Теоретические основы микроэкономики
Лекция № 6
Тема: Функционирование конкурентного рынка
1. Рынок: сущность, структура, функции.
2. Несовершенства рынка. Роль государства в экономике.
3. Спрос и предложение – основные рыночные механизмы.
4. Рыночное равновесие. Дефицит и избыток.
5. Эластичность спроса и предложения.
Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства. Возникновение и становление рынка – это не результат достижений человеческого разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Можно дать несколько определений рынка:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, соотношение спроса и предложения.
Рынок – сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукцией.
Основными условиями возникновения и развития рынка являются:
1) Общественное разделение труда.
Разделение труда неизбежно требует обмена. Развитие обмена привело к появлению денег, что является стимулом к производству товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство, т.е. производство изделий не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости.
2) Экономическая обособленность производителей.
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов (кооперативы, товарищества, АО).
3) Купля – продажа товаров.
Небезвозмездное отчуждение созданных независимыми собственниками товаров возможно только в процессе купли – продажи.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого рынка”. Рынок охватывает рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь эти рынки разбиваются на другие, более узкие (рис. 9).
В современной экономике рынок выполняет следующие функции:
1) информационную - рынок дает участникам производства информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок. Это позволяет каждому предприятию сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2) посредническую - потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3) ценообразующую - продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно-необходимые затраты. Только их согласен оплатить покупатель, следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре рынка.
4) регулирующую - является самой важной функцией рынка. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить? Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на одну единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капитала из отрасли в отрасль стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его сокращению.
Рисунок 9 - Структура рынка
5) санирующую - рыночный механизм - это не благотворительная система, она и жесткая и даже жестокая. Ей присущи социальное расслоение общества, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий и, напротив, дает зеленый свет наиболее предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Рыночные отношения не являются абсолютно совершенными и во всем не обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки или несовершенства:
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов, это порождает неустойчивость экономики. Неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (стипендии, пенсии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства и др. социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения, что неизбежно ведет к социальному расслоению общества. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.
Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства, путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками.
Чем фактически занимаются государственные структуры? Что же они делают?
1) Разрабатывают законы, нормы и правила: государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила владения собственностью и функционирования рынков). Государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы деятельности предприятий).
2) Государственные структуры покупают и продают товары и услуги, такие как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Государственные структуры также производят и продают товары и услуги. Во многих странах мира находятся в собственности государства телефонные компании, системы снабжения электроэнергией.
3) Осуществляют трансфертные платежи. Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.
4) Государственные структуры воздействуют на распределение ресурсов. Государство выбирает многое из того, что производится от расходов на оборону и образование, до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредствам регулирования правовой системы. Государство воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изымается доход у одних и передается другим.
5) Предпринимают попытки стабилизировать экономику, осуществляя контроль за налогами и государственными расходами. Государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла.
6) Облагают налогами. Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи, главным образом, за счет налогообложения.
В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является тем механизмом, который решает все экономические проблемы общества – это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают несколько типов структуры рынка.
Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Их основные характеристики приведены в таблице 5.
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой идеальные модели рынков, которые в реальной экономике практически не встречаются. Поэтому монополистическая конкуренция и олигополия являются формами синтеза монополии и конкуренции на современном рынке. Олигополия заключает в себе преимущественно монополистические тенденции, а монополистическая конкуренция «тяготеет» к совершенной.
Таблица 6 – Характеристика рыночных структур
Рынки Параметры | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | Монополия | |
Монополистическая конкуренция | Олигополия | |||
Количество фирм, производящих продукт | много | много | несколько (4 – 5) | одна |
Товарная дифферециация | отсутствует (производится однородный продукт) | присутствует, является особенностью этого типа рынка | может присутствовать или нет | отсутствует (производится однородный продукт) |
Контроль над ценами | отсутствует | существует в рамках дифференциации | взаимозависимость в ценообразовании | полный |
Легкость входа | свободный вход (выход) | незначительные барьеры | существенные барьеры | существенные барьеры |
Несмотря на разные условия функционирования рынков на любом из них происходит взаимодействие между спросом и предложением. Причем механизм спроса отражает поведение покупателей, а механизм предложения – производителей.
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Действует закон спроса: при прочих равных условиях, спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам:
1. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода);
2. товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения).
Закон спроса не действует в трех случаях:
1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (антиквариат, золото, драгоценности), являющихся средством вложения денег;
3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика.
|
где P – цена,
Q – величина спроса,
D – кривая спроса
Рисунок 10 – График спроса
Колебания спроса, вызванные изменением цен товара, в каждый промежуток времени графически иллюстрируются перемещением точек по кривой спроса.
Кроме цены, на изменение спроса влияют и неценовые факторы:
а) изменения в денежных доходах населения;
б) изменения в структуре населения (старение населения увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание);
в) изменения цен на сопряженные товары: взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы);
г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличивают спрос на товары, потребляемые этой группой населения.
д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды;
е) ценовые и дефицитные ожидания потребителей.
Влияние неценовых факторов на спрос в графической интерпретации отражается параллельными сдвигами самой кривой спроса.
Р D1
D
D2
Q
где D - D1 – увеличение спроса
D – D2 - уменьшение спроса
Рисунок 11 – График изменения спроса под воздействием неценовых факторов
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.
Закон предложения гласит:
По мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а по мере их падения – меньшее, при прочих равных условиях.
График предложения отражает прямую зависимость между ценой и количеством продаваемого товара (рисунке 12, а)). Реакция на предложение объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение. В краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, т.к. может не оказаться резервов для увеличения производства, а расширение мощностей и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки.
а) б)
|
|
|
S
S2
а) б)
Рисунок 12 – Сдвиг кривой предложения под воздействием неценовых факторов
Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены. Предложение так же, как и спрос может изменяться под влиянием неценовых факторов:
а) изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево (S – S1), снижение – вправо (S – S2) (рисунок 12 б);
б) выхода на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен;
в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли, что уменьшит предложение);
г) природных катастроф, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.
|
Точка Е называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца (рисунок 13).
Ре
Qе Q
Рисунок 13 – График рыночного равновесия
При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:
1. Цена стремится к такому уровню, при которой спрос = предложению.
2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает. Если, наоборот при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически, однако, рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.
Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, то образуются излишки и возникает неудовлетворенность продавцов (рисунок 15, а)). Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей (рисунок 15, б)).
а) P б) Р
избыток S S
P1
Pe
P1 дефицит
D D
Q1 Qe Q2 Q Q1 Qe Q2 Q
Рисунок 15 – Дефицит и избыток как изменение равновесной цены
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать от чего зависит спрос на ее продукцию, какова величина изменения спроса. Поэтому важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товарозаменители, производимые конкурентами. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса вычисляется по формуле
,
где Е – эластичность спроса,
Р1 – прежняя цена,
Р2 – новая цена,
Q1 – величина спроса при прежней цене,
Q2 – величина спроса при новой цене.
Если эластичность спроса больше 1, т.е. величина спроса меняется быстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен. Если же показатель эластичности меньше 1, т.е. величина спроса меняется медленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар неэластичен.
Примером товара с эластичным спросом могут быть яблоки, при росте цен на них покупательский спрос может переключиться на другие виды фруктов. В то же время спрос на такие товары и услуги, как обувь, электроэнергия, горячая вода, телефон - сравнительно неэластичен. К товарам с эластичным спросом обычно относятся:
1) предметы роскоши, деликатесы, драгоценности;
2) товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника;
3) легкозаменяемые товары: легко заменимые виды мяса, фруктов.
Товары с неэластичным спросом:
1) предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электроэнергия;
2) товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: ручки, карандаши, бытовая химия и т.д.;
3) труднозаменяемые товары: лампочки, бензин, билет на концерт.
Аналогично определению показателя эластичности спроса по цене можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине, а также эластичность предложения по цене.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое рынок? Каковы условия его возникновения? Назовите функции рынка.
