Краткая характеристика объекта и его составляющих
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ОБЩИЕ РАЗДЕЛЫ……………………………………………………………………………...3
1.1 Перечень нормативных документов, требования который учтены при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. 3
1.2 Аннотация. 3
1.3 Сведения об объекте. 3
1.3.1 Краткая характеристика объекта и его составляющих. 3
1.3.2 Возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, а также источники (места) возникновения аварий. 3
1.3.3 Решения по предупреждению возникновения аварийных ситуаций на составляющих объекта 3
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ………………………………………………………………….3
2.1 Определение вероятности реализации аварийный ситуаций. 3
2.2 Основные результаты расчета зон действия поражающих факторов возможных аварийных ситуаций 3
2.3 Силы и средства объекта для локализации и ликвидации последствий аварий. 3
2.4 Состав и дислокация привлекаемых профессиональных аварийно-спасательных формирований. Достаточность сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте. 3
2.5 Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте. 3
2.6 Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте. 3
2.7 Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций. 3
2.7.1 Действия персонала объекта при локализации и ликвидации аварии. 3
2.7.2 Действия сотрудников газовой аварийно-спасательной службы по локализации и ликвидации последствий аварий. 3
2.7.3 Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий и их последствий. 3
2.8 Организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте. 3
2.8.1 Система связи и оповещения и порядок её функционирования. 3
2.8.2 Организация управления. 3
2.9 Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте. 3
2.10 Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения и персонала. 3
Приложение 1…………………………………………………………………………………….3
Приложение 2…………………………………………………………………………………….3
Приложение 3…………………………………………………………………………………….3
Приложение 4…………………………………………………………………………………….3
Приложение 5…………………………………………………………………………………….3
Приложение 6…………………………………………………………………………………….3
ОБЩИЕ РАЗДЕЛЫ
1.1 Перечень нормативных документов, требования который учтены при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
1. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116-ФЗ.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-ФЗ.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
4. «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.
5. «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» ПБ 03-517-02, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А, зарегистрированным в Минюсте РФ 28 ноября 2002 г., регистрационный № 3968.
6. «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ 09-540-03, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 05 мая 2003 г. № 29, зарегистрированным в Минюсте РФ 15 мая 2003 г., регистрационный № 4537.
7. Постановление Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2003 г. №36 «Об утверждении «Инструкции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах».
8. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. РД 08-624-03, Утверждены постановлением Госгортехнадзора №56 от 5.06.2003г.
9. Правила эксплуатации и безопасного обслуживания средств автоматизации, телемеханизации в газовой промышленности. М., Недра, 1987г.
10. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. ПБ 03-585-03, Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 г. №80, зарегистрированным в Минюсте России 19.06.03, рег. № 4738.
11. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. ПБ 03-585-03, Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 г. №80, зарегистрированным в Минюсте России 19.06.03, рег. № 4738.
12. Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности. ВПБ 01-04-98. М., 1998г.
13. Типовая инструкция по организации безопасного ведения газоопасных работ. Госгортехнадзор, 1985г.
14. Правила безопасности при эксплуатации электроустановок.
15. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390.
16. ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
17. ГОСТ 12.1.007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
18. ГОСТ Р 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов.
Аннотация
Настоящий План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее План мероприятий) на сеть газопотребления муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Большое Попово (далее Куликовский филиал МБОУ СОШ c. Большое Попово) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов. МБОУ СОШ c. Большое Попово зарегистрировано в государственном реестре Верхне - Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, свидетельство о регистрации № А13-03319 от 25.07.2013 г. (приложение 1 настоящего Плана).
Срок действия настоящего Плана мероприятий составляет 5 лет (п. 5д «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»).
План мероприятий пересматривается:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 1 месяца после:
- реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
- внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
- внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
План мероприятий утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации, эксплуатирующей объект, либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
План мероприятий согласовывается руководителем ООО «ПНП «Ветлуга», с которым заключен договор № 16/09/14 от 16.09.2014 г. на техническое обслуживание.
