Основные средства и нематериальные активы. Виды оценки основных средств
Основные средства - это средства труда, за исключением МБП, к которым относятся объекты стоимостью до 50-кратного, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу и сроком службы до года.
Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.
Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:
- наличие научно-обоснованной классификации основных средств;
- установление принципов оценки основных средств;
- установление единицы учёта предметов основных средств.
Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.
По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.
К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования - на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
В бухгалтерском учёте и отчётности основные средства отражают, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
- изготовленных на самом предприятии, а также приобретённых у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
- внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал - по договорённости сторон;
- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа - экспертным путём или по данным документов приёмки-передачи.
Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретённые за плату, принимаются на учёт по покупной стоимости с добавлением расходов по доставке и установке, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.
Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на величину расходов, связанных с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой), если в результате их осуществления увеличивается срок полезной службы или производственная мощность объекта, повысится количество выпускаемой продукции или снизится её производственная себестоимость.
Остаточную стоимость основных средств определяют вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и др.). Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям правительства.
Предпоследняя переоценка основных средств произведена в соответствии с постановлением Правительства РФ “О переоценке основных фондов” от 25 ноября 1995 года №1148.
В соответствии с данным постановлением переоценке подлежат находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, запасе или незавершённом строительстве.
Переоценка основных средств осуществлена двумя методами: путём индексации их балансовой стоимости и путём прямого пересчёта балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1996 года на соответствующие виды основных средств.
Единицей учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющих вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определённый инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на всё время нахождения его в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляют или обозначают на учитываемом предмете и обязательно указывают в документах, связанных с движением основных средств.
По сложным инвентарным объектам, то есть включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим вновь поступившим основным средствам не ранее чем через три года после выбытия.
Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Материальные запасы
В зависимости от характера и назначения обычно выделяют следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части.
Сырьем в строительстве является продукция добывающей промышленности (песок, гравий, щебень, лес и т.д.)
Основные материалы вещественно входят в изготовляемый из них продукт, образуя его материальную основу: кирпич, цемент, металл и т.п. Вспомогательные материалы, в отличие от основных, не образуют материальной основы вырабатываемого продукта.
Они либо способствуют преобразованию основных материалов, вызывая в них нужные изменения (например, красители для окрашивания продукции, клей, лаки и др.), либо содействуют производственному процессу.
К вспомогательным материалам также относится продукция, для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
2) учитываются по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.
Безвозвратные отходы в виде угаров, усушки и т.п., не имеющие реальной ценности, возврату на склад и оценке не подлежат.
Задачами учета в строительстве являются:
– правильное и своевременное документальное оформление и отражение операции по движению материальных запасов;
– контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на этапах их движения;
– контроль за соблюдением установленных норм запасов;
– систематический контроль за использованием материалов в производстве в соответствии с установленными нормами их расходования;
– своевременное выявление ненужных и излишних материалов и их реализация в целях мобилизации внутренних ресурсов;
– своевременное и правильное определение фактической себестоимости материалов с учетом транспортно-заготовительных расходов и правильное отнесение затрат на соответствующие объекты строительства;
– контроль за своевременным списанием материалов в производство.
Оценка материальных запасов
В бухгалтерском учете используются три метода оценки материальных запасов: метод специфической идентификации, средневзвешенной стоимости, ФИФО.
Оценка материальных запасов по себестоимости
Себестоимость материальных запасов зависит от большого количества разнообразных факторов. Основными из них являются: изменение цен и транспортных тарифов, длительность нахождения на складах и в производственных цехах и др.
Себестоимость материальных запасов включает: затраты на приобретение запасов, транспортно-заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту расположения в настоящее время и приведению в надлежащее состояние, затраты на переработку продукции (работ, услуг).
Затраты на приобретение материальных запасов включают в себя цену покупки, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим организациям, транспортно-заготовительные расходы, прямо связанные с приобретением запасов.
Суммы торговой скидки, возвраты, переплаты и прочие подобные поправки вычитаются при определении затрат на приобретение.
Согласно ISO (МФО) 2 запасы в обязательном порядке должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости реализации.
Оценка материальных запасов по наименьшей из себестоимости и чистой стоимости реализации
Понятие чистой стоимости реализации. Себестоимость материальных запасов является наиболее подходящей базой для оценки запасов, но иногда запасы в финансовой отчетности могут быть показаны ниже их себестоимости. Такими причинами могут быть физический износ, устаревание товаров, падение цен.
В таких случаях при реализации материальных запасов часть расходов становится невозместимой, возникает необходимость определить сумму, которую можно будет получить от продажи данных запасов после вычета всех расходов по реализации.
