Методика проведения аттестации и сертификации

Порядок проведения и содержание этапов аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть рекомендованы по методике, разработанной авторами работы [Сафронов В.В. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения: учеб. /В.В. Сафронов, Г.А. Харламов, А.Г. Схиртланде, В.Г. Еремин; под ред. Г.А. Харламова. – М.: Новое знание, 2006 ]

Накопленный авторами опыт проведения аттестации по факто­рам травмобезопасности производственного оборудования рабочих мест механических, ремонтно-механических и других цехов позво­лил отработать следующую методику такой работы, соблюдение ко­торой значительно сократит процедуру аттестации и сертификации.

На первом этапе аттестации рекомендуется получить (или со­ставить) список производственного оборудования предприятия, под­лежащего аттестации, заверенный руководителем предприятия. Фор­ма списка и пример (фрагмент) заполнения представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Список производственного оборудования    
(наименование предприятия), подлежащего аттестации  
   
Наименование и марка оборудования Количество единиц оборудования Примеча­ние  
Ремонтно-механический цех (РМЦ)  
Рабочее место № 1 маляра РМЦ  
  Установка компрессорная передвижная СО-7А 2  
Рабочее место № 2 электросварщика РМЦ    
Трансформатор сварочный ТДМ 503У2      
Механизм с накладным ножом для резки листа    
СТД 96.03.00.000 НС      
  Станок ножовочный 8Б72    

Вторым этапом является предварительное ознакомление с под­лежащими аттестации рабочими местами, изучение технической до­кументации, статистики травматизма в отрасли и на конкретном предприятии. После этого начинается подбор нормативно-техниче­ской документации по охране труда, необходимой для проведения комплексного анализа реального состояния условий труда по фактору травмоопасности на рабочих местах. Работа завершается составлением перечня такой документации, куда обычно входят стандарты ССБТ 0, 1, 2, 3, 4-й классификационных групп, СНиП, ведомствен­ные санитарные нормы (ВСН), различные правила (например, «Пра­вила устройства электроустановок»), инструкции (например, «Ин­струкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений»), экологические требования, типовые отраслевые нормы, положения и методические указания различного уровня. Например, при прове­дении аттестации на одном из предприятий нефтеперерабатывающей промышленности в перечень нормативно-технической документа­ции (НТД) мы включили 73 документа, что в дальнейшем обеспечи­ло получение достаточно полной картины состояния безопасности труда на рабочих местах предприятия.

Третьим этапом аттестации является формулирование общих и специальных требований безопасности к аттестуемому производст­венному оборудованию, на основании которых затем проводится сама аттестация и составляются протоколы аттестации.

На основании разработанных требований безопасности на четвертом этапе аттестации подготавливаются формы протоколов ат­тестации с заполнением раздела 1 «Перечень оборудования», раздела 2 «Ис­пользуемые нормативные документы» и граф 1, 2 таблицы разде­ла 3 «Результаты аттестации». Заполнив предварительно указан­ные разделы и Графы будущего протокола аттестации, можно при­ступать к ее проведению, заполнению граф 3, 4, 5 таблицы раздела 3 «Результаты аттестации» и формированию выводов по результатам аттестации травмоопасности производственного оборудования рабо­чего места. Результаты аттестации заносятся в «Карту аттестации рабочего места по условиям труда» (табл. 3.3) и используются для оценки состояния условий труда. В расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 30 % рабо­чего времени.

Оценка условий труда (табл. 3.4) проводится с использованием «Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжен­ности трудового процесса». В том случае, если на рабочем месте от­сутствуют вредные производственные факторы или фактические значения всех факторов находятся в пределах оптимальных или до­пустимых санитарных норм, такое рабочее место следует признать отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям и отнести со­ответственно к 1-му или 2-му классу условий труда (оптимальные и допустимые условия труда соответственно).

Таблица 3.3.

  Карта аттестации рабочего места по условиям труда  
(наименование цеха, участка) Для автоматизированной обработки Предприятие, объединение — автомобильное ПО Завод (производство) — сборочный Код - 01 Цех (отдел) — инструментальный Код - 005 Участок (бюро, сектор) — термический Код - 45    
Номер карты
Код рабочего места 01005145.001
Количество аналогичных рабочих мест
Коды аналогичных рабочих мест 1005146.002
Номер строки Характеристика рабочих мест Значение(код)
Термист
(Профессия, должность) Рабочий
(Категория пероснала) Количество работающих на рабочем месте
Из них женщин
Принадлежность к спискам  
        Результат оценки условии труда      
Строка Опасные и вредные производственные факторы, характеристики ко­торых соответствуют 3-му классу условий и характеру труда
Дата проведения замера № п/п Наименование фактора Код Степень вредности и опасности  
  08.01   Температура  
               
               
               
       
                 

Председатель аттестационной комиссии _____________

(подпись, дата)

Примечание. Пример заполнения – условный

Таблица 3. 3

Оценка рабочего места на соответствие нормативам по условиям труда

  Код Фактор производственной среды Единица измерения Значение норматива Дата замера Данные замера Величина отклонения
200 по 299 Вредные химические вещества мг/м3        
Аэрозоли фиброгенного дейст­вия мг/м3        
Промышленная пыль мг/м3        
303 по 314 Физические факторы          
Шум   Электромагнитные поля радио­частот: дБА   Вт/м, А/м        
ВЧ (высокочастотное) А/м        
УВЧ (ультравысокочастотное) Вт/м        
СВЧ (сверх высокочастотное) Вт/м        
Инфракрасное излучение . Вт/м        
Температура воздуха °С        
Скорость движения воздуха   Влажность относительная м/с   %        
Ультразвук дБ        
Инфразвук дБ        
Ионизирующее излучение Р        
315-325 Биологические производствен­ные факторы          
326-339 Пснхофизиологические факторы   Статическая нагрузка за смену при удержании груза: кгс   кгс        
одной рукой          
двумя руками          
при общей нагрузке на мышцы          
                        при региональной нагрузке на мышцы плечевого пояса   при общей нагрузке на мышцы рук, ног и корпуса   при региональной нагрузке на мышцы рук, ног и корпуса   Рабочая поза   Перемещение в пространстве   Темп работы   Монотонность труда   Нервно-эмоциональная нагруз­ка   Интеллектуальная нагрузка   Прочие          

Если на рабочем месте фактическое значение хотя бы одного из факторов производственной среды и трудового процесса не соответ­ствует гигиеническим нормативам, то условия труда на таком рабо­чем месте относятся к вредным и опасным (3-й класс условий труда).

В зависимости от величины фактического превышения значения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) условия труда относятся к первой, второй, третьей или четвертой степени 3-го класса условий и характера труда.

На основании проведенной работы по аттестации рабочих мест по условиям труда комиссией разрабатываются мероприятия по их улучшению и оздоровлению. Они могут предусматривать улучше­ние техники и технологии, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, мероприятия по охране и организации труда, оздоровительной, релаксационной и медико-профилактиче­ской работе.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии, утвержда­ется руководителем предприятия и при необходимости включается в коллективный договор.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику аттестации и сертификации рабочих мест; укажите в чем их принципиальное отличие.

2. Назовите цели, в которых используются результаты аттестации.

3. Какие задачи решают аттестация и сертификация рабочих мест?

4. Укажите основные документы, нормирующие проведения аттестации и сертификации.

5. Назовите организационные мероприятия, предшествующие сертификации рабочих мест.

6. Перечислите структурные элементы организации аттестации.

7. Укажите сведения, которые должны вноситься в протокол аттестации.

8. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые на первом этапе аттестации.

9. Что выполняется на втором этапе аттестации?

10. Какие документы обязана подготовить комиссия на четвертом этапе аттестации?

Работа 4

Наши рекомендации