эффективности.
Факторами, определяющими размеры должностных окладов в данной отрасли, являются:
народнохозяйственное значение отрасли производства и специфические для нее условия труда;
размеры, характер и сложность производства (объединения, шахты, участки);
должность, занимаемая работником, и выполняемая им работа (ее объем и ответственность);
квалификация работника — его теоретическая подготовка и практический опыт.
Должностные оклады в отраслях тяжелой промышленности установлены более высокими, чем в легкой промышленности; в горной промышленности на подземных работах они выше, чем на открытых и т. д. Критерии, выбранные для установления должностных окладов в горной промышленности, отражают специфические условия производства в этой отрасли. Например, должностные оклады руководящих и инженерно-технических работников угольных шахт устанавливаются в зависимости от среднединамической вынимаемой мощности разрабатываемых пластов, угла их падения и годовой добычи угля. По этим признакам установлены четыре группы по оплате труда. Отнесение участков и цехов угольных шахт к группам по оплате труда производится в зависимости от вида механизации работ, среднединамической мощности разрабатываемых пластов и среднесуточной добычи.
Формы и системы оплаты труда. Основными формами заработной платы являются сдельная и повременная, каждая из которых осуществляется в виде различных систем.
Сдельная форма заработной платы имеет следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная и аккордная. Каждая из этих систем в зависимости от форм организации труда может быть индивидуальной и коллективной (бригадной).
При прямой сдельной системе оплата производится за весь выполненный объем работ по единой расценке.
Сдельно-премиальная система предусматривает выплату премий к основному сдельному заработку при выполнении и перевыполнении рабочими установленных количественных и качественных показателей.
Аккордная система является разновидностью сдельно-премиальной системы и предусматривает сверх обычного сдельного заработка премию за выполнение задания в срок или досрочно.
Сдельная система заработной платы тесно связана с результатами труда, стимулирует рост его производительности, так как заработок рабочих зависит от количества произведенной продукции или объема выполненных работ. Условиями рационального применения этой системы являются: наличие количественных показателей работы, правильно отражающих затраты труда рабочих; возможность точного учета выработки рабочих; наличие реальной возможности у рабочего увеличить выработку по сравнению с установленными технически обоснованными нормами; обеспечение высокого качества продукции (работы).
Повременная форма заработной платы подразделяется па две системы — простую повременную и повременно-премиальную.
Простая повременная система предусматривает оплату труда за отработанное количество часов (смен) по установленной тарифной ставке.
При повременно-премиальной системе помимо тарифной заработной платы рабочим выплачивается премия за выполнение и перевыполнение количественных или качественных показателей.
При повременной оплате размер ее зависит от фактически отработанного времени и квалификации работника. Эта форма оплаты труда в основном применяется для работ, где нельзя обеспечить точный учет выработки, а также для оплаты труда инженерно-технических работников и служащих. С развитием механизации и автоматизации работ удельный вес повременной заработной платы увеличивается.
Централизованное планомерное регулирование заработной платы со стороны государства сочетается с децентрализованным, которое проявляется в развитии инициативы производственных коллективов при выборе и применении наиболее эффективных форм и систем оплаты труда, в установлении выплат из фондов материального поощрения.
В горной промышленности децентрализованное регулирование заработной платы нашло отражение в разработке и установлении различных форм премирования с тем, чтобы оно обеспечивало повышение заинтересованности работников в улучшении показателей работы, учитывало вклад отдельных работников в общие результаты работы предприятия и было экономически выгодным. Руководителями горных предприятий по согласованию с комитетом профсоюза разрабатывается и утверждается Положение о премировании рабочих, руководящих, инженерно-технических работников, служащих и работников других категорий.
Премирование рабочих может производиться за коллективные и индивидуальные результаты работы по следующим показателям: выполнение и перевыполнение плана по объему производства (добыча угля, руды, объем вскрыши, проведение годных выработок и др.); задания по росту производительности труда, повышению качества выпускаемой продукции, экономии материалов и др. Размеры премий по группам и профессиям рабочих устанавливаются различными с учетом поставленных перед ними задач и условий производства. При этом большие размеры премий устанавливаются на основных участках производства.
Рабочие премируются как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения. Премии из фонда заработной платы выплачиваются рабочим независимо от состояния расходования фонда заработной платы по участку или предприятию в целом.
Максимальные размеры премий, выплачиваемых рабочим из фонда заработной платы, не должны превышать общего предельного размера премий, предусмотренных для данной отрасли промышленности действующими постановлениями правительства. Премии, выплачиваемые из фонда материального поощрения, предельными размерами не ограничиваются.
В соответствии с «Типовым положением о премировании работников предприятий и производственных объединений» руководящие и инженерно-технические работники премируются только из фонда материального поощрения, образуемого за счет отчислений от прибыли в пределах части фонда, выделенной по смете на эти цели. Показателями премирования для работников этой категории являются выполнение и перевыполнение плана производства при условии выполнения плана прибыли, плана реализации продукции и др. Размеры премий руководящим работникам предприятий за выполнение и перевыполнение показателей премирования устанавливаются вышестоящей организацией с участием соответствующего комитета профсоюза.
Для материального вознаграждения труда большая самостоятельность предоставляется предприятиям в части использования фонда материального поощрения. Основными направлениями использования этого фонда являются:
премирование за выполнение и перевыполнение плана по установленным системам премирования и прежде всего за улучшение качественных показателей и выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами (заказами) с учетом результатов социалистического соревнования;
премирование по результатам внутришахтного социалистического соревнования, по итогам смотров и конкурсов, направленных на выявление и использование резервов производства;
единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий;
выплата вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год производственного объединения (предприятия) работникам предприятия;
оказание единовременной помощи работникам;
оплата работникам очередных отпусков в части, соответствующей доле их заработной платы, выплачиваемой за счет фонда материального поощрения и районных коэффициентов к премиям, начисленным из этого фонда;
выплата премий и поощрений за другие достижения в работе.
Конкретные направления использования средств фонда материального поощрения определяются администрацией производственного объединения совместно с комитетом профсоюза.
Планирование заработной платы. Фонд заработной платы включает в себя сумму денежных средств, начисленных работникам за выполненную работу с учетом условий труда, оплату за непроработанное время и стоимость бесплатно представляемых коммунальных услуг и натуральных выдач в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Плановый фонд заработной платы представляет собой сумму денежных средств, необходимых для оплаты труда в соответствии с производственной программой месяца, квартала, года. В плановый фонд входят все денежные выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам, премиальные выплаты (кроме премий из фонда материального поощрения и премий, выплачиваемых из специальных источников), а также единовременные вознаграждения за выслугу лет, доплаты и надбавки всех видов. Фонд заработной платы промышленно-производственного персонала на планируемый период определяется путем умножения плановой среднесписочной численности работников данной категории на их среднюю заработную плату, рассчитанную с учетом изменения ее уровня в планируемом периоде по сравнению с базисным уровнем. При расчете фонда заработной платы общая ее сумма подразделяется на основную (все виды оплаты за отработанное время) и дополнительную (суммы, начисленные за непроработанное время, а также стоимость коммунальных услуг и натуральных выдач).
Основными задачами долгосрочных нормативов заработной платы на грн. продукции являются:
обеспечение более тесной зависимости между объемами производства и суммой средств, направляемых на оплату труда работников;
повышение заинтересованности объединений (предприятий) в принятии в годовых планах более напряженных планов по увеличению производства продукции и росту производительности труда, чем это предусмотрено в плане;
усиление зависимости заработной платы каждого работника и трудовых коллективов в целом от повышения производительности труда и улучшения конечных результатов работы производственных объединений (предприятий);
улучшение контроля за расходованием объединениями (предприятиями) средств на выплату заработной платы рабочим и служащим.
Норматив заработной платы на грн. продукции определяется исходя из намечаемых в плане затрат на оплату труда промышленно-производственного персонала (без выплат из фонда материального поощрения) за выпуск продукции по министерству, объединению (предприятию), отнесенных к объему производства продукции по показателю, применяемому для планирования производительности труда. Фонд заработной платы непромышленного персонала и несписочного состава министерства (объединения) не учитывается при исчислении норматива заработной платы на грн. продукции и планируется отдельно.
При определении норматива заработной платы необходимо исходить из технически обоснованных норм труда и предусматривать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Характер этого соотношения в различных отраслях горной промышленности неодинаков.
Если улучшение качества продукции, а также изменение горно-геологических условий связано с повышением трудоемкости, то оно должно быть учтено в нормативе заработной платы. Такой подход к планированию заработной платы повышает уровень ее обоснованности, позволяет учесть влияние природных факторов, оказывающих сильное влияние на технико-экономические показатели работы горных предприятий.
На базе установленного на соответствующий год норматива заработной платы на грн. продукции и показателя по объему производства объединение (предприятие) разрабатывает и устанавливает самостоятельно в годовом плане фонд заработной платы промышленно-производственного персонала.
Переход к нормативному планированию заработной платы позволяет расширить права предприятий в использовании экономии, полученной по сравнению с установленным нормативом, для дополнительного стимулирования роста производительности и качества труда. Это касается прав в установлении надбавок к тарифным ставкам и окладам рабочим и инженерно-техническим работникам, в частности, рабочим за совмещение профессий и за профессиональное мастерство, а инженерно-техническим работникам, прежде всего мастерам, а также служащим — за высокую квалификацию. При ухудшении показателей работы эти надбавки будут отменяться.
Неиспользованная экономия по фонду заработной платы против установленного норматива или планового фонда заработной платы (в пределах сверхплановой прибыли) перечисляется в конце года в фонд материального поощрения производственного объединения (предприятия) при условии выполнения плана производства и роста производительности труда. При перерасходе фонда заработной платы на его покрытие направляются средства фонда материального поощрения (в пределах экономии фонда заработной платы, перечисленной в этот фонд в предыдущем году). Такой порядок использования экономии и покрытия перерасхода фонда заработной платы усиливает заинтересованность предприятий в бережном использовании плановых средств на оплату труда.
Опыт работы объединений и предприятий ряда министерств показывает, что новый порядок планирования затрат по заработной плате имеет важные преимущества. Они проявляются в повышении материальной заинтересованности предприятий в лучшем использовании имеющихся резервов производства и производительности труда. Это связано с тем, что при большем, чем предусмотрено пятилетним планом, объеме продукции объединения (предприятия) получат соответственно и больший фонд заработной платы. Важное значение имеет и то обстоятельство, что новый порядок планирования расходов по заработной плате позволяет отказаться от ежегодного их определения по базе, исходя из уровня, достигнутого в предыдущем году. Это устраняет влияние экономии (или перерасхода) фонда заработной платы в текущем году на плановые показатели следующего года. Если, например, предприятие сэкономило часть образованного по нормативу фонда заработной платы, она сохранится за ним при составлении плана следующего года. И наоборот, перерасход планового фонда не повлечет за собой соответствующего увеличения его в последующие годы.
Основными задачами дальнейшего совершенствования заработной платы являются повышение ее стимулирующей роли в росте производительности труда и эффективности общественного производства, ускорении научно-технического прогресса, повышении качества продукции и снижении ее себестоимости.
ТЕМА 11 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ГОРНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