Теоретические основы макроэкономики
Лекция № 14
Тема: Общая характеристика макроэкономики. Национальное счетоводство
1. Макроэкономика: предмет, цели, метод и задачи.
2. Основные макроэкономические показатели.
3. Система национальных счетов.
Макроэкономика наряду с классической политической экономией является продуктом англо-саксонской экономической мысли. Как самостоятельная отрасль экономической науки она сформировалась в 30-е годы 20-ого столетия. Возникновение макроэкономики связывают с творчеством Джона Мейнарда Кейнса.
Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом.
С точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции, макроэкономика – это наука об агрегированном поведении в экономике. Она вычисляет, обобщает, а когда это возможно, измеряет массовые социально-экономические явления, которые в своей совокупности определяют процесс производства, его результаты, их изменения в рамках экономической системы в целом.
Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать. Выделим 7 основных макроэкономических проблем:
1. национальный продукт;
2. занятость (безработица);
3. инфляция;
4. экономический рост;
5. экономический цикл;
6. макроэкономическая политика государства;
7. внешнее взаимодействие национальных экономик.
Объект исследования макроэкономики постоянно трансформируется в отличие от микроэкономики, предмет исследования которой весьма стабилен.
Метод макроэкономики – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели исследования. К общим методам экономической теории относятся позитивные и нормативные методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Специфические методы макроэкономики:
- агрегирование;
- моделирование;
- принцип равновесия.
Макроэкономика изучает агрегированное (от лат. “агрегат” – совокупность) поведение, т.е. все рынки благ как единое целое. Агрегирование упрощает и в некоторой мере искажает действительность, но дает возможность изучить глобальные закономерности. С макроэкономической точки зрения, существует четыре макроэкономических субъекта:
1) Сектор домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на благо, потребляет часть получаемого дохода, а другую его часть сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. добиться максимального потребления при минимуме затрат.
2) Предпринимательский сектор – это совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на благо, предложение благ и производят инвестирование. Предпринимательский сектор стремится к максимизации прибыли.
3) Государственный сектор, создающий такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктур. Государственный сектор, как правило, стремится создать условия для эффективного функционирования народного хозяйства. Как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег.
4) Сектор «заграница», представляющий собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Этот сектор исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса.
Макроэкономические модели представляют собой формализованное описание экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных зависимостей между ними. Модель – это упрощенная абстрактная картина реальной действительности в том или ином ракурсе. Макроэкономическая модель дает возможность определить эндогенные (внутренние) экономические переменные, значения которых определяются в результате вскрытия закономерностей ее функционирования. Прочие переменные, которые принимаются, как нечто данное извне, называются экзогенными (внешними) экономическими переменными.
Целью макроэкономики является объяснение развития эндогенных переменных при существующих экзогенных.
Экономические переменные следует различать в связи со способом измерения во времени. Измеренные в определенный момент времени – переменные запаса. Например, количество занятых в народном хозяйстве на определенную дату; совокупная величина богатства домашних хозяйства страны на определенную дату.
Переменные потока измеряются количеством в единицу времени. Например, количество населения в стране, ежедневно вступающего в трудоспособный возраст и выходящего из него. Взаимосвязь запасов и потоков является основой модели кругооборота.
Макроэкономика сводит количество исследуемых рынков к четырем агрегированным:
1) рынку благ, т.е. совокупность всех рынков товаров и услуг;
2) рынку ценных бумаг, т.е. совокупность всех рынков ценных бумаг;
3) рынку труда, т.е. совокупность всех рынков труда;
4) рынку денег.
Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.
Важнейшие требования, для достижения цели макроэкономического анализа:
1) наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических процессов;
2) глобальный исторический подход к анализу народного хозяйства страны;
3) признание пагубности вмешательства в экономику государства без объективной оценки потенциала экономической системы и без знания реально действующих экономических законов;
4) макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны;
5) ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, на обеспечение социальной безопасности, что предполагает поддержание социально приемлемых различий в уровнях доходов разных групп населения страны.
