Методы оценки экономической конкурентоспособности потенциала предприятия.

Для оценки конкурентоспособности любого предприятия существуют индикаторные и матричные методы

Индикаторные методы основаны на использовании системы индикаторов, при помощи которой проводится оценка конкурентоспособности потенциала предприятия (компании) и национальной экономики в целом. Во индикатором понимают совокупность характеристик, которые позволяют в формализованном виде описать состояние параметров какого-либо объекта, который исследуется, и на этом основании сформулировать рекомендации по повышению результативности функционирования объекта. Любой индикатор, в собственную очередь, распадается на ряд показателей, отражающих состояние отдельных элементов изучаемого объекта. Теперь индикаторные методы широко применяют заграничные инвесторы для оценки конкурентоспособности потенциала страны в случае потребности определения оптимального размещения производства и капиталовложений. Определяет уровни конкурентоспособности потенциала развитых стран, пользуясь системой Индикаторов, которая насчитывает около 340 показателей и более 100 экспертных оценок. Данные анализа группируют по 10-ю основными факторами:
динамика экономики (экономический потенциал);
производственная мощь промышленности;
динамика рынка;
финансовая помощь;
человеческий капитал;
стиль страны;
обеспеченность сырьем;
ориентация на внешний рынок;
новейший потенциал;
общественное спокойствие.

Любой из таких 10 факторов состоит из 20-40 оценочных индикаторов. Итак, стоит сложная задача по отбору максимально значимых индикаторов для оценки каждого отношении названных факторов.

Матричные методы. В основу таких методов положена идея рассмотрения процессов конкуренции в их взаимозависимости и динамике. Используя матричные методы, управленцы имеют возможность оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только лишь собственного предприятия, но еще и ближайших конкурентов, что поможет разработать стратегию поведения на рынке. Матричными методами широко пользуются американские консультационные компании, а за надлежащего информационного обеспечения подобные методы могут быть надежным инструментом для оценки конкурентоспособности потенциала и российских компаний.

7. Матрица конкурентоспособности. Определение фактического уровня экономической конкурентоспособности потенциала предприятия.


7.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Это инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке.

Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненный цикл товара и эффекта масштаба производства или кривой обучения.

На матрице по осям отображаются рост рынка (вертикальная ось) и доля рынка (горизонтальная ось). Сочетание оценок этих двух показателей даёт возможность классифицировать товар, выделив четыре возможные роли товара для производящей или продающей его компании.

Методы оценки экономической конкурентоспособности потенциала предприятия. - student2.ru

«Звезды»

Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большой доход. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста.

«Дойные коровы» («Денежные мешки»)

Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд».

«Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)

Темп роста низкий, доля рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться.

«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса», «Проблема»)

Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе — избавляться.

Недостатки

· Сильное упрощение ситуации;

· В модели учитываются только два фактора, однако высокая относительная доля рынка - не единственный фактор успеха, а высокие темпы прироста - не единственный показатель привлекательности рынка;

· Отсутствие учета финансового аспекта, удаление собак может привести к удорожанию себестоимости коров и звезд, а также негативно сказаться на лояльности клиентов, пользующихся данным продуктом;

· Допущение о том, что доля рынка соответствует прибыли, это правило может нарушаться при выводе на рынок нового продукта с большими инвестиционными затратами;

· Допущение, что снижение рынка вызвано окончанием жизненного цикла товара. Бывают другие ситуации на рынке, например, окончание ажиотажного спроса или экономический кризис.

Преимущества

· теоретическая проработка взаимосвязи между финансовыми поступлениями и анализируемыми параметрами;

· объективность анализируемых параметров (относительная рыночная доля и темп роста рынка);

· наглядность получаемых результатов и простота построения;

· она позволяет сочетать анализ портфеля с моделью жизненного цикла товара;

· проста и доступна для понимания;

· легко разработать стратегию для бизнес-единиц и инвестиционную политику.

7.2 Конкурентоспособность потенциала предприятия – сравнительная характеристика состояния данного предприятия.

Для разработки долгосрочной стратегии необходимо определить оптимальные величины сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов, т.к. они позволяют максимизировать доходы предприятия.

Совокупный доход – доход, который остался в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов.

Совокупные ресурсы – ресурсы, авансированные предприятием или ресурсы, которые применяются предприятия из собственных резервов.

Наши рекомендации