Типы колонн. подкрановые и обвязочные балки
Вертикальные несущие элементы железобетонного каркаса называют колоннами.Их изготовляют из 'бетонов марки 300—600. По расположению в здании колонны подразделяют на крайние.и средние.
Колонны постоянного сечения (рис. 32,а, б) предназначены для бескрановых зданий, а также для зданий с подвесными кранами, имеющих высоту этажа до 9,6 м, пролеты до 24 м, шаг 6 м. Колонны среднего ряда (сечение 400x400 мм) имеют уширенный оголовок для опирания конструкций покрытия.
В одноэтажных бф1фановых зданиях применяют также колонны кольцевого сечения.
Колонны, имеющие консоли (рис. 32,в, г), применяют в зданиях высотой этажа до 10,8 м, с пролетами 18 и 24 ч, при шаге 6—12 м, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 20 т. В таких колоннах различают нижнюю (подкрановую) и верхнюю (надкрано-вую) части. Поперечное сечение колонн прямоугольное или двутавро-
вое. Последнее решение экономично по расходу бетона и массе, однако усложняется технология изготовления конструкции.
Двухветвевые колонны (рис. 32, д, е) применяют в зданиях с высотой этажа 10,8—18 м, пролетом 18— 30 м и шагом 6—12 м. В таких зданиях устанавливают мостовые «раны грузоподъемностью до 50 т.
Сваи-колонны (рис. 32,ж, и) целые или составные используют при возведении акладских и других легких производственных зданий. Целые сваи-колонны длиной до 6 м и сечением 300X300 мм погружают в грунт на глубину не менее 2 м. Точность забивки свай контролируют геодевическими инструментами.
Составные сваи-колонны имеют в уровне пола цилиндрическую насадку. Такая насадка облегчает заделку конца колонны в полость трубчатой сваи.
Нижние концы колонн (на глубину 0,85—1,2 м) заделываются в стакан фундамента. Высота колонн (среднего ряда при олирании подстропильных конструкций) уменьшается на 700 мм. Для сопряжения с другими конструктивными элементами предусмотрены закладные детали.
Тип колонн для определенного вида здания выбирают йо каталогам индустриальных изделий в зависимости от грузоподъемности крана,
величины пролета, шага колонн, высоты здания, нагрузки от покрытия и т. д.
Железобетонные подкрановые балкипредназначены для зданий с мостовыми кранами грузоподъемность 10, 20 и 30 т. Их изготовляют из бетонов марки 300—500 и укладывают на консоли или выступы колонн. Подкрановые балки с уложенными по ним рельсами образуют пути для движения мостовых кранов и, выполняя роль продольных связей, повышают пространственную жесткость каркаса.
Балки таврового сечения (рис. 33,а) с утолщенной стенкой' на опоре имеют высоту 800 или 1000 мм и применяются при шаге колонн 6 м; балки двутаврового сечения (рис. 33,6) высотой 1400 мм используются при шаге колонн 12 м. Стальные трубки в верхней полке балок предназначены для пропуска болтов крепления кранового пути, отверстия в стенке — для навески toko-подводящих проводов.
Опоры подкрановых балок (рис. 33,в) в торцах здания и у деформационных швов на 500 мм смещены внутрь пролета.
Сварная плеть рельса (рис. 33,<?) (по длине температурного отсека здания) укладывается на прорезиненную прокладку и закрепляется к подкрановой балке болтовыми прижимами. Концевые упоры устанавливают на границе подкрановых путей.
Обвязочные балки(рис. 34, а, б) предназначены для опирания кирпичных или мелкоблочных стен в местах перепада высот, а также используются в качестве перемычек для восприятия нагрузки от вышележащих ярусов кладки.
Балки изготовляют из бетона марки 200 и укладывают на металлические опорные столики (рис. 34в), приваленные к закладным деталям колонны.