Основные показатели эффективности функционирования предприятий. Цели фирмы. Прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Графики.
Обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия в целом определяются сопоставлением объема всех средств предприятия и совокупного результата его деятельности.
К этим показателям относятся:
· Рентабельность всего капитала (активов) предприятия
· Ра = П / А
· Ра — рентабельность капитала;
· П — прибыль;
· А — капитал (активы) предприятия, т.е. совокупность всех средств.
· Оборачиваемость всего капитала (активов) предприятия
· R = Q / А
· R — оборачиваемость капитала;
· Q — объем реализованной продукции;
· А — капитал.
· [[Затраты на 1 рубль товарной продукции|Издержки на единицу реализованной продукции]]
· S= U/ Q
· S — издержки на единицу реализованной продукции;
· U — общие издержки;
· Q — объем реализованной продукции.
· Рентабельность производства
· Р = П / Ф
· Р — рентабельность производства;
· П — прибыль;
· Ф — среднегодовая стоимость основных и оборотных средств.
Наиболее обобщающим показателем является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль предприятия на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении независимо от их источника). Этот показатель называют также показателем окупаемости средств.
Собственный капитал –денежные средства, которые являются личным имуществом учредителя предприятия.
Уставной капитал – исходный капитал, который формируется как сумма вкладов учредителей в имущество предприятия.(заемный или привлеченный капитал).
Основной капитал – переносит свою стоимость на готовую продукцию по частям, а оборотный –в течение одного оборота (производственного цикла)
Рентабельность – отношение прибыли к затратам (%).
Ликвидность – способность предприятия вовремя платить по своим обязательствам (краткосрочная мгновенная)
Производительность труда – отношение стоимости произведенной продукции к среднесписочной численности работников или количество раб. времени, необходимого для производства 1 ед. продукции.
Трудоемкость – величина обратная производительности труда. Рост трудоемкости является негативной тенденцией для предприятия.
Цели фирмы:
· максимизация выручки
· экономический рост
· выживание в долгосрочном периоде*
· стремление к удовлетворенности сторон рынка
· максимизация прибыли
В целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем производства, при котором значение пред. выручки = значению пред. издержек. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде Р= MC.
Произведение объема проданной продукции на ее цену называют общей выручкой TR - (total revenue). Разность между общей выручкой и общими затратами есть прибыль.
Цель конкурентной фирмы - получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль.
Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).
Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.
Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.
Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).
Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:
MR = Р.
Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:
предельная прибыль = MR - МС.
Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:
МС = Р.
Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.
Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.
Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:
Р = МС = MR.
Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):MR = MC.
Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).
Понятие отрасли. Оптимальный размер предприятия и структура отрасли. Типы рыночных структур. Рыночная власть. Конкуренция. Конкурентные стратегии. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, индекс Линда, индекс концентрации.
Отрасль– это часть производства, отличающаяся видом производимой продукции, предметом и орудиями труда,технологией и организацией производства. Каждой отрасли соответствует свой оптимальный размер предприятия. В маломасштабных отраслях с широкой дифференциацией продукции должны преобладать мелкие предприятия. Крупные корпорации характерны для крупномасштабных отраслей с малодифференцированной продукцией. Они позволяют осуществлять не только экономию на масштабах производства (технологическую экономию) за счет средних издержек производства, но и экономию на масштабах сферы деятельности, т.е. экономию на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Инструментами формирования крупных компаний являются интеграция, диверсификация, комбинирование. Структура отрасли - это совокупность предприятий, выпускающих продукцию одного назначения и являющихся реальными или потенциальными конкурентами.
Оптимальный размер предприятия и структура отрасли
Оптимальный размер предприятия - это размер, который обеспечивает минимальные средние долгосрочные издержки LRACmin
Таким образом, увеличение размеров предприятий ведет к снижению издержек на единицу продукции за счет снижения как постоянной, так и переменной их части. Но снижение издержек, называемое положительным эффектом роста масштаба производства, не может быть бесконечным. При достижении предприятием определенного размера снижение издержек замедляется, затем прекращается вообще и, наконец, вместо ожидаемого снижения начинается рост издержек на производство единицы продукции. Связано это с отрицательным эффектом роста масштабов производства. Укрупнение производства сопровождается снижением эффективности его управления. Это и является причиной повышения издержек.
Типы рыночных структур.Сов. конкуренция- тип рыночной структуры, при которой фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по издержкам. Для рынка сов. конкуренции кривая предложения в краткосрочном периоде представляет собой продолжение кривой предельных издержек. Прибыль для фирмы в сов. конкуренции =0
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.
Олигополия – тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж продавцов.
Чистая монополия- тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.
Монопсония – тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация рыночной власти у одного покупателя.
. Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска. Конкуренция— соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. "Захват рынка" — расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.
"Защита рынка" — воздействие на "своих" потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
"Блокировка рынка" — стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т.д.
"Перехват" - реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.
"Атака в лоб" (или фронтальная атака) — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового) для установления конкурентного преимущества.
"Прорыв" (или фланговая атака) использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши.
"Окружение" — постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.
"Следование по курсу" — минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.
"Сосредоточение сил на выгодных участках" — выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.
"Обход" — избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.
"Сохранение позиций" — поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво). Стратегии конкуренции - это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий:- ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке;- дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов;- фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании (табл. 9.1). На практике конкурентные стратегии требуют дополнений.Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (IHН) . При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Индекс Лернера в экономической теории - индекс, характеризующий степень монополизированности экономики. Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции И.Л. равен 0.Индекс концентрации Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.Индекс Линда Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.