Система показателей, используемых для оценки платежеспособности и ликвидности
Показатель | Назначение | Расчетная формула и источник информации | Цифровой пример на конец года |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности) | Показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса и др. | Денежные средства +быстрореализуемые ценные бумаги Краткосрочные обязательства (2р. пассива баланса) | =0,29 |
2. Уточненный коэффициент ликвидности | Показывает, какая часть текущих обязательств может погаситься не только имеющимися денеж-ными средствами, но и ожидаемыми поступлениями | Денежные средства +быстрореализуемые ценные бумаги + дебиторская задолженность Краткосрочные обязательства | =0,68 |
3.Общий коэффициент ликвидности | Позволяет устано-вить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства | Текущие активы Краткосрочные обязательства | = 1,0 |
4.Оборотный капитал | Свидетельствует о превышении текущих активов над краткосрочными обязательствами (об общей ликвидности предприятия) | Текущие активы минус краткосроч-ные обязательства | 4922052- 4895778 = 26274 тыс. р. |
5. Коэффициент маневренности | Показывает, какая часть собственных источников средств вложена в наиболее мобильные активы | Оборотный капитал Источники собственных средств | 26274 =0,007 |
Срок хранения запасов определяется по формуле:
Срок хранения запасов =
Оборачиваемость запасов
Для сокращения сроков нахождения оборотных средств в сфере обращения, пополнения оборотных средств за счет прибыли целесообразно на предприятии организовать собственную торговлю, дополнительