Определение цены и объема производства в условиях чистой моно-полии
Главной характеристикой монополии является рыночная власть, позволяющая ей устанавливать цену и условия продажи производимого продукта. Рассмотрим, как монополист реализует свои возможности, преследуя общую для всех рыночных фирм цель максимизации прибыли.
Рынок монополии подчиняется общему правилу, согласно которому цена формируется под действием рыночных спроса и предложения, однако в его случае спрос и предложение имеют специфику.
Фирма-монополист является единственным производителем в данной отрасли, так что тот объем производства, который она сочтет целесообразным реализовать на рынке, и будет составлять величину предложения в данной отрасли.
Рыночный спрос, с которым сталкивается фирма-монополист, является глав-ным ограничением. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для него есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Следовательно, кривая спроса монополиста получает отрицательный наклон и это имеет два важнейших последствия:
1) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра (а не только объем, как на рынке с совершенной конкуренцией) и среди множества комбинаций, предлагаемых кривой рыночного спроса, ищет комбинацию «цена — объем», обеспечивающую ему максимальную прибыль;
2) в отличие от совершенной конкуренции цена фирмы-монополиста всегда превышает его предельный доход (Р > MR). Суть в том, что монополист вынуж-ден снижать цену, если желает расширить объемы реализации своей продукции. При этом снижение касается не только последней единицы предлагаемой на рынок продукции, но и всех предыдущих единиц.
Пример. Допустим, монополист решает расширить объем производства с 3 до 4 ед. Для реализации возросшего объема он, согласно закону спроса, должен снизить цену единицы продукции, скажем, с 6 до 5 ден. ед. Предельный доход, который принесет фирме четвертая единица товара, будет равен: 5-4-6-3 = 20-18 = 2 ден. ед. Таким образом, реализуя четвертую единицу продукции, фирма-монополист дополнительно получает 5 ден. ед., однако из-за удешевления каждой из трех предыдущих единиц на 1 ден. ед. она «недополучает» 3 ден. ед. В итоге ее предельный доход оказывается меньше цены.
На рис. 4.1 представлены кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) фирмы-монополиста. Фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосроч-ном периоде, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам MR = МС. Этому условию соответствуют объем производства QE И цена РЕ.
Как известно, ситуация получения прибыли графически демонстрируется посредством взаимного расположения кривых спроса (цены) и средних общих из-держек. Прибыль на единицу продукции определяется размером превышения цены 0РЕ над средними общими издержками АТС при оптимальном объеме производства. В нашем примере она составляет АРЕ(ВС). Суммарная экономи-ческая прибыль монополии будет соответствовать площади фигуры АРЕВС.
Если рыночные усл-я неблагоприятны, то монополия, как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосроч-го временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков. Графич-е изображ-е данной стратегии требует изме-нения взаимного расположения кривых спроса и средних общих издержек. На этот раз кривая АТС должна быть расположена выше кривой D (рис. 4.2).
Отрезок РЕА — убыток, получаемый фирмой-монополистом на единицу продукции, площадь фигуры РЕАСВ — величина суммарных убытков.
Минимизировать убытки в краткосрочном периоде фирме-монополисту стбит лишь в случае, когда цена превышает средние переменные издержки AVC либо равна им. При других условиях ей целесообразно покинуть рынок (остановить производство), иначе ее совокупные убытки превысят постоянные общие издержки.
Говоря о минимизации убытков фирмой-монополистом, следует иметь в виду, что в краткосрочном периоде она может целенаправленно сбрасывать цены до уровня ниже средних совокупных издержек. Конечно, это неизбежно принесет финансовые потери (убытки) монополии, однако ухудшение рыночной ситуации отпугнет потенциальных конкурентов.
Данный прием, применяемый монополией в целях снижения финансовой привлекательности отраслевого производства, носит название лимитирующего ценообразования. Это стратегия ценообразования, согласно которой цены ус-танавливаются ниже уровня, обеспечивающего получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде, с целью уменьшить вероятность появления конку-рентов на рынке.
В долгосрочном периоде единственной стратегической целью фирмы-монополиста является максимизация прибыли (проблема минимизации убытков не обсуждается, так как в противном случае существование фирмы на рынке по-просту не оправданно).
Рассматривая модель экономического поведения монополиста в долгосроч-ном периоде, следует помнить, что рынок продукта чистой монополии здесь за-щищен слабее, чем в краткосрочном периоде. Фирма вынуждена считаться с на-личием потенциальных конкурентов, и основная ставка делается на снижение издержек производства и увеличение объема реализации.
Долгосрочное равновесие фирмы-монополиста достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки LMTC равны долгосрочному предельному доходу LMR (рис. 4.3).
Регулируемая монополия.
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ре-сурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их ис-пользовании (средние издержки при желаемом объеме производства выше ми-нимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Регулирование — процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпри-нимает меры, препятствующие их образованию, а также стремится ограничить их рыночную власть.
Формы регулирования монополии: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли.
Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования монополь-ных цен.
Регулируемая монополия предполагает установление государством макси-мальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Мо-нополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимизации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издержек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отражает рис. 4.4.
Рт и Qm — цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанавливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1 предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MR и среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1 вплоть до объема выпуска Q1.
Для объемов производства больше Q1 новые кривые предельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MR и AR нерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересе-кающая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствующей выпуску Q1.
Рис. 4.4 показывает, что при цене P1 и количестве продукции Q1 полные чистые потери от монополии сокращаются (площадь треугольника ELN меньше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем вы-пуска увеличивается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые потери общества сокращаются, и при цене Р2 = Рс они исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьшению выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению максимальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит про-дукции в размере Q'3 - Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирова-ния цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних издержек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.
На практике государство чаще всего регулирует деятельность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по определению характеризуемых убывающими средними об-щими издержками, которые превышают предельные издержки. Регулирование цен может смягчать социальные последствия естественной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффективному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Дилемма регулирования естественной монополии связана с выбором между регулированием эф-фективным (по принципу равенства регулирующей цены предельным издерж-кам) и справедливым (по принципу равенства регулирующей цены средним из-держкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом монополист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.
Таким образом, государственное регулирование цен на конкурентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозвратные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями моно-польной власти, и максимизировать социальное благосостояние.