Методика проведения аттестации и сертификации
Порядок проведения и содержание этапов аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть рекомендованы по методике, разработанной авторами работы [Сафронов В.В. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения: учеб. /В.В. Сафронов, Г.А. Харламов, А.Г. Схиртланде, В.Г. Еремин; под ред. Г.А. Харламова. – М.: Новое знание, 2006 ]
Накопленный авторами опыт проведения аттестации по факторам травмобезопасности производственного оборудования рабочих мест механических, ремонтно-механических и других цехов позволил отработать следующую методику такой работы, соблюдение которой значительно сократит процедуру аттестации и сертификации.
На первом этапе аттестации рекомендуется получить (или составить) список производственного оборудования предприятия, подлежащего аттестации, заверенный руководителем предприятия. Форма списка и пример (фрагмент) заполнения представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Список производственного оборудования | |||
(наименование предприятия), подлежащего аттестации | |||
Наименование и марка оборудования | Количество единиц оборудования | Примечание | |
Ремонтно-механический цех (РМЦ) | |||
Рабочее место № 1 маляра РМЦ | |||
Установка компрессорная передвижная СО-7А 2 | |||
Рабочее место № 2 электросварщика РМЦ | |||
Трансформатор сварочный ТДМ 503У2 | |||
Механизм с накладным ножом для резки листа | |||
СТД 96.03.00.000 НС | |||
Станок ножовочный 8Б72 |
Вторым этапом является предварительное ознакомление с подлежащими аттестации рабочими местами, изучение технической документации, статистики травматизма в отрасли и на конкретном предприятии. После этого начинается подбор нормативно-технической документации по охране труда, необходимой для проведения комплексного анализа реального состояния условий труда по фактору травмоопасности на рабочих местах. Работа завершается составлением перечня такой документации, куда обычно входят стандарты ССБТ 0, 1, 2, 3, 4-й классификационных групп, СНиП, ведомственные санитарные нормы (ВСН), различные правила (например, «Правила устройства электроустановок»), инструкции (например, «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений»), экологические требования, типовые отраслевые нормы, положения и методические указания различного уровня. Например, при проведении аттестации на одном из предприятий нефтеперерабатывающей промышленности в перечень нормативно-технической документации (НТД) мы включили 73 документа, что в дальнейшем обеспечило получение достаточно полной картины состояния безопасности труда на рабочих местах предприятия.
Третьим этапом аттестации является формулирование общих и специальных требований безопасности к аттестуемому производственному оборудованию, на основании которых затем проводится сама аттестация и составляются протоколы аттестации.
На основании разработанных требований безопасности на четвертом этапе аттестации подготавливаются формы протоколов аттестации с заполнением раздела 1 «Перечень оборудования», раздела 2 «Используемые нормативные документы» и граф 1, 2 таблицы раздела 3 «Результаты аттестации». Заполнив предварительно указанные разделы и Графы будущего протокола аттестации, можно приступать к ее проведению, заполнению граф 3, 4, 5 таблицы раздела 3 «Результаты аттестации» и формированию выводов по результатам аттестации травмоопасности производственного оборудования рабочего места. Результаты аттестации заносятся в «Карту аттестации рабочего места по условиям труда» (табл. 3.3) и используются для оценки состояния условий труда. В расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 30 % рабочего времени.
Оценка условий труда (табл. 3.4) проводится с использованием «Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». В том случае, если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы или фактические значения всех факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм, такое рабочее место следует признать отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям и отнести соответственно к 1-му или 2-му классу условий труда (оптимальные и допустимые условия труда соответственно).
Таблица 3.3.
