Профессиональная и квалификационная характеристика. Профессиограмма

Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.

Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.

Профессиональная характеристикапредназначена:

o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;

o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;

o для организации работы по профориентации;

o для определения форм повышения квалификации рабочих.

Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:

· название профессии;

· интегрируемые специальности;

· номер профессии по Перечню;

· назначение и сферу применения профессии;

· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;

· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);

· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;

· специфические требования.

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.

При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.

Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.

Квалификационная характеристика –это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.

Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.

Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:

–«Должен уметь»;

–«Должен знать»;

Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:

o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;

o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;

o содержания труда, трудовых функций рабочего;

o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;

o уровней квалификации (диапазона тарификации);

o психофизиологических особенностей профессии.

Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.

Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.

Содержание и принципы профессионального образования

Стандартная модель учебного плана устанавливает:

1. общую структуру содержания профессионального образования;

2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);

3. ограничения на учебную нагрузку.

Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.

Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:

– Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.

– Отраслевой блок –содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;

– Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.

– Специальный блок– содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.

– Общеспециальный блок –выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.

– Блоки перепрофилирования –позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.

– Блоки повышенного ПО –среднего или высшего.

– Бизнес-блоки –нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.

– Учебный план –это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.

– Модель учебного плана –это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.

– Примерный учебный план –это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.

– Рабочий учебный план –это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.

Принципы профессионального образования

К ним относятся традиционные принципы:

· преемственность всех ступеней и видов образования в стране;

· непрерывность;

· научность;

· систематичность;

· доступность;

· единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.

В последние годы к ним добавились новые принципы:

o профессиональная мобильность;

o унификация образования;

o дифференциация образования;

o интенсификация образования;

o вариативность образования;

o индивидуализация подготовки;

o интеграция образования;

o гуманизация образования;

o демократизация образования;

o гуманитаризация образования;

o повышение информационной насыщенности;

o информатизация и компьютеризация.

Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы разработки

Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом.

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.

Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план.

В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.

В рабочем –

o даётся перечень учебных предметов;

o определяется порядок и последовательность их изучения;

o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения;

o перечисляются экзамены;

o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса.

Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.

Проектирование учебного плана включает 3 этапа:

1) создание модели учебного плана;

2) создание примерного учебного плана;

3) создание модели рабочего учебного плана.

Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету.

Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д.

Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать её содержание, представлять её в целом, учитывать дидактические связи между разделами материала. Программа должна ежегодно корректироваться преподавателем. Составление рабочей программы требует от преподавателя творческого подхода и самостоятельности.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

Принципы разработки учебно-программных документов.

Основными – являются известные дидактические принципы:

o научность;

o доступность;

o систематичность;

o последовательность,

o связь теории с практикой;

o унификация;

o дифференциация.

Принцип научности требует соблюдения следующих условий:

· содержание материала должно соответствовать современному уровню развития техники, технологии, производства;

· в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия);

· в содержание материала необходимо включать сведения из истории науки, о частных и общих методах её познания;

· структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала.

Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость:

o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания;

o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей.

Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях:

· объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение;

· в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения.

Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях:

o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно;

o содержание материала программы меняется в зависимости от того, по какой специальности изучается данный учебный предмет.

Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы.

Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.

Наши рекомендации