Советы по изучению программы курса
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.
Характерные системы «человек - среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания.
Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей, природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск - виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации - понятие, основные виды.
Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
Вопросы для самопроверки:
1. Что представляет собой безопасность жизнедеятельности (БЖД)? Какова её цель?
2. Охарактеризуйте задачи, рассматриваемые в рамках БЖД.
3. Что является объектом и предметом изучения БЖД.
4. Каковы основные функции управления БЖД?
5. Приведите существующие системы безопасности;
6. Раскройте основные положения теории риска;
7. Аксиомы безопасности жизнедеятельности;
8. Что Вы понимаете под риском в производственной деятельности человека?
9. Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях.
10. Основные методы обеспечения безопасности на производстве.
11. Приведите классификацию видов риска (с указанием объекта, фактора и источника риска).
12. В чем заключается процесс анализа риска?
13. В чем заключается процесс оценки риска? Существующие методы оценки.
14. Основные принципы управления риском.
15. Постройте дерево происшествий при поражении человека электрическим током (при пожаре).
Раздел 2. Человек и техносфера.
Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие «техносфера» и приведите её структуру;
2. Перечислите техногенные опасности ;
3. Влияние основных компонентов техносферы на безопасность жизнедеятельности;
4. Приведите определение опасного и вредного производственного фактора;
5. Перечислите источники основных опасностей техносферы;
6. Перечислите основные критерии безопасности техносферы;
7.Перечислите основные параметры обеспечения комфортности существования человека в техносфере.
Раздел 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.
Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы.
Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов - основные виды и принципы установления.
Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно допустимые уровни
Вопросы для самопроверки:
1. Приведите понятие идентификации опасных и вредных факторов;
2. Приведите перечень опасных и вредных факторов на производстве и в быту;
3. Перечислите виды воздействия вредных веществнаорганизм человека;
4. Перечислите основные экологически опасные факторы;
5. Пути поступления экологически опасных факторов в биосферу;
6. Приведите классификацию вредных веществ по степени опасности;
7. Перечислите известные Вам критерии токсичности вредных веществ;
8. .Перечислите виды комбинированного действия вредных веществ;
9..Какие Вам известны пути обезвреживания ядов в организме человека?
10. Что такое предельно-допустимые концентрации и уровни (ПДК, ПДУ)? Характеристика их видов;
11. Основные параметры микроклимата на производстве и их влияние на условия труда.
12. Перечислите основные источники электромагнитных излучений, действие ЭМП на человека;
14. Лазерное излучение. Принцип действия оптического квантового генератора (ОКГ);
15. Статистическое электричество. Причины, вызывающие его появление, опасность статического электричества и способы борьбы с ним;
16. Действие электрического тока на человека, виды поражения электрическим током.
Раздел 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
Вопросы для самопроверки:
1. Основные принципы защиты от опасностей
2.Способы нормализации микроклимата производственны помещений;
3. Техническое и санитарно-техническое требование к системе вентиляции;
4. Основные требования к производственному освещению;
5. Методы расчета искусственного освещения;
6. Воздействие вибраций на человека. Формирование вибраций;
7. Методы снижения вибраций машин и оборудования;
8. Методы борьбы с шумом;
9. Источники ультразвука, воздействие не человека, нормирование. Защитные мероприятия;
10. Источники инфразвука, воздействие на человека, нормирование. Защита мероприятия;
11. Виды ионизирующих излученияй (ИИ), их физическая природа, физические характеристики и единицы измерения;
12. Поясните, в чем разница средств индивидуальной (СИЗ) и коллективной (СКЗ) защиты;
13. Приведите классификацию помещений по опасности поражения электрическим током;
14. В чем заключаются организационные мероприятия по профилактике электротравматизма?
15. Каковы требования пожаробезопасности к электроустановкам?
16. Объясните принцип действия защитного заземления, его назначение и конструктивное исполнение. Нормирование защитного заземления и его расчет.
17. Каково назначение устройств защитного отключения.
18. В чем заключаются организационные и технические мероприятия при работе с электроустановками?
Раздел5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.
Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
Вопросы для самопроверки:
· Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
· Приведите физиологическую классификацию трудовой деятельности;
· Виды вентиляций производственных помещений;
· Системы и виды производственного освещения;
· Физические характеристики шума, характеристики источников шума;
· Что такое эргономика и как она связана с БЖД?
· Работоспособность человека и её динамика.
· Влияние психологии труда на безопасность;
· Основные функции гигиены труда;
· Основные функции физиологии труда.
· Приведите виды психических состояний человека;
· Приведите классификацию условий трудовой деятельности и жизнедеятельности человека;
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций.
Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие «Чрезвычайная ситуация (ЧС)»;
2. Приведите классификацию ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности;
3. Охарактеризуйте фазы развития ЧС;
4. Охарактеризуйте ЧС техногенного характера;
5. Охарактеризуйте ЧС природного характера;
6. Приведите классификацию стихийных бедствий и природных катастроф;
7. Какие Вам известны виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения;
8. Перечислите известные Вам методы прогнозирования и оценки обстановки при ЧС;
9. Перечислите основные способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС;
10. Перечислите основные мероприятия по пожарной профилактике;
11. Охарактеризуйте основы организации аварийно-спасательных работ при ЧС.
Раздел 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12. 2003г. № 794.
Цели, задачи и структура РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы, уровни РСЧС.
Координационные органы управления. Постоянно действующие органы управления. Органы повседневного управления.
Назначение и решаемые задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства наблюдения и контроля за ЧС. Силы и средства ликвидации ЧС.
Вопросы для самопроверки:
1.Цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
2. Назначение и основные задачи РСЧС;
3. Что включает в себя РСЧС;
4. Что представляют собой функциональные подсистемы РСЧС;
5. Что представляют собой территориальные подсистемы РСЧС;
6. Назначение координационных органов РСЧС;
7. Что такое постоянно действующие органы управления РСЧС;
8. Органы повседневного управления РСЧС;
9. Состав сил и средств РСЧС.
Раздел 8. Управление безопасностью жизнедеятельности. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности. Аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.
Органы государственного управления безопасностью. Органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.
Вопросы для самопроверки:
1. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности;
2.Направленияуправления безопасностью жизнедеятельности;
3. Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
4. Что включает в себя законодательство по безопасности (охране) труда;
5. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности;
6. Основные законодательные акты по охране труда;
7. Порядок расследования несчастных случаев на производстве;
8. Классификация причин производственного травматизма;
9. Методы анализа производственного травматизма;
10. Основные функции, права и обязанности органов управления, надзора и контроля за безопасностью.
2. Общие требования к написанию реферата
Реферат - это самостоятельная письменная работа, посвященная рассмотрению отдельного аспекта проблемы и основанная на результатах изучения ограниченного числа литературных источников определенной тематики.
Работа над рефератом по безопасности жизнедеятельности требует от студента ряда специфических навыков, умений:
- навыка работы с текстом (понимание содержания, аналитика основных проблем, адекватное восприятие особой стилистики текста);
- основ самостоятельного, творческого и критического мышления;
- умения изложить проанализированный материал, а также свои мысли в контексте с изученным материалом по безопасности жизнедеятельности.
Основными целями выполнения реферата являются: систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практических навыков по БЖД;
применение этих знаний и навыков при решении конкретных учебных задач, развитие навыков самостоятельной деятельности студента - будущего специалиста высшей квалификации.
Порядок подготовки включает в себя несколько основных этапов выполнения письменной работы:
· изучение темы реферата,
· определение цели и задачи реферата,
· составление плана реферата,
· подбор источников информации,
· изучение содержания источников,
· компиляция текста реферата,
· редактирование текста,
· подготовка списка литературы,
· оформление реферата,
· предоставление (сдача) реферата.
При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:
- соответствие темы реферата содержанию, достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников;
- использование новейших публикаций;
- изучение и характеристика истории проблемы, степень ее изученности в литературе;
- четкая формулировка предмета, цели и методов исследования;
- обобщение результатов, обоснование выводов;
- использование понятийного аппарата;
- стиль работы и оформление реферата.