Карта аттестации рабочего места по условиям труда | ||||||||
(наименование цеха, участка) Для автоматизированной обработки Предприятие, объединение — автомобильное ПО Завод (производство) — сборочный Код - 01 Цех (отдел) — инструментальный Код - 005 Участок (бюро, сектор) — термический Код - 45 | ||||||||
Номер карты | ||||||||
Код рабочего места | 01005145.001 | |||||||
Количество аналогичных рабочих мест | ||||||||
Коды аналогичных рабочих мест | 1005146.002 | |||||||
Номер строки | Характеристика рабочих мест | Значение(код) | ||||||
Термист | ||||||||
(Профессия, должность) Рабочий | ||||||||
(Категория пероснала) Количество работающих на рабочем месте | ||||||||
Из них женщин | ||||||||
Принадлежность к спискам | ||||||||
Результат оценки условии труда | ||||||||
Строка | Опасные и вредные производственные факторы, характеристики которых соответствуют 3-му классу условий и характеру труда | |||||||
Дата проведения замера | № п/п | Наименование фактора | Код | Степень вредности и опасности | ||||
08.01 | Температура | |||||||
Председатель аттестационной комиссии _____________
(подпись, дата)
Примечание. Пример заполнения – условный
Таблица 3. 3
Оценка рабочего места на соответствие нормативам по условиям труда
Код | Фактор производственной среды | Единица измерения | Значение норматива | Дата замера | Данные замера | Величина отклонения |
200 по 299 | Вредные химические вещества | мг/м3 | ||||
Аэрозоли фиброгенного действия | мг/м3 | |||||
Промышленная пыль | мг/м3 | |||||
303 по 314 | Физические факторы | |||||
Шум Электромагнитные поля радиочастот: | дБА Вт/м, А/м | |||||
ВЧ (высокочастотное) | А/м | |||||
УВЧ (ультравысокочастотное) | Вт/м | |||||
СВЧ (сверх высокочастотное) | Вт/м | |||||
Инфракрасное излучение . | Вт/м | |||||
Температура воздуха | °С | |||||
Скорость движения воздуха Влажность относительная | м/с % | |||||
Ультразвук | дБ | |||||
Инфразвук | дБ | |||||
Ионизирующее излучение | Р | |||||
315-325 | Биологические производственные факторы | |||||
326-339 | Пснхофизиологические факторы Статическая нагрузка за смену при удержании груза: | кгс кгс | ||||
одной рукой | ||||||
двумя руками | ||||||
при общей нагрузке на мышцы | ||||||
при региональной нагрузке на мышцы плечевого пояса при общей нагрузке на мышцы рук, ног и корпуса при региональной нагрузке на мышцы рук, ног и корпуса Рабочая поза Перемещение в пространстве Темп работы Монотонность труда Нервно-эмоциональная нагрузка Интеллектуальная нагрузка Прочие |
Если на рабочем месте фактическое значение хотя бы одного из факторов производственной среды и трудового процесса не соответствует гигиеническим нормативам, то условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и опасным (3-й класс условий труда).
В зависимости от величины фактического превышения значения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) условия труда относятся к первой, второй, третьей или четвертой степени 3-го класса условий и характера труда.
На основании проведенной работы по аттестации рабочих мест по условиям труда комиссией разрабатываются мероприятия по их улучшению и оздоровлению. Они могут предусматривать улучшение техники и технологии, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, мероприятия по охране и организации труда, оздоровительной, релаксационной и медико-профилактической работе.
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии, утверждается руководителем предприятия и при необходимости включается в коллективный договор.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику аттестации и сертификации рабочих мест; укажите в чем их принципиальное отличие.
2. Назовите цели, в которых используются результаты аттестации.
3. Какие задачи решают аттестация и сертификация рабочих мест?
4. Укажите основные документы, нормирующие проведения аттестации и сертификации.
5. Назовите организационные мероприятия, предшествующие сертификации рабочих мест.
6. Перечислите структурные элементы организации аттестации.
7. Укажите сведения, которые должны вноситься в протокол аттестации.
8. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые на первом этапе аттестации.
9. Что выполняется на втором этапе аттестации?
10. Какие документы обязана подготовить комиссия на четвертом этапе аттестации?
Работа 4