Сведения об объекте
Сеть газопотребления.
Сеть газопотребления находится на территории школы с. Куликовка Вторая и предназначена для выработки и подачи тепловой энергии на отопление здания школы в отапливаемый период года. Топливом для котельных является природный газ – 0,001 т.
Котельная представляет собой совокупность оборудования, предназначенного для нагрева теплоносителя в системе отопления, поддержание технологических параметров в зависимости от изменения нагрузок, а также защиту оборудования в аварийных ситуациях.
Газовое хозяйство объекта представлено:
1. Газовые котлы модели ИШМА-80 – 3 шт., давление 300 мм.вод.ст., теплопроизводительность 80 кВт (зав.№ 1824 – 29.11.07, зав № 3432 – 26.07.07, зав № 8315 – 29.08.12).
2. Внутренний газопровод котельной низкого давления.
Для помещения котельной предусмотрена вентиляция – окна, двери. Отвод дымовых газов от котлов осуществляется через трубу.
В штабе объекта имеется 3 оператора, которые осуществляют контроль за работой газового оборудования 24 часа в сутки в отапливаемый период года.
Для аварийного отключения газа ввод газа в автоматизированную котельную оборудован быстродействующим отсечным клапаном, прекращающим подачу газа к горелкам котла при:
- отключении электроэнергии;
- срабатывании сигнализации загазованности СО2;
- содержание метана в воздухе котельной выше 0,2 %.
- повышении и понижении давления газа перед горелками;
- уменьшении разрежения за котлом;
- погасании факела горелки;
- повышении температуры воды на выходе из котла;
- повышении/понижении давления воды на выходе из котла;
- неисправности цепей защиты. включая исчезновение напряжения;
- несанкционированном проникновении в котельную;
- пожаре.
Постоянный технический контроль за котельной, проведение планово-предупредительных ревизий и ремонта оборудования, готовность в любое время принять меры по предотвращению или ликвидации аварий, связанных с эксплуатацией котельной осуществляет специально обученный персонал.
При эксплуатации котельной проводится:
- ежедневное ТО;
- периодическое ТО;
- сезонное обслуживание;
- текущий и капитальный ремонт.
План-схема котельной представлена на рисунке 2.
Газопроводы, входящие в газовое хозяйство котельной представлены на рисунке 3.
Схема приборов контроля загазованности котельной – рисунок 4.
Рисунок 2 – План-схема котельной.
Рисунок 3 – Газопроводы, входящие в газовое хозяйство котельной.
Рисунок 4 - Схема приборов контроля загазованности котельной.
Теплоснабжения объекта
Возможными причинами возникновения аварийных ситуаций являются:
- Гипотетическая авария с разгерметизацией технологических систем газорегуляторного устройства. Возможны аварии, связанные с отказом оборудования систем газорегуляторного устройства и повышением давления газа в сети низкого давления. Их причины - повышенная влажность транспортируемого газа, некачественное техническое обслуживание и несоответствие пропускной способности оборудования фактическим режимам;
- Усталость материала труб, коррозия; брак сварных швов, деформация, механическое повреждение в результате нарушения регламента работ и т.д. В большинстве случаев такие повреждения указывают на отсутствие контроля за техническим состоянием газопроводов со стороны эксплуатирующих организаций и низкий уровень технадзора в процессе строительства;
- нарушения технологии ремонта;
- нарушения режимов или параметров подачи газа, в т.ч. недопустимое повышение или понижение давления газа, недопустимые колебания давления газа в т.ч. по внешней сети (на магистральном или подающем газопроводе);
- нарушения регламента пусков - остановок, в т.ч. аварийных, котельного оборудования.
- Появление энергетического (теплового) источника зажигания с параметрами, достаточными для воспламенения паровоздушной или газовоздушной смеси, что предопределяет возникновение пожара (взрыва), в результате чего наступает разрушение (повреждение) оборудования и зданий.