2 Дайте определение спроса. Что показывает закон спроса? Какие факторы влияют на изменение спроса?
3 Что такое предложение? В чем заключается закон предложения? Какие факторы влияют на изменение предложения?
4 Как устанавливается рыночное равновесие? Назовите условия возникновения дефицита и избытка.
5 Что такое эластичность? Какие виды эластичности существуют? Какие факторы влияют на эластичность спроса?
Литература, рекомендуемая для изучения темы:
1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – тема 2.
2. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 3,4.
3. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 6, 7.
4. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 5.
5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 3.
6. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю – М.: ИНФРА – М, 2002. – Гл. 3.
7. Гальперин, В.М. Микроэкономика: в 3-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. – Т. 1, Гл. 2.
Лекция № 7
Тема: Основы теории потребительского поведения
1. Поведение потребителя в рыночной экономике. Рациональное поведение потребителя.
2. Основные постулаты теории поведения потребителя.
3. Кардиналистская и ординалистская теории полезности.
4. Особенности потребительского спроса.
Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. Каждый потребитель принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Без преувеличения потребителя можно назвать “королем рынка”, наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, “голосуя” своим рублем за или против произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя. Свое суверенное права потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Никто не должен решать за самого потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие – нет. Главным ограничением для любого потребителя является размер его доходов. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход, т.е. располагаемая потребителем сумма денег, ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров предлагаемых ему на рынке.
В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. Рациональным поведением потребителя на рынке называется такое поведение, при котором потребитель стремится достичь максимального результата, при ограниченных возможностях. Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор товаров со своей индивидуальной (субъективной) точки зрения, это, значит, имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтения и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. Если заменить термин удовлетворение термином полезность, то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1. Где купить? (чтобы на него ответить, надо выяснить полезность вещи для потребителя)
2. Сколько стоит? (чтобы решить этот вопрос, необходимо исследовать цену)
3. Хватит ли денег? (для ответа на этот вопрос нужно определить доход потребителя)
Эти три проблемы: полезность, цена, доход – и составляют содержание теории поведения потребителя.
В современной теории потребительского поведения предполагается, что:
1) денежный доход покупателя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основана на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления: Каждый потребитель желает потребить множество разнообразных индивидуальных благ;
2. Ненасыщенность: потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг. Он ненасыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна;
3. Транзитивность: теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Например, если А, В, С являются комбинациями каких-либо благ, и потребитель безразличен в выборе между товарами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция: потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута;
5. Убывающая предельная полезность: предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
Однако в теории потребительского поведения существуют различные взгляды на проблему измерения полезности потребляемых благ.
Кардиналистская (количественная) теория полезности основана на законе убывающей предельной полезности. Она предполагает теоретическую возможность измерения полезности подобно измеримость массы, расстояния и т.д. в гипотетических единицах – ютилях. Основным правилом поведения потребителя является правило максимизации полезности: доход должен быть распределен так, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую добавочную (предельную) полезность.
На смену кардиналистсой теории приходит ординалистская теория измерения полезности. Она утверждает, что связь между многими товарами (заменителями и дополняющими товарами) свидетельствует о необходимости рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Центральная идея ординалистского подхода может быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Предпочтительность определяется субъективным решением потребителя.
Порядковая теория полезности предполагает, что максимизация полезности сводится к выбору наиболее предпочтительного варианта товарных наборов из всех доступных для потребителя. Данная теория рассматривает товарный набор, состоящий из двух товаров, при порядковом анализе используются кривые безразличия, карта кривых безразличия и бюджетные линии.
Смысл бюджетной линии можно понять из следующего условного примера.