Цели макроэкономического развития:
1) экономический рост;
2) обеспечение высокого уровня занятости;
3) экономическая эффективность;
4) стабильный уровень цен;
5) экономическая свобода (свобода предпринимательства, свобода перелива капиталов, свобода экономической информации и т.д.);
6) справедливое распределение доходов;
7) экономическая обеспеченность;
8) поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой;
9) увеличение свободного времени как основа гармонического развития личности;
10) поддержание равновесного внешнеторгового баланса.
Цели макроэкономики определяют государственную экономическую политику, которая базируется на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетаний перечисленных целей.
Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяют на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры.
Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. При определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга. Различие между потоками и запасами состоит в том, что первые отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, вторые – это накопление и использование ценностей субъектами. Общая макроэкономическая взаимосвязь между потоками и запасами отражается в бюджете каждого макроэкономического субъекта: все потоки расходов и доходов с одной стороны и изменение в составе имущества, т.е. запасов – с другой. Модель народно-хозяйственного кругооборота можно представить как совокупность движения бюджетов макроэкономических субъектов.
Валовой выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовой выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе предназначенные для производства других товаров и услуг. Последние составляют промежуточное потребление, в отличие от конечного потребления. Уровень валового выпуска, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется уровнем естественного выпуска.
Валовой Национальный Продукт (ВНП) – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от места нахождения национальных предприятий.
Поскольку ВНП создается и потребляется, то рассчитать его можно двояким образом. С одной стороны, он определяется, как сумма расходов конечных пользователей на покупку товаров и услуг. С другой – как сумма доходов субъектов хозяйственной деятельности, созданных в процессе производства.
При расчете ВНП по расходам суммируются следующие основные виды расходов:
1) личные потребительские расходы (С), включающие денежные средства населения, направляемые на покупку товаров текущего потребления (хлеб, молоко, зубная паста и т.д.), товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.), а также на оплату услуг (парикмахерская, врачи, юристы и др.).
2) валовые частные внутренние инвестиции (Ig), состоящие из покупок предпринимателями машин и оборудования, всех затрат на строительство и изменений оборотных фондов.
3) Государственные закупки товаров и услуг (G), включающие расходы федеральных и местных органов власти на приобретение конечной продукции и покупку всех производственных ресурсов.
4) Чистый экспорт (Xn) представляет собой разницу между величиной затрат иностранцев на покупку товаров данной страны и объемом расходов страны на покупку иностранных товаров.
Следовательно, расчет произведенного ВНП по расходам может быть представлен:
ВНП = C + Ig + G + Xn
Расчет ВНП по доходам характеризует порядок его распределения на доходы субъектов хозяйственной деятельности (вознаграждение за труд, рентные платежи, проценты, прибыль) и образование распределенных средств, не связанных с выплатой доходов.
1) вознаграждение за труд наемных работников (Z) является самой крупной статьей доходов. К этой категории доходов относятся: заработная плата, выплачиваемая частными и государственными предприятиями наемным работникам, а также множество дополнений к заработной плате (взносы предпринимателей на социальное страхование, в частные фонды социального обеспечения, в медицинское обслуживание и проч.).
2) рентные платежи (К) представляют собой доходы, получаемые собственниками земли, зданий и сооружений. Процент К образует статью доходов собственников денежного капитала.
3) Прибыль (Р) состоит из двух основных элементов: прибыли корпораций и доходов на собственность.
В СНС в составе прибыли корпораций выделяются:
1) налоги на прибыль корпораций, т.е. часть прибыли, получаемая правительством;
2) дивиденды, т.е. часть прибыли, выплачиваемая акционерам в виде дохода на акции;
3) нераспределенная прибыль корпораций, направляемая на увеличение реальных активов фирм (инвестиции в средства производства, ценные бумаги, увеличение денежных средств на счете в банке).
К категории дохода на собственность в СНС относится прибыль некорпоративного предпринимательского сектора.
4)средства, не связанные с выплатой доходов включают в себя: амортизационные отчисления (А) и косвенные налоги на бизнес (N), входящие в состав издержки фирм. К косвенным налогам относятся акцизы, НДС (налог на добавленную собственность = 20%).
Первый подход характеризует счет производства. Второй – распределение ВНП. Очевидно, что при исчислении на основе разных способов величина ВНП должна быть одинакова, поскольку купля (расходование денег) и продажа (получение денег) являются двумя сторонами одной и той же сделки. То, что потрачено на производство продукта является доходом для тех, кто вложил свой человеческий, вещественный и денежный капитал в создание продукта и его реализацию на рынке. Это положение может быть представлено в виде тождества.
|
|
=
ВНП в СНС исчисляется в текущих и рыночных ценах, поэтому он оценивает номинальную величину суммарного объема годового производства. Для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП необходим указатель, дающий количественную оценку изменения уровня средних цен на товары и услуги. Этот показатель называется дефлятором ВНП.
Дефлятор учитывает изменения цен по самому широкому кругу продуктов и услуг как потребительского, так и инвестиционного назначения. Следовательно, он не совпадает с индексом изменения потребительских цен, который обычно отслеживается покупателями. На базе данных о значении номинального ВНП и величины дефлятора рассчитывается реальный ВНП, характеризующий физический объем производства.
номинальный ВНП
Реальный ВНП = дефлятор ВНП (индекс цен)
Определение реального ВНП имеет первостепенное значение при оценке темпов роста текущего объема производства по отношению к базисному году.
Индекс цен – это относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени.
Индекс потребительских цен – это показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
Валовой Внутренний Продукт (ВВП) – это совокупная стоимость всего объема продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны.
ВВП – это своеобразная модификация ВНП. ВВП охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.п.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране, например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания; в ВВП страны, акции корпорации которой приобретены иностранцами.
Данные показатели могут быть подсчитаны как в ценах текущего года, так и в ценах какого-либо базового года за один год, квартал, месяц, поэтому они являются денежными показателями.
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных исчислений (А).
ВНП - А = ЧНП
Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП.
Национальный продукт – это часть совокупного общественного продукта, которая содержит вновь созданную в течение года стоимость. Этот доход – это чистая стоимость конечного продукта. Он не включает старую стоимость предметов обработки и средств труда, созданных в предыдущие годы. Национальный доход определяется как сумма доходов, которую первоначально получают занятые в материальном производстве.
Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения и как таковой отражает перераспределительные процессы в движении НД. При расчете личного дохода (ЛД) из НД вычитаются налоги на прибыль корпораций, объема их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия и т.д.). Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство (НБ).
Совокупный общественный продукт (СОП) – это вся продукция материального производства, созданная за определенный период (обычно за год). В развитых странах мира основной вклад в его создание вносят промышленность, сельское хозяйство и строительство. Выраженный в стоимостной форме продукт общества выступает как валовой общественный продукт – это сумма стоимости продукции всех хозяйственных единиц. При ее подсчете суммируется стоимость израсходованных средств производства, воплощающая прошлый труд, и новая добавленная стоимость. Отсюда стоимостная структура всего валового продукта равна
ПВ =СП + СД
где ПВ - валовой продукт;
СП – стоимость, воплощающая прошлый труд;
СД – добавленная стоимость.
Промежуточный продукт – это часть валового общественного продукта, которая в течение года направляется на текущие материальные затраты. К ним относится сырье, материалы, топливо, энергия, а также незавершенное строительство. Все эти предметы труда не выходят из производственного процесса. Остальная часть валовой продукции, созданной за год – это конечный продукт, это готовые материальные блага, которые идут для потребления населением, восстановления изношенных в течение года средств труда и для накопления.
К конечному продукту относятся предметы потребления, машины и оборудование, готовые строительные объекты.
Национальное богатство (НБ) – это совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, созданных в стране. Эта совокупность включает:
а) производственные основные фонды (здания, машины, оборудование и др.);
б) непроизводственные основные фонды (жилища, а также здания и оборудование, учреждения образования, здравоохранения и т.п.);
в) материальные оборотные средства;
г) личное имущество населения.
В нашей стране в конце 80-х годов находящиеся у государства и коллективных хозяйств основные фонды занимали около 4/5 во всем богатстве. Что касается имущества населения, то оно составляло 1/5 национального богатства.
В экономической теории и статистике для характеристики конечных результатов годового производства используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется в мировой практике с 1953 года. В настоящее время национальные счета составляются в более чем 100 странах мира.
В своем развитии система прошла несколько этапов совершенствования: в начале 50-х, в конце 60-х, в начале 90-х годов. Модификация осуществлялась по пути создания унифицированных схем для национального счетоводства. итоговая задача – выработка сопоставимых статистических данных ля большинства стран мира. такая установка – условие эффекта межстрановой кооперации и интеграции.
Система национальных счетов (СНС) представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой – их доходы от результатов хозяйственной деятельности.
Основу этой системы составляют сводные счета ВВП, капиталовложений, доходов и расходов домохозяйств и государственных учреждений, внешнеэкономических операций.
Кроме того, в СНС входят балансовые таблицы, расшифровывающие сводные показатели либо имеющие самостоятельное значение. Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии.
При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводится различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС являются: производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса. В нашей стране расчет ВНП по методологии ООН осуществляется с 1988 года.
Потребность в приобщении России к мировому варианту СНС стала проявляться в 70-е годы, когда СССР начал достаточно активно взаимодействовать с мировым рынком. Система балансов народного хозяйства (БНХ) не была нацелена на активные торговые связи с мировой рыночной экономикой.
Несовместимость СНС и БНХ заключалась в ряде аспектов:
- Отечественная система учета и статистики (БНХ) строилась не примате производства. Сфера услуг считалась областью, где продукт не создается.
- В СНС главный акцент делается на отражении результатов экономической деятельности (прибыли и убытки). В системе же БНХ ведущий момент – фиксация движения продуктов в натуральной форме (от одного цеха «всемирной фабрики» - к другому, а затем в систему планового распределения). Таким образом, акцент в системе учета ставился на вещественной форме продукта, а не на ценовой.
- В системе БНХ использовалось понятие не добавленной стоимости, а валовой продукции. В итоге величина национального дохода содержала повторный счет. (Завышенные цифры требовались из идеологических соображений.)
Издержки несовместимости методов национального счетоводства привели к тому, что в 80-е годы в СССР были проведены первые меры по коррекции статистических подходов. В дополнение к традиционному балансу народного хозяйства стал разрабатываться баланс нематериальных услуг. Ввели также показатель «Общего объема потребления населения» (материальных и нематериальных благ). В 1988 г. начал использоваться показатель ВВП. Однако он не мог быть сразу подсчитан по всем необходимым стандартам. Тем не менее, начало разговора на едином статистическом языке способствовало экономическому диалогу России с другими странами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое макроэкономика? Что является предметом курса макроэкономики? Как связаны микро- и макроуровни в экономике?
2. Какие системы учета результатов макроэкономической деятельности существуют? В чем основные отличия системы национальных счетов от системы баланса народного хозяйства?
3. Что такое валовой внутренний продукт? Как можно охарактеризовать взаимосвязь между ВНП и ВВП? Как определяется ВНП?
4. Какие другие показатели используются для определения результатов макроэкономической деятельности?
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – Гл. 2.
2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 16.
3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА – М, 2002. – Гл. 9.
4. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 . - Гл. 17.
5. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 20.
Лекция № 15
Тема: Макроэкономическое равновесие, его модели.
1. Экономическое равновесие: его виды и сущность.
2. Совокупный спрос. Факторы, кривая совокупного спроса.
3. Совокупное предложение, его факторы. Особенности кривой совокупного предложения.
4. Базовая, классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
В самом общем виде экономическое равновесие – это соответствие между ресурсами и потребностями.
Достижению равновесия способствует ценовой механизм. В результате колебания цен происходит выравнивание спроса и предложения товаров: в точке их пересечения устанавливается равновесная цена. Равновесие через посредство ценового механизма может устанавливаться как для отдельных товаров, так и в масштабе народного хозяйства на основе согласования агрегированного спроса и агрегированного предложения, т.е. как на микро-, так и на макроуровне.
На макроуровне принято различать общее и частичное равновесие.
Частичное равновесие – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики, например, частичное равновесие выступает в виде равновесия потребления и производства; покупательной способности и товарной массы, доходов и расходов государственного бюджета, спроса и предложения.
Общее равновесие означает соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы.
Условия общего равновесия в экономике:
1) Равновесие подразумевает соответствие общественных целей и экономических возможностей. Цели и приоритеты общественного развития меняются, изменяются и потребности в ресурсах, а, следовательно, происходят изменения в пропорциях, возникает необходимость в обеспечении нового равновесного состояния.
2) Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Должны сохраняться резервы мощностей и нормальный уровень занятости.
3) Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствии со структурой потребления. Отсутствие на протяжении длительного времени ценовых пропорций между промышленностью и сельским хозяйством вело к систематическому его отставанию.
4) Условием общего равновесия в экономике служит рыночное равновесие спроса и предложения на всех основных рынках (рынке товаров и услуг, рынке рабочей силы, рынке денег, рынке капитала).
Теорию общего экономического равновесия разработал экономист и математик Леон Вальрас, утверждавший, что всякое рыночное хозяйство стремится к равновесию в виде тенденции. Основными инструментами реализации и достижения взаимосогласованных пропорций является обмен.
В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В данном случае речь идет не об индивидуальном предложении или спросе одного конкретного товара, а о совокупных агрегированном спросе и предложении в рамках национального рынка. Конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники и т.д.) объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены.
Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения фирм и государства, исчисляемый обычно в масштабе года.
С другой стороны, это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.
Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам.
Существуют определенные показатели, по которым можно судить о состоянии равновесия:
1) индексы текущего состояния, потребительских ожиданий, потребительских настроений.
Динамизм этих показателей отражает состояние потребления и совокупного спроса.
2) промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем, бум.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах.
Его структура может быть представлена:
1) определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и другие непроизводственные потребности;
2) совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направляемые на совершенствование технологий; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).
Совокупный спрос в стоимостном выражении выражает сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством - и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
а) потребление (С) – это спрос на потребительские товары и услуги;
б) инвестиции (I), т.е. спрос на инвестиционные товары;
в) государственные закупки (G) – это спрос на товары и услуги со стороны государства;
г) чистый экспорт (X) – это разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию.
Кривая совокупного спроса (aggregate demand (AD)) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии (рис. 31).
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег (уравнение Фишера):
M·V = P·Q, M = , V = , P = , AD =
где P – уровень цен в экономике. В данном случае это индекс цен;
Q – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
M – количество денег в обращении;
V – это скорость обращения денег.
Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег, и в обратной от уровня цен.
ур.
цен,
(%)
AD
р. ВНП
Рисунок 31 – График совокупного спроса
Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:
1) повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Рост уровня цен заставляет и потребителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется “эффект процентной ставки”.
2) “эффект кассовых остатков” или “эффект богатства”. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.
3) “эффект импортных товаров” – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупность спроса в экономике.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидание, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам и т.д.
Влияние вышеперечисленных неценовых факторов можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится сдвигом кривой AD вправо вверх.
Снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса, это отразится графически сдвигом AD влево и вниз.
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие используется как синоним ВНП или ВВП.
Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнена к величине валового продукта, т.е. AS=ВНП=ВВП.
На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (труда, земли, капитала). Соответственно, AS = заработная плата + рента + проценты + прибыль.
Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит – к росту AS.
График совокупного предложения состоит из 3 частей (рис. 32):
1) горизонтальной, когда производство растет при неизменном уровне цен;
2) восходящей, когда увеличивается объем национального продукта, и растут цены;
3) вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
ур. цен AS
(%) 3
1 2
р. ВНП
Рисунок 32 – График совокупного предложения
На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы:
1) цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение;
2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым увеличивает совокупное предложение;
3) правовое регулирование (налоги, субсидии). Если налоги вырастут, то издержки увеличатся, а совокупное предложение сократится.
Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.
Модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения – исходная базовая модель для изучения макроэкономического равновесия. С ее помощью не только изучаются причины и последствия колебаний уровня цен, объемов выпуска продукции, но и описываются различные варианты экономической политики государства.
Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период.
В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие:
1) допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение, т.е. AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
первый - не изменяя объема производства, повысить цены;
второй – расширить выпуск продукции.
2) допустим, что AD < AS.
Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
первый –сократить производство;
второй –оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
Если AD>AS, то наблюдается при втором варианте рост цен национального продукта.
Если AD<AS, то при первом варианте – снижение национального продукта.
Анализ равновесия на макроуровне призван давать ответ на вопрос: насколько полно используются ресурсы, какому уровню занятости, загруженности производственного потенциала соответствует равновесный объем производства. Подход к решению этой проблемы различен в классической и кейнсианской школах. Отражаются эти отличия, в частности, в различной интерпретации кривой AS (Приложение Е).
Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причем возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического сам