Наиболее вероятными энергетическими источниками являются:
- электрическая искра (дуга) при коротком замыкании;
- искрение электрооборудования, несоответствующего по исполнению категории и группе горючей среды;
- открытое пламя (зажженная спичка, лампа) и искры при газосварочных и других огневых работах;
-несоблюдение режима курения;
-нагрев отдельных узлов и поверхностей технологического оборудования выше допустимой температуры при перегрузке электросети и оборудования;
-разряды атмосферного электричества при неисправности, неправильном конструктивном исполнении или отказе защищающего молниеотвода;
-несоблюдение правил пожарной безопасности по совместному хранению веществ, материалов и отходов.
В зависимости от характера разгерметизации и других условий аварии с участием природного газа на объекте могут проявляться в виде факельного горения и взрыва газа.
При разгерметизации газопровода чаще всего происходит истечение природного газа в атмосферу с последующим рассеянием, так же возможно факельное горение (образование горящей струи в условиях мгновенного воспламенения утечки газа).
Возможные аварийные ситуации в газовом хозяйстве объекта представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Возможные аварийные ситуации в газовом хозяйстве Куликовского филиала МБОУ СОШ c. Большое Попово.
№ п/п | Характер аварийной ситуации | Признаки аварийной ситуации |
Нарушение целостности, либо разрыв газопровода до газорегуляторного устройства | - характерный шум вырывающейся из места повреждения (разрыва) струи газа; - появление запаха газа | |
Разрыв газопровода или появление неплотности во фланцах (сальниках) арматуры после газорегуляторного устройства на открытой территории. | - характерный шум истечения газа; - появление запаха газа на территории и в помещениях газорегуляторного устройства. | |
Разрыв газопровода, поломка нажимной буксы сальника или появление неплотности (негерметичности) в сальниках и во фланцевых соединениях газового оборудования (арматуры) в помещении газорегуляторного устройства. | - появление запаха газа в помещении газорегуляторного устройства; - срабатывание сигнализации о повышенной концентрации газа в помещении газорегуляторного устройства. | |
Разрыв газопровода, поломка нажимной буксы сальника или появление неплотности (негерметичности) в сальниках и во фланцевых соединениях газового оборудования (арматуры) в помещении. | - появление запаха газа в помещении; - шум при истечении газа из поврежденного узла газопровода (арматуры). | |
Утечка газа из-за разрыва сварных соединений газопровода котла, поломки нажимной буксы сальника, а так же нарушения герметичности во фланцевых соединениях газового оборудования, арматуры в пределах котла (после вводной газовой задвижки котла). | - появление запаха газа в помещении котельной; - шум истечения газа через неплотность наружу. | |
Взрыв газа в помещении. | - характерный «хлопок» взорвавшегося газа сопровождаемый взвихрением пыли в воздухе помещения; - в зависимости от силы ударной волны возможно выбивание оконных переплетов здания. | |
Взрыв газа в топке котла. | - характерный «хлопок» взорвавшегося газа; - зашкаливают стрелки приборов прямого действия по разрежению в топке и по давлению воздуха. | |
Пожар в помещении котельной. | - появление запаха дыма, гари, копоти в случае возгорания кабельных трасс, либо другого электрооборудования; - наличие специфического запаха. |
Возможными сценариями развития аварий с природным газом могут быть:
· сценарий С1: разгерметизация или разрушение газопровода ® выброс газа в атмосферу или в помещение без мгновенного воспламенения, образование облака газовоздушной смеси (ГВС) ® рассеяние облака ГВС в атмосфере (удаление из помещения с помощью вытяжной вентиляции);
· сценарий С2: разгерметизация или разрушение газопровода ® выброс газа в атмосферу или в помещение без мгновенного воспламенения, образование облака газовоздушной смеси (ГВС) ® взрыв облака ГВС при появлении источника зажигания ® разрушение соседнего оборудования, строительных конструкций, поражение персонала предприятия ударной волной, возникновение очагов пожара;
· сценарий С3: разгерметизация или разрушение газопровода ® выброс газа в атмосферу или в помещение с мгновенным воспламенением (образование факельного горения на газопроводе высокого давления) ® поражение персонала предприятия тепловым излучением, возникновение очагов пожара.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ
I. Общие положения
1.1. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварий на оборудовании системы теплоснабжения объекта на уровне «А» является ответственный за газовое хозяйство (специалист, прошедший обучение и аттестацию в органах Ростехнадзора, в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции), на уровне «Б» - руководитель (директор) объекта.
Не допускается вмешательство в действия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
1.2. При неправильных действиях ответственного руководителя вышестоящий непосредственный начальник имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое лицо.
1.3. До прибытия ответственного руководителя спасением людей и ликвидацией аварии руководит соответственно дежурный персонал объекта организации или оператор котельной.
1.4. Непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляет лицо, назначенное руководителем организации или лицо из числа специалистов, на которое возложены эти обязанности.
1.5. До прибытия на место пожарных подразделений работы по тушению пожара выполняет персонал объекта под руководством ответственного.
1.6. Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.
1.7. При направлении рабочих на выполнение аварийных работ в газоопасных местах каждую бригаду должны возглавлять специалист или работник газоспасательной службы.
Организация и ведение газоопасных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями промышленной безопасности в газовом хозяйстве.
Порядок их действий.
2.1. Обязанности ответственного руководителя работ по ликвидации аварии:
2.1.1. Прибыв на место аварии и ознакомившись с обстановкой, немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий, и руководить работами по спасению людей и ликвидации аварии.
2.1.2. Организовать командный пункт, сообщить о месте его расположения дежурному персоналу организации всем исполнителям и постоянно находиться на нем.
В период ликвидации аварии на командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в ликвидации аварии.
2.1.3. Проверить, вызваны ли газоспасательная служба, другие службы, участвующие в ликвидации аварии, должностные лица и службы согласно списку оповещения должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии.
2.1.4. Выявить число людей, застигнутых аварией, и их местонахождение.
2.1.5. Контролировать выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана мероприятий, и своих распоряжений и заданий.
2.1.6. Дать соответствующие распоряжения руководителям взаимосвязанных по коммуникациям соседних производств, цехов и отделений.
2.1.7. При авариях, длительность ликвидации которых составляет более одного часа, совместно с руководителями цехов и газоспасательной службы разработать оперативный план по спасению людей. В соответствии с планом дать задание на выполнение предусмотренных мероприятий газоспасательной службе, другим службам и должностным лицам, участвующим в ликвидации аварии.
2.1.8. Дать указания об удалении или эвакуации людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении охранных постов на подступах к аварийной зоне.
2.1.9. При необходимости обратиться за помощью в территориальные органы РСЧС и другие службы.
2.1.10. Назначить ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии.
2.1.11. После ликвидации аварии дать разрешение на проведение восстановительных работ и подготовку производства к пуску.
2.2. Обязанности дежурного персонала объекта:
2.2.1. Получив сообщение об аварии, лично известить лиц и службы по утвержденному списку.
2.2.2. При аварии в масштабе организации до прибытия руководителя организации или его заместителя выполнять обязанности ответственного руководителя, организовать работы по спасению людей и ликвидации аварии в соответствии с планом ликвидации аварий.
Командным пунктом по ликвидации аварии в данном случае является рабочее место дежурного.
2.2.3. При необходимости принять дополнительные меры для спасения людей и ликвидации аварии в начальный период, а также и для прекращения распространения аварии и организации нового командного пункта.
2.2.4. По прибытии руководителя организации проинформировать его о состоянии работ по спасению людей и ликвидации аварии, о месте нахождения нового командного пункта и поступить в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
2.3. Обязанности заместителя руководителя организации:
2.3.1. Получив сообщение об аварии, немедленно прибыть в организацию и сообщить об этом ответственному руководителю работ.
2.3.2. Организовать оказание своевременной помощи пострадавшим.