Путь потребитель мистер Х выбирает только между двумя товарами – одеждой и продуктами питания. Будем считать, что цены на одежду и продукты, а так же доход мистера Х не меняются, при этом условная единица одежды стоит 60 руб., у. е. продуктов питания - 10 руб., а доход мистера Х - 600 руб. Очевидно, что наш мистер Х может в месяц купить либо 10 единиц одежды и ни одной единицы питания, либо 60 единиц питания и ни одной единицы одежды. Наконец, он может приобрести продукты питания и предметы одежды в разных сочетаниях, например 9 ед. одежды и 6 ед. питания или 2 ед. одежды и 48 ед. питания. Перенесем полученные точки на график:
|
|
Рисунок 16 – График бюджетной линии
Соединив заданные точки, получим прямую аb, которая и будет называться бюджетной линией потребителя Х. Каждая точка на этой прямой показывает, какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести Х одновременно при доходе в 600 руб., тратя его полностью, при условии, что цены на одежду и питание не меняются. Если доход потребителя Х снизится, то бюджетная линия сместится параллельно вниз. При увеличении дохода потребителя - сместится параллельно вверх. Так же изменение уровня цен может по-разному повлиять на положение бюджетной линии: если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то она сместится параллельно вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя.
Желание потребителя приобрести товары, входящие в набор, отражает предпочтение потребителя. Их можно исследовать с помощью кривых безразличия. Построить такую кривую можно путем опроса нашего потребителя Х, предлагая ему оценить различные сочетания одежды и продуктов питания. При этом нас будут интересовать только такие сочетания, которые приносят потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение его потребностей в одежде и продуктах питания. Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из наборов приобретать, поэтому, кривая, построена по этим точкам, носит название кривой безразличия. Предположим, что в результате опроса потребителя были выявлены следующие равноценные для него сочетания одежды и продуктов питания:
Таблица 7 – Варианты наборов товаров, приобретаемых потребителем
комбинация товаров | единицы одежды | единицы питания |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д |
Перенесем данные на график. Соединив точки на графике, получим кривую безразличия В (рисунок 17). Каждая точка этой кривой показывает все возможные комбинации единиц одежды и питания, дающие мистеру Х одинаковое удовлетворение.
Наложим на график бюджетной линии кривую безразличия нашего потребителя (рисунок 17). Положение бюджетной линии на графике показывает, что мистер Х может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия. Этот график называется картой кривых безразличия. Такая карта обязательно есть, т. к. через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии в точке E. Она называется точкой равновесия потребителя.
Карта кривых безразличия отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, т. к. приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода.
питание
Рисунок 17 – Равновесие потребителя в теории ординалистов
Точки на кривых безразличия, лежащих выше кривой B для мистера Х, недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью. Точки, лежащие ниже B, потребитель отвергает, т. к. при объеме его дохода он может претендовать на более высокую полезность, которую обеспечивает точка E на кривой B. Положение точки E зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя, и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания.
Все исследования предпочтений потребителя и его бюджетных ограничений имеют своей целью оценить его индивидуальный спрос на товар, предлагаемый на рынке. А индивидуальный спрос потребителя является составной частью рыночного спроса, который необходимо определить производителю при решении трех вопросов: что? как? для кого производить?
Американский экономист Лейбенстайн делит потребительский спрос на 2 группы:
1) функциональный;
2) нефункциональный.
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
Отсюда Лейбенстайн выделяет 3 типичных случая взаимных влияний:
1) Эффект присоединения к большинству (или эффект повального увлечения/моды). Потребитель повышает спрос на товар, несмотря на то, что цена на него растет;
2) Эффект сноба: потребитель хочет выделиться из толпы, цена на товар повышается, но это не останавливает его от принятия решения в приобретении этого товара;
3) Эффект Веблена (1857-1929) – основоположник институциализма. Его труд - “Теория праздного класса”, где он описывает демонстративное поведение олигархов, которые сокращали свой спрос на товары, становившиеся доступными большинству. При этом товары сохраняли качество и не утрачивали потребительских свойств.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза. Спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность рационального поведения потребителя?
2. Какие существуют подходы к определению полезности?
3. Сформулируйте правило максимизации полезности с позиций кардиналистского подхода.
4. Что показывает бюджетная линия? Какие факторы изменяют траекторию бюджетной линии?
5. Что общего между точками на кривой безразличия? Как строится карта безразличия?
6. Как графически определяется равновесие потребителя?
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 5, п. 9.
2. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой