Налоги в Республике Беларусь

на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-

акцизы; '

на прибыль и доходы;

на недвижимость;

земельный (плата за землю);

экологический (за пользование природными ресурсами);

на топливо;

транзитный;

государственные пошлины и сборы;

подоходный с граждан;

чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.С);

отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсион­ный, на социальное страхование).

Государственный бюджет — совокупность финансовых от­ношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Функции государственного бюджета

перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);

стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета:налог на добавленную стоимость (налог на прибыль и доходы; акцизы; чрезвычайный налог для финансирования расходов по лик­видации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений и ме­роприятий финансирование народного хозяйства; расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и желез­нодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутрен­них войск).

Дефицит — превышение расходов над доходами

Причины бюджетного дефицита

• осуществление крупных государственных программ разви­тия экономики;

• милитаризация страны;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Уровень дефицита государственного бюджета — отноше­ние абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расхо­дам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, ког­да бюджетный дефицит не больше 2 — 3 % от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

увеличение налогов (рост государственных налогов);

эмиссия нужного количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних займов;

продажа государственной собственности (в переходный период).

Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

• ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничи­вается возможность бюджетно-налогового регулирования в зави­симости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюд­жета или к его излишку);

• экономического цикла — в период спада производства прави­тельство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъе­ма — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, кото­рые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

• функциональных финансов — обеспечение макроэкономи­ческого равновесия, даже если это приведет к дефициту государ­ственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Государственный долг — сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам.

Внутренний долг составляют: займы, вклады населения, банкно­ты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превы­шать 25 %).

Проблемы внутреннего долга

• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в до­ходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные гражда­не, а финансирование процентов идет из налогов, которые пла­тят все);

• для погашения долга и выплаты процентов поднимают став­ки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

• выпуск в обращение новых государственных бумаг приво­дит к повышению ставки ссудного процента, что негативно ска­зывается на процессе инвестирования капиталов;

• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвес­торов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная поли­тика.

Фискальная политика — меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Наши рекомендации