2.3.3. В соответствии с запросом ответственного руководителя принять необходимые меры по привлечению специалистов и опытных рабочих в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с ликвидацией (локализацией) аварии, а также по своевременной доставке технических и материальных средств.
2.3.4. Обеспечить доставку необходимых средств спасения людей, технических и материальных средств к месту аварии.
2.3.5. Руководить работой транспорта, привлеченного для ликвидации аварии.
2.3.6. При аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовать питание и отдых газоспасателей.
2.3.7. Информировать соответствующие службы и органы надзора о характере аварии и ходе спасательных и восстановительных работ.
2.4. Обязанности ответственного за газовое хозяйство:
2.4.1. Руководить спасательными работами в соответствии с заданиями ответственного руководителя и оперативным планом.
2.4.2. Организовать при необходимости доставку к месту аварии дополнительных газоспасателей, свободных от работы, и создать временный газоспасательный пост.
2.4.3. Обеспечить всех лиц, выделенных ответственным руководителем в помощь, газозащитной аппаратурой, инструментом и материалами (из аварийного запаса), необходимыми для выполнения спасательных и газоопасных работ.
2.4.4. Поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить дежурные посты из персонала газоспасательной службы и рабочих организации.
Вход в загазованный участок разрешает только руководитель газоспасательных работ.
2.4.5. Систематически информировать ответственного руководителя о ходе спасательных работ.
2.4.6. До прибытия на место аварии ответственного руководителя самостоятельно проводить работы в соответствии с Планом мероприятий.
2.5. Обязанности оператора котельной.
2.5.1. Выполнять обязанности ответственного руководителя, руководствуясь Планом мероприятий.
2.5.2. В других случаях выполнять распоряжения ответственного за газовое хозяйство и ответственного руководителя работ по ликвидации и локализации аварии.
Организация управления
Руководство работами по локализации и ликвидации аварий, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляется ответственным руководителем работ.
Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварии ответственным руководителем создается командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:
- сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;
- текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне действия поражающих факторов аварии и за ее пределами;
- координация действий персонала ОПО и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварии.
Вышестоящий руководитель может заменить ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварии.
На командном пункте рекомендуется находиться только лицам, непосредственно участвующим в локализации и ликвидации аварии.
На командном пункте ответственным руководителем организуется ведение журнала ликвидации аварии, где фиксируются выданные задания, и результаты их выполнения по времени.
Работы по локализации и ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации уровня «А» и «Б» производятся силами и средствами объекта, а также, при необходимости, силами и средствами подрядной специализированной организацией.
При выходе зоны ЧС за пределы предприятия, ответственность и полномочия КЧС передаются районной КЧС и ОПБ.
После передачи полномочий, персонал объекта участвующий в ликвидации ЧС и АСФ действует в соответствии с указаниями КЧС и ОПБ органа местного самоуправления.
Локализация и ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации осуществляется с привлечением сил и средств подрядной специализированной организации, и при необходимости, других организаций осуществляющих свою деятельность в зоне аварии, и органов исполнительной власти субъекта РФ.
Ответственным руководителем является:
- на уровне «А» развития аварии - ответственный за газовое хозяйство (прошедший обучение и аттестацию в органах Ростехнадзора, в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции);
- на уровне «Б» развития аварии – руководитель организации; до его прибытия на место аварии заместитель руководителя организации (в обязанности которого входит обеспечение выполнения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО),
Ответственным руководителем:
На уровне «А» развития аварии:
- оценивается обстановка, выявляется количество и местонахождение людей, застигнутых аварией, принимаются меры по оповещению работников ОПО и населения (при необходимости) об аварии;
- принимаются меры по оцеплению района аварии и зоны действия поражающих факторов;
- принимаются неотложные меры по организации спасения людей, локализации и ликвидации аварии;
- обеспечивается вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварии;
- ограничивается допуск людей и транспортных средств в зону действия поражающих факторов;
- привлекаются к аварийной остановке производств только те лица из числа работников ОПО, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем технического оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования и аттестованы в установленном порядке;
- контролируется правильность действий работников ОПО, а в случае необходимости - действия специализированных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварий на производстве и выполнение своих распоряжений;
- информируется об аварии руководство ОПО, территориальные органы Ростехнадзора России, Государственной инспекции труда, территориальные органы МЧС России, а при необходимости - органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ.
