Теоретические основы и функции современной макроэкономики

Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции.

Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции.

Длительное время, ещё со времен А. Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящее на микроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивает экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на её территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами её регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг., с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрождён в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок всё поставит на место». В результате страна оказалось отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

Между тем, ещё в середине 19-ого века английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

К. Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направленному развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с шестого места в мире по объёму производства выйти на второе место и за короткое время превратится во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономикой. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д. Кейнса, который ещё в 30-е гг. 20-ого века обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении её рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономики не только даёт картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики.

Это наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 года дали прогноз темпов роста белорусской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы не редко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…» Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в стране при понижении цен на нефть на мировом рынке.

Наконец, макроэкономика выполняет методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.

Обособление макроэкономики на позитивную и нормативную часть произошло ещё в начале 20-ого века и продолжает сохраняться (см. Приложение А).

Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития. Здесь нет никаких оценочных суждения. Главное – это познание логики и закономерностей экономического развития.

Позитивный анализ стремится обнаружить причинно-следственные зависимости между экономическими явлениями, степень влияния тех или иных структур на общее состояние экономической системы. При исследовании экономического явления доминирует количественный анализ и функциональный подход.

В позитивном анализе на первом месте, прежде всего, диагностика экономического процесса. Мы получаем конкретные ответы на вопросы: «что на самом деле имеем?», «что в ближайшем будущем будем иметь?».

Наоборот, нормативный анализ сплошь и рядом содержит оценочные суждения типа «плохо это или хорошо», «справедливо или несправедливо», затрагивает проблемы социальной справедливости. Здесь стремятся ответить на вопрос «что должно быть?». С таких позиций пытаются определить будущее идеальное состояние национальной экономики.

В нормативнай макроэкономики стремятся доказать, каким должна быть ситуация, к какому идеальному положению следует стремиться с учётом здравого смысла и рекомендаций экономической науки. Экономические процессы оцениваются с учётом того или иного социального критерия. Не столь редко оказывается, что система ценностей, выступающая в роли такого критерия, вытекает из доминирующего в обществе политического, философского или религиозного мировоззрения.

Таким образом, нормативная макроэкономика сохраняет дух декабристов и реформаторов. На современном этапе развития экономической науки положительным моментом нормативного подхода к реальной действительности выступает то, что в системе базовых оценок (критерия) преобладают не эмоции и идеологические догмы (как это было ещё недавно), а теоретические выводы, которые прошли серьёзную проверку практикой.

Современная макроэкономика не имеет единственную доминирующую теории. Она опирается на ряд теорий, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга и дают практикам свободу выбора, то есть возможность самим определить эффективность каждой теории в зависимости от своих субъективных представлений, а также с учётом индивидуальных условий, целей и приоритетов экономической политики определённой страны.

К настоящему времени чётко обозначились следующие особенности макроэкономики как науки:

1. Подход к экономике как к совокупности укрупнённых элементов, сфер, секторов, отраслей. Так, макроэкономика рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке отдельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение и т.д.

2. Подход к национальной экономике как сфере общественного воспроизводства. Это означает, что изучаемые экономикой процессы рассматриваются как постоянно возобновляемые и взаимосвязанные друг с другом, находящиеся в определённом количественном соотношении. Соответственно экономика представляется как система, находящаяся в равновесном или неравновесном состоянии.

3. Динамический подход к рассмотрению национальной экономики. Он предполагает учёт того, что экономика как общественная система находится в постоянном движении и изменении, трансформируются её отдельные элементы, происходят структурные сдвиги.

4. Статистический подход к анализу состояния национальной экономики, предполагающий использование, оперирование данными национальной и международной статистики. Как правило, речь идёт об укрупнённых данных, характеризующих, например, величину валового национального продукта или национального дохода, денежную массу и т.д. Статистика помогает особенно отчётливо видеть динамику национальной экономики.

5. Социально-экономический подход к национальной экономике, требующий рассмотрения не только экономических, но и социальных вопросов и проблем, например, вопросов занятости, проблем безработицы, уровня и качества жизни и т.д.

6. Подход к национальной экономики как части мировой экономики. Это предполагает широкое использование данных не только по национальной экономике, но и мировому хозяйству, рассмотрение вопросов взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством и т.д.

7. Выделение государства как субъекта макроэкономики, причём единственного субъекта, способного оказывать на национальную экономику целенаправленное и регулирующее воздействие. Вот почему особым объектом исследования макроэкономики как науки является экономическая политика государства.

Учёт отмеченных особенностей позволяет обозначить предмет макроэкономики как науки. Предметом макроэкономики является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих её состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.

Многие экономисты сводят предмет макроэкономики к тем проблемам, вытекающим из её основного определения: к занятости, инфляции и экономическому росту. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2-3 десятков. Однако следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всём «золотую середину» и избегать крайностей.

Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семёрку»:

· Национальный продукт;

· Занятость (безработица);

· Инфляция;

· Экономический рост;

· Экономический цикл;

· Макроэкономическая политика государства;

· Внешнее взаимодействие национальных экономик;

В самом общем виде содержание курса макроэкономики сводится к раскрытию семи вышеупомянутых проблем.

Вместе с тем следует иметь в виду, что объект исследования макроэкономики постоянно трансформируется, поэтому меняется и круг макроэкономических проблем, требующих всё нового осмысления. В отличии от микроэкономики, предмет исследования которой весьма стабилен ( и структура учебников довольно устоявшаяся), макроэкономику нельзя считать вполне определяющей наукой . Существует множество разнообразных школ, трактующих экономических явлений неоднозначно. И хотя в мире макроэкономической науки по - прежнему доминирует англосакское направление, в последнее десятилетия существенно укрепляются позиции и авторитет учёных Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Швеции, Японии, Китая и ряда других стран. Наблюдаются попытки создания и отечественной макроэкономической науки.

Специфика предмета макроэкономики объясняет и особенности метода её изучения.

Наши рекомендации