Профессиональная характеристика
Основными характеристиками социального заказа на обучение и подготовку специалистов современного производства являются:
•профессия;
•специальность;
•квалификация.
Профессия- род постоянной трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства, Например, слесарь, электромонтажник, электромеханик и т.д..
Специальность(специализация) - вид трудовой деятельности, выде-
лившийся внутри профессий в результате разделения труда. Например, слесарь-
электрик по ремонту электрических машин, слесарь-сборщик радио
аппаратуры, электромонтер по ремонту и обслуживанию. Однако в результате
совершенствования производства и интеграции трудовой деятельности сфера
деятельности специалистов расширяется и необходимость подготовки
специалистов узкого профиля все больше снижается.
Квалификация - степень, уровень овладения профессией, специальностью. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса, категории) в зависимости от сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Существенными признаками квалификации являются
•уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
•диапазон и широта знаний и умений;
•способность выполнять специальные задания;
•способность рационально организовывать и планировать свою работу;
•способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Сущность социального заказа на обучение специалистов широкого профиля выражена в документе, который называется профессиональной характеристикой. Она дает исчерпывающую характеристику деятельности рабочего в конкретном и систематизированном виде и отражает формы и сроки подготовки, уровень квалификации, общие и специальные требования к специалисту. В профессиональной характеристике также должны быть отражены: психофизиологические особенности профессии, умственная деятельность, связанная с сохранением и переработкой информации; моторные действия; особенности внимания; качества личности, способствующие успеху в работе; медицинские противопоказания.
Профессиональная характеристика служит основой для составления учебно-программной документации, на основании которой вносятся все количественные и качественные изменения в содержании образования;
Учебный план
Учебный план- официальный документ, отражающий объем и со-держание обучения.
Учебный план (типовой)- это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) блока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке компонентов содержания обучения.
Учебный план (рабочий)- документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного, регионального и местного компонентов образования.
Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последовательность, реализация межпредметных связей и т.д.
Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений и навыков, их логическую взаимосвязь, последовательность введения в учебный процесс.
Принцип последовательности в современных учебных планах подготовки специалистов выражается в ступенях профессионального обучения. Наиболее распространенными являются три Ступени образования: начальное, среднее и высшее профессиональное образование (рис. 1).
Рис.1. Ступени профессионального образования
Анализ учебного плана - начальный этап работы с учебно-программной документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами, Анализируя план, преподаватель или мастер определяет место предмета в системе изучаемых учащимися дисциплин и на этой основе планирует и реализует в учебном процессе межпредметные связи. Данные о количестве часов, выделенных на предмет, и их распределение на полугодия позволяют ему ориентировочно оценивать объем и сложность материала, С) степени и значимости предмета можно судить по виду итогового контроля знаний учащихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и умений профессиональной характеристики, которые должны быть сформированы при изучении предмета.
В состав учебного плана входят:
• график учебного процесса;
• план учебного процесса.
График учебного процесса- документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик иих длительностъ, данные о распределении часов на различные виды обучения
Важным разделом учебного плана является план учебного процесса в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полугодиям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида подготовки квалифицированных рабочих:
• профессиональную;
•общеобразовательную.
Каждый вид подготовки имеет самостоятельную цель в формировании знаний, умений и видов профессиональной деятельности будущих специалистов.
Структура учебных планов является основой для составления учебных программпо отдельным предметам, в которых находят свое отражение конкретные цели,задачи, принципы общеобразовательного и профессионального обучения, содержание предмета
Учебная программа
Содержание обучения специалистов строится посредством программы учебных предметов.
Учебная программа- документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.
Учебная программа (рабочая)- учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования,
В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение, Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые, взятые вместе, составляют понятийное содержание предмета. Таким образом, в программе содержание обучения представлено в обобщенном, систематизированном виде. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы.
Предметы профессиональной подготовки разделяются на три цикла: общетехнический, общеотраслевой и профессиональный. Цели их изучения различны; кроме того, есть различие и в логике построения содержания предметов.
В программе производственного обучения (в систематизированном виде) приходится перечень тех видов технологической деятельности, которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессиональной характеристики.
Производственное и теоретическое обучение тесно связаны между собой, Однако содержание основ производства более комплексно по отношению к отдельной технической науке. Производство обслуживают, как правило, несколько технических наук. Объединение содержания нескольких технических наук в одну учебную дисциплину составляет содержание специального курса.
Специальный курс в своей основе является интегрированным и имеет практическую направленность. Цель его изучения состоит в формировании у будущих специалистов знаний, необходимых для прочного усвоения умений и навыков в производственном обучении (практическом обучении). Выявление межпредметных связей в содержании этих двух учебных предметов позволяет структурировать учебный материал ивыстроить определенную последовательность его изложения. Учебный материал курса служит теоретической базой формирования навыков в производственном обучении, и, следовательно, необходима разработка координационного графика прохождения этих дисциплин.
Предметы общетехнического цикла служат основой общетехнической подготовки, дающей специалисту широкую политехническую базу. Эти предметы способствуют формированию широкого профиля подготовки специалиста, а также являются базой для реализациивозможности освоения ими смежных профессий. В основе предметов общетехнического цикла лежат научные знания комплекса технических дисциплин.