На уровне «Б» развития аварии, ответственным руководителем:
- в случае изменения места расположения командного пункта оповещаются все лица, привлекаемые к работам по локализации и ликвидации аварии;
- осуществляется руководство действиями работников ОПО, специализированных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварии на объекте и контролируется выполнение распоряжений.
Должностным лицом, в обязанности которого входит обеспечение выполнения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО:
- обеспечивается немедленное прибытие в организацию, сообщение об этом ответственному руководителю и организация оказания своевременной помощи пострадавшим, принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специалистов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также своевременной доставки необходимых материалов и оборудования, работа аварийных и материальных складов и доставка материалов, инструмента к месту аварии, руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварии, при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организация питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;
- обеспечивается введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты;
- обеспечивается информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке плана мероприятий анализа опасности организации (объекта), о возможности проявления действия опасных факторов аварии за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;
- обеспечивается взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и органами местного самоуправления.
Руководителем специализированной службы осуществляется:
- руководство работами по локализации и ликвидации аварии;
- поддержание постоянной связи с ответственным руководителем организации и, по согласованию с ним, определение газоопасной зоны, установка предупредительных знаков и дежурных постов на границе газоопасной зоны;
- до прибытия на место аварии ответственного руководителя работы в соответствии с мероприятиями плана проводятся самостоятельно.
- принимаются меры по выводу людей из опасной зоны и локализации и ликвидации аварии;
Работниками, занимающимися обслуживанием объекта на договорной основе(электрик, рабочий по комплексному обслуживанию объекта):
- обеспечивается выполнение работ по локализации и ликвидации аварии и восстановлению нормальной работы объекта;
- получив информацию об аварии, выполняют необходимые мероприятия в соответствии с планом мероприятий, и докладывают о своих действиях ответственному руководителю;
- по указанию ответственного руководителя работ обеспечивается включение или отключение электроэнергии, работа электрического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей;
- получившими информацию об аварии, выполняются необходимые мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии и докладывают о своих действиях ответственному руководителю.
Работниками медицинского пункта (санитарного поста) организации с учетом оперативной части плана мероприятий и действующими в здравпункте руководящими документами и инструкциями осуществляется немедленный выезд по вызову на место аварии и, при необходимости, оказание первой медицинской помощи пострадавшим..
Эвакуационные мероприятия
Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Для планирования, организации и проведения в установленные сроки вывоза и вывода рабочих, служащих и членов их семей в загородную зону в военное время и временное отселение людей из опасных зон при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время на объекте издан приказ. «О создании объектовой эвакуационной комиссии».
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.
Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям
Подготовка персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Подготовка персонала объекта в области защиты от ЧС проводится на плановых занятиях, тренировках и учениях.
Приложения
к плану
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Термические ожоги
Ожоги бывают трёх степеней, начиная с лёгкого покраснения до омертвления участков кожи, а иногда более глубоких тканей. При тяжёлых ожогах надо очень осторожно снимать одежду и обувь, лучше разрезать их. Необходимо помнить, что рана, будучи загрязнена, начинает гноиться и долго не заживает. Поэтому нельзя касаться руками обожжённых участков кожи и смазывать их какими-либо мазями, маслами, вазелином или растворами.
Обожженную поверхность надо перевязать, как свежую рану, покрыть стерильным материалом из пакета, наложить вату. Всё закрепить бинтом, после чего пострадавшего отправить в лечебное учреждение.
Если рана загрязнена – необходимо наложить антисептическую повязку следующим образом: на рану накладывается антисептическая сал