Рыночная инфраструктура и модель функционирования предприятий и организаций.

Рын. инфраструктура – сис-ма учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и др. определения рын. инф-ры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деят-ти, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, гос. и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры. Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди кот. можно выделить: - обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов; - распределение товарных потоков по отраслям, регионам; - формирование рыночной конъюнктуры; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деят-ти; - достижение сбалансированности рынка. Рын. инфраструктура включает в себя большое количество элементов, кот. тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различ. биржи, банки, гос. финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы. Одним из традиционных элементов инфраструктуры явл. биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Первоначально возникла биржевая торговля товарами, затем появилась купля-продажа ценных бумаг, или фондовых ценностей, и возникла биржа, которая получила название фондовой. В некоторых странах сущ. обособленный рынок, на кот. продают и покупают валюту – валютная биржа. Вторая часть рын. инфраст. – это кредитно-финансовая система. Эта система включает в себя банки и небанковские фин. институты. В современной экономике все более заметную роль начинают играть небанковские фин. институты – инвестиционные компании, сберегательные кассы, страховые компании, частные пенсионные фонды и др. Все чаще и чаще они становятся серьезными конкурентами банков. Третьей частью инфраст. рынка явл. налоговая система гос-ва. Ее основу составляют налоговые ставки (налоги) – это абсолютная или процентная доля дохода физ. или юр. лиц, кот. перечисляется в бюджет гос-ва. Налоговая система служит важнейшим инструментом, кот. либо стимулирует экономическое развитие страны, либо сдерживает его. Налоговая сис-ма в совокупности с расходами гос-ва образует четвертый элемент инфраст. рынкасистему гос. финансов. Основу гос. финансов составляет бюджет – совокупность доходов и расходов гос-ва. Доходы гос-ва складываются в основном из налогов. Цель гос. финансов как элемента рын. инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики посредством перераспределения денег из одной ее части в другую. Пятый элемент рын. инфраструк. связан с рынком труда. Рынок предъявляет дифференцированный спрос на такой специфический товар, как рабочая сила. Гос-во заинтересовано в создании специализированных учреждений, кот. решают проблемы занятости. Такие учреждения называются биржами труда, они подыскивают работу официально зарегистрированным безработным, организуют их переобучение и переквалификацию. В настоящее время в промышленно развитых странах все больше и больше получают развитие такие институты рын. инфраструктуры, как аудиторские компании, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Механизм функционирования предприятия. Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений. *Основные требования, кот. выдвигает рынок предприятию, – работать так, чтобы результатом деят-ти был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т. е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие. *На смену требованию выпуска как можно большего кол-ва продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование – не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта. *На смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деят-ти, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства, т. е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деят-ти предприятия. Рыночная модель предприятия где: блок 1 – предприятие, основной задачей кот. явл. преобразование ресурсов; блок 2 – ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые; блок 3 – ресурсы на выходе, т. е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; блок 4 – социальная среда, с кот. взаимодействует предприятие – гос-во, муниципальные органы, законодательство; блок 5 – природная среда – потребление природных ресурсов, ПИ, воздуха, воды; блок 6 – маркетинг, взаимосвязь с рынком, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе; блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия. В условиях рынка предприятие решает две задачи – произвести и реализовать продукцию. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве – предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, кот. включает: • характеристику товаров: явл. они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов; • общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов; • каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество; • конкрет. состояние рынка: существует ли конкуренция м/у производителями товаров; • законодательные ограничения; • уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10–15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; • фин., мат. и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; • перспективные (до 5 лет) цели фирмы; • оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.





Наши рекомендации