Для этого стоимость запасов сравнивается с чистой стоимостью реализации, и, если последняя меньше себестоимости запаса, то оценка запаса уменьшается до чистой стоимости реализации. В основу такого подхода заложен принцип осмотрительности (консерватизма).
Чистая стоимость реализации материальных запасов равна предполагаемой цене реализации в ходе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расходов на комплектацию и организацию их продажи.
Разность между оценочной ценой и затратами на доведение до состояния готовности к продаже называется чистой стоимостью реализации.
При принятии решения о расчете чистой стоимости реализации материальных запасов также следует учитывать предназначение имеющегося запаса.
Для оценки запасов по чистой стоимости реализации существуют следующие правила:
1) если запасы предназначены для реализации, то расчеты проводятся на основе текущих цен реализации;
2) если запасы предназначены для реализации по заключенным договорам, то расчеты проводятся по цене договора в объеме, предназначенном для выполнения договора. Запасы, превышающие необходимый объем договора, оцениваются по текущим ценам.
Сырье и материалы не оцениваются по чистой стоимости реализации, если готовая продукция, выпущенная на их основе, будет продана по ценам равным или превышающим себестоимость. Если такой уверенности нет, сырье и материалы оцениваются по их чистой стоимости реализации.
В каждом последующем периоде производится новая оценка чистой стоимости реализации материальных запасов.
Методы определения чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации должна рассматриваться либо для отдельных единиц, либо для товарной группы. Не рекомендуется рассматривать стоимость запаса в целом, или даже по основной группе, а затем определять общую стоимость реализации.
Для определения наименьшей из себестоимости и чистой стоимости реализации материальных запасов используются методы: постатейный, основных товарных групп, общего уровня запасов.
Постатейный метод - выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации каждого наименования материальных запасов. Эти меньшие цифры складываются вместе и дают общую оценку.
Метод основных товарных групп - выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации каждой группы материальных запасов. Выбранные цифры каждой группы складываются вместе и определяют тем самым общую оценку.
Метод общего уровня запасов - выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации всех материальных запасов.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт приёмки-передачи основных средств (форма №OС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств.
После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту.
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах - для сдающей и принимающей основные средства организации.
Приёмку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта оформляют актом приёмки-передачи отремонтированных объектов (форма№OС-3). В акте указывают изменения в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванные реконструкцией или модернизацией. Акт подписывают работник цеха, уполномоченный на приёмку основных средств, и представитель цеха, проводящего реконструкцию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которое производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма №OС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха-сдатчика. Первый экземпляр передаёт в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметке о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (форма №OС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом о ликвидации автотранспортных средств (форма №OС-4а).
В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, результат их ликвидации.
Аналитический учёт основных средств. Основным регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависит от вида основных средств.
Здания и сооружения учитываются на инвентарных карточках формы №OС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь - форма №OС-7; животные и многолетние насаждения - в форме №OС-8. Указанные инвентарные карточки различаются в основном содержанием оборотной стороны, предназначенной для краткой индивидуальной характеристики объекта. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приёмке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат, сумму износа на дату приёмки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.
Инвентарные карточки формы №OС-6,OС-7 и OC-8 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учёт однотипных предметов может осуществляться в инвентарных карточках группового учёта основных средств (форма №OС-9) с указанием в ней отдельных инвентарных номеров по каждому объекту.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений, по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению затрат с пометкой “Для начисления износа” в соответствии с утверждённым распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.
В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учёт может быть организован в инвентарной книге учёта основных средств (форма №OС-11). Записи в книге производят по классификационным группам основных средств и по местам их нахождения.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов, которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.
С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учёту основных средств (форма №OС-10) с указанием их номера карточки, инвентарного номера объекта и его назначения. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.
По месту нахождения основных средств для контроля за их сохранностью ведут инвентарные списки основных средств (форма №OС-13). В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии - дату и номер документа, и причину выбытия.
На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учёта поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют его инвентарную картотеку, построенную с учётом классификационных групп по видам основных средств.
На основании инвентарной картотеке на каждую классификационную группу основных средств открывают карточку учёта движения основных средств (форма №OС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.
Синтетический учёт наличия и движения основных средств. Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности осуществляется на следующих счетах:
01 “основные средства”
02 “износ основных средств”
47 “реализация и прочее выбытие основных средств”
Приходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал, оформляется следующей бухгалтерской проводкой: дебет счёта 01 “основные средства”, кредит счёта 75 “Расчёты с учредителями”.
Основные средства, приобретённые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счёта 01 “основные средства” и кредиту счёта 08 “капитальные вложения”.
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, отражают по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 87 “Добавочный капитал” и счета 88 “Нераспределенная прибыль”.
Учет операций по выбытию основных средств на операционном активно-пассивном счете 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”.