Определение границ отраслевого рынка: роль перекрестной и прямой эластичности спроса по цене; другие характеристики. Критерии классификации рыночных структур.
Существует три основных подхода к определению границ отраслевого рынка:
Первый подход гласит, что в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичность становится меньше определенной величины, можно говорить о своего рода разрыве, а значит, и о границе рынка. При этом, выявляя различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно определять разные масштабы отраслевого рынка.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает соотношение относительного изменения спроса на i-й товар и относительного изменения цены j-го товара. Он определяется так:
Eij = (ΔQi / Qi) / (ΔРj / Рj),
где Eij – коэффициент точечной перекрестной эластичности спроса на
i -й товар по цене j-го товара;
Qi – величина спроса на i-й товар;
Рj – цена j-го товара.
Если коэффициент перекрестной эластичности Eij > 0, то товары i и j являются взаимозаменяемыми, повышение цены j-го товара ведет к увеличению спроса на i-й товар. Это будет иметь место, например, для различных видов растительного масла.
Если Eij < 0, то товары i и j являются взаимодополняющими, повышение цены j-го товара ведет к падению спроса на i-й. Это будет иметь место, например, для компьютеров и мониторов к ним.
Если Eij = 0, то такие товары являются независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Это будет иметь место, например, для сахара и автомобилей.
Фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются свойства благ, их способность заменять друг друга в потреблении. Если два блага-товара могут одинаково использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, тогда эти блага могут быть отнесены к одному единичному рынку.
Второй подход связан с тем, что при определении границ отраслевого рынка используют показатель изменения выручки при изменении цены. Предположим, что цена определенного товара при постоянном спросе возросла. Если выручка производителей данного товара выросла, то рынок ограничен только этим товаром. Если же выручка сократилась, то, следовательно, существует близкий заменитель. Таким образом, динамика выручки фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности Ed:
Ed = (– ΔQ / Q) / (ΔР / Р),
где Р – цена на данный товар, а Q – величина спроса.
Третий подход основан на том, что на практике для определения границ рынка часто используется оценка коэффициента корреляции цен товаров во времени. Высокая положительная корреляция – близкая к единице величина коэффициента корреляции движения цен товаров в течение продолжительного времени – свидетельствует о том, что товары являются близкими субститутами и образуют один единичный рынок, а предприятия, предлагающие товары на этом рынке, образуют отрасль.
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.
1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.
Модель рынка | Число фирм | Условия вступления в отрасль | Тип выпускаемом продукции | Контроль над ценами |
Чистая совершенная конкуренция | Очень велико | Отсутствие ограничений | Стандартизированный | Отсутствует |
Чистая (абсолютная) монополия | Одна | Блокированы различного рода преградами | Уникальный. Близкие заменители отсутствуют | Значительный |
Монополистическая конкуренция | Много, 20-70 | Достаточно легкие | Дифференцированный | Незначительный |
Олигополия | От 2-20 | Ограничены комплексом различного рода барьеров | Стандартизированный или дифференцированный | Значительный при тайном сговоре, ограничен взаимной зависимостью |
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка):
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Поведение фирм на рынке. Результаты экономической деятельности фирм. Государственное регулирование рынков с несовершенной конкуренцией. Пример: Антимонопольное законодательство РФ.
Основные показатели концентрации продавцов на рынке. Рыночная доля фирмы. Норма концентрации. Индекс Херфиндаля – Хиршмана. Достоинства и недостатки данных показателей. Основные показатели монопольной власти фирмы. Индекс Лернера. Источники монопольной власти фирмы.
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке – чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Влияет данный показатель и на склонность фирм к сотрудничеству – чем меньше фирм на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость.
Для использования показателей концентрации необходимо предварительно определить границы рынка, который мы анализируем. Выделяют несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять другу друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта границ в каждом конкретном случае зависят от особенностей товара и от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.
Выявив границы рынка, мы должны определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Тем самым решим важный вопрос исследования – соотношение между рынком и отраслью. Используем 2 показателя:
- показатель специализации – доля объема продаж товара Х к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли Х;
- показатель охвата – доля объема продаж товара Х предприятиями, отнесенных нами к отрасли Х, к общему объему реализации товара Х.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Существует 4 основных показателя, характеризующие размер фирмы:
- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (контроль не менее 35% рынка). Рассмотрим показатели концентрации.
1. Индекс концентрации – измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
Si – размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля); k – число фирм, для которых рассчитывается индекс
Достоинство показателя в том что, он измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Возможность выбрать интересующие исследователя фирмы локального рынка - еще одно достоинство этого показателя.
Недостаток индекса: он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Таким образом, субъективизм исследователя способен существенно исказить результаты расчётов.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана – определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: где n – число фирм-продавцов, функционирующих на рынке
Он принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только 1 фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Значение этого индекса прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:
где - показатель дисперсии долей фирмы на рынке
Индекс HHI предполагает наличие данных обо всех фирмах, работающих на рынке, что часто затруднительно бывает получить.
3. Индекс энтропии – показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ее величины: Чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Для сравнения показателей на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии:
4. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей: и . Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл – неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.
Если фирма может назначить цену выше, чем предельные издержки и тем самым получить экономическую прибыль, то это означает, что данная фирма обладает монопольной властью; ее имеют монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты.
Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар.
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
1. Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.
- бухгалтерская прибыль
- нормальная прибыль
В условиях конкуренциина товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.
2. Индекс Лернера — индикатор монопольной власти, определяемый по формуле
,
где IL — индекс монопольной власти по Лернеру;
Рm— монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Еd — ценовая эластичность спроса.
При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. Считается, что чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки АС:
.
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:
.
Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.
3. Коэффициент Тобина (q Тобина)
Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:
P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)
С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.
Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Источники монопольной властилюбого несовершенного конкурента связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:
1. Эластичность рыночного (отраслевого) спросана продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.
Напомним, что среди основных факторов, определяющих эластичностьспроса по цене, выделяют:
§ наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
§ временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
§ долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
§ степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
§ разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
§ важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).
2. Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых "основных игроков". Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 — 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).
3. Взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.