Производство и потребление минерально-сырьевой продукции
В экономике существуют две точки зрения на производство и потребление:
1) о независимости и обособленности производства и потребления;
2) об их полном единстве с распределением и обменом.
Единство производства и потребления предполагает рассмотрение каждого с учетом характера и специфики другого. Рассматривая вопросы потребления минерального сырья необходимо принимать во внимание весь цикл производства от добычи и обогащения до получения конечной продукции. Потребление минерального сырья имеет своей целью удовлетворение потребностей различных отраслей производства и соответственно определенных свойств этого сырья (например, в энергетике – теплотворная способность топлива). Минеральное сырье отличается также полифункциональностью применения.
Спрос на минеральную продукцию не оставался без внимания ученых и практиков даже во времена административной экономики. Хотя в целом по стране для большинства отраслей промышленности реализация продукции далеко не всегда была в центре внимания руководителей, но в горнопромышленной отрасли вопросы потребления продукции были в центре внимания плановых органов. В стране составлялись межотраслевые балансы, в которых отражались производство и потребление продукции по каждой отрасли. В 1971г. и 1975г. акад. А.В. Сидоренко опубликовал статью «Геология в 2000 году», в которой отметил: «нас интересует, как будет расти потребление минерального сырья, какой спрос предъявит промышленность на то или другое полезное ископаемое».
Вопросы по определению потребности в минерально-сырьевой продукции являются сложными, и одной из причин этого является возможность замены одного вида продукции на другой. Особенно трудно предсказать потребность в тех видах минерального сырья, потребление которых в настоящее время незначительно. Также трудно определить, как с развитием новых технологий вырастет потребность в новых видах минерального сырья.
Существует несколько методов, применяя которые можно определить объемы потребления минерально-сырьевой продукции.
1. Потребность экономики в том или ином виде сырья определяется исходя из показателя среднего уровня его потребления на душу населения в экономически развитых странах (Россия: титан – 4-4.5 кг/чел в год). Этот метод применим более всего для статистических данных, и используется для сравнения потребления полезных ископаемых (ПИ) между Россией и другими странами.
Это показатель весьма условен, и его применение считается неправомерным по следующим причинам:
- в разных странах организационный и научно-технический уровень производства могут значительно отличаться. Экономика стран в результате воздействия множества факторов отличается по структуре и объемам производства, а это приводит к различным показателям;
- неодинаковая социально-экономическая политика государств также приводит к различным уровням потребностей.
2. Второй метод основан на вычислении значений конечного потребления по официальным статистическим данным о реальных ежегодных объемах потребления за предыдущий период. При использовании этого метода происходит корректировка данных, и этот метод применяется в целом в масштабе страны и носит название «Модель межотраслевого баланса». Этот метод в нашей стране сейчас не применим, поскольку, начиная с девяностых годов ХХ века, отсутствуют статистические данные потребления минерально-сырьевой продукции по отраслям.
3. При применении третьего метода осуществляется экстраполяция временных рядов объемов добычи ПИ. Реальные ежегодные объемы потребления за предыдущий период продолжаются в будущее с учетом ресурсного потенциала разведанных месторождений ПИ. Этим методом можно пользоваться, когда есть определенность во внешней среде, т.е. резких изменений конъюнктуры рынка не предвидится. Этот метод невозможно применять в условиях неопределенности внешней среды или когда имеются предположения об изменениях конъюнктуры рынка, т.е. возможен уход одних потребителей или появление новых.
4. Для предприятий горнопромышленного комплекса может быть применен также метод анализа контрактов: при составлении планов на следующий период проводятся переговоры с потребителями и анализируются потенциальные потребители продукции (новые клиенты или когда-то отказавшиеся от закупок). Постоянным потребителям можно предложить новую или модернизированную продукцию.