Экономическая характеристика и классификация услуг связи
Услуга связи — это конечный полезный результат производственной деятельности операторов (организаций) связи по передаче информации.
Наиболее часто встречающиеся классификационные признаки и
соответствующие им характеристики услуг представлены в таблице 2.1.
В зависимостиот характера создаваемого потребительского эффекта услуги связи выступают в двух формах:
в форме передачи (пересылки) единичных сообщений (отправлений),
например, телеграмм, телефонных разговоров, писем, посылок и др. или, как
условно принято называть, в форме обмена;
в форме предоставления потребителям абонентского устройства доступа к сети (абонентских линий, таксофонов, радиоточек, установок абонентского телеграфа и других) или технических средств в аренду, которые используются абонентами для передачи и приема различных видов информации.
Таблица 2.1 - Классификационные признаки услуг связи и их характеристики
Признаки классификации услуг | Классификационные характеристики услуг |
По характеру создаваемого потребительского эффекта | Услуги в форме передачи единичных сообщений. Предоставление абонентского устройства доступа к сети или технических средств в пользование (аренду) |
По потребительским свойствам | Основные Дополнительные |
По виду передаваемой информации | Текст Голос Изображение Мультимедиа |
По виду доступа | Доступ в течение определённого времени Фиксированный доступ Подвижный доступ |
По территориальному охвату пользователей | Услуги местной связи Услуги внутризоновой связи Услуги междугородной связи Услуги международной связи |
По способу обмена информацией | Односторонний Двухсторонний (интерактивный) |
По скорости обмена | Простые Срочные Низкоскоростные Высокоскоростные |
По уровню доступности потребителям | Общедоступные Универсальные |
По характеру использования | Услуги конечным потребителям Услуги доступа и передачи трафика |
По стадии (фазе) жизненного цикла | Традиционные Новые (инновационные) |
По используемому механизму ценообразования | Услуги, тарифы на которые регулируются государством Услуги, тарифы на которые устанавливаются операторами самостоятельно Бесплатные услуги |
Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью.
Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и прибыль.
Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности в передаче различного рода информации.
К универсальным услугам связи на отечественном рынке относятся:
• услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации;
• услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
• услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет
с использованием пунктов коллективного доступа.
В планово-экономической работе организаций связи используют:
Ø Натуральные измерители являющиеся единицами измерения потребительной стоимости.
Ø В качестве денежного измерителя общего объема работы организаций связи принят показатель доходов от основной деятельности.
Нагрузкой называется число сообщений, поступивших в организацию связи за определенный период времени — час, сутки, месяц.
Обмен - это фактически переданные сообщения за тот же период времени.
Коэффициент концентрации нагрузки в час наибольшей нагрузки (Кчнн)
Кчнн = qчнн / qсут
Объем работы каждого оператора связи можно оценить числом обработанных им сообщений (исходящих, входящих, транзитных).
Sq = qисх + qвх + qтр
Объем работ организаций связи, выполняющих только техническое обслуживание каналов и трактов, сооружений связи определяется числом обслуживаемых средств и сооружений связи.
2.2 Определение объема услуг в бизнес-планах организаций связи
С точки зрения методики расчетов различают три группы показателей услуг, выраженных:
обменом (числом телеграмм, междугородных телефонных разговоров или почтовой корреспонденции);
каналами связи, предоставляемыми в длительное пользование потребителям (телефонные аппараты, радиотрансляционные точки);
числом канало-часов работы средств радиосвязи, радио - и телевизионного вещания, космической связи.
При планировании обмена (за основу берется исходящий платный обмен) вначале определяется ожидаемое выполнение за текущий год. Сопоставляя имеющиеся данные, рассчитывают коэффициенты изменения обмена по полугодиям и их среднее значение в виде коэффициента (`К ) по формуле средней геометрической и на его основе - величину ожидаемого обмена за II полугодие текущего года и за год в целом.
Кп = qII / qI ; ; qож II = qI ´`К
После этого анализируется динамика обмена за предыдущие 3 года и текущий год для установления среднегодового темпа изменения, величина которого также определяется по формуле средней геометрической.
Обмен на планируемый год определяется как произведение величины обмена, ожидаемого в текущем году (qож) и среднегодового темпа изменения обмена за ряд предыдущих лет(`I ):
; qпл = qож ´ `I
При планировании каналов связи вначале определяется ожидаемое число каналов (технических устройств) на начало планируемого года (периода) (N1.01), а затем в соответствии с планом развития связи - прирост (выбытие) числа технических устройств (DN) в плановом году с учетом времени их функционирования:
`Nпл = N1.01 ± D`N
Среднегодовой прирост (D`N) в зависимости от сроков ввода технических устройств в эксплуатацию определяется по-разному:
q если сроки ввода неизвестны:
D`N = 0,5×DN;
q при помесячном вводе:
D`N = åDNi ´ ni / 12;
q при поквартальном вводе:
D`N = (3,5DN1 + 2,5DN2 + 1,5DN3 + 0,5DN4) / 4,
Учет новых установок производится в абсолютном выражении.
Количество технических устройств на конец планируемого периода равно:
Nк.г = N1.01 ± DN.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под услугами связи?
2. По каким признакам классифицируются услуги связи?
3. Какие существуют измерители услуг связи?
4. Какие факторы влияют на величину спроса на услуги связи?
5. Как планируется объем услуг, выраженных обменом?
6. Как планируется объем услуг, выраженных техническими устройствами?
Задачи для самостоятельного решения:
Задача №1
Составьте план объема услуг ГТС по телефонным аппаратам и таксофонам в среднегодовом натуральном выражении, а также определите их количество на конец года исходя из следующих данных:
(ед.)
Виды услуг | Кол-во на начало года | План прироста | |||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||
телефонные аппараты | |||||
Таксофоны |
Задача №2
Определите среднегодовое количество радиотрансляционных точек на ГРТС если известны следующие данные:
Наличие радиоточек на начало года - 50000 ед.
Выбытие радиоточек составило:
в январе - 400 ед. в сентябре - 200 ед.
в марте - 300 ед. в октябре - 100 ед.
Задача №3
Определите ожидаемый в текущем году объем услуг на ГТС и составьте план на новый период, на основании следующих исходных данных:
(ед.)
Показатели | Среднее кол-во в I полугодии | Наличие на 1.07 текущего года | Прирост во II полугодии текущего года | Прирост в плановом году | |||
Iкв | IIкв | IIIкв | IVкв | ||||
Телефонные аппараты | |||||||
Установка телефонных аппаратов | - |
ТЕМА 3. ПЕРСОНАЛ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ОПЛАТА ТРУДА В ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