Налоги в Республике Беларусь
на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-
акцизы; '
на прибыль и доходы;
на недвижимость;
земельный (плата за землю);
экологический (за пользование природными ресурсами);
на топливо;
транзитный;
государственные пошлины и сборы;
подоходный с граждан;
чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.С);
отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсионный, на социальное страхование).
Государственный бюджет — совокупность финансовых отношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Функции государственного бюджета
перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);
стабилизация общественного воспроизводства, экономики;
осуществление государственной социальной политики.
Доходные статьи бюджета:налог на добавленную стоимость (налог на прибыль и доходы; акцизы; чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий финансирование народного хозяйства; расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск).
Дефицит — превышение расходов над доходами
Причины бюджетного дефицита
• осуществление крупных государственных программ развития экономики;
• милитаризация страны;
• военные и стихийные бедствия;
• экономические кризисы.
Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не больше 2 — 3 % от ВНП).
Варианты финансирования дефицита государственного бюджета
увеличение налогов (рост государственных налогов);
эмиссия нужного количества денег;
выпуск государственных займов;
привлечение внешних займов;
продажа государственной собственности (в переходный период).
Концепция балансирования дефицита государственного бюджета
• ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);
• экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;
• функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:
Государственный долг — сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам.
Внутренний долг составляют: займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.
Внешний долг оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).
Проблемы внутреннего долга
• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);
• для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;
• выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;
• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.
С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика.
Фискальная политика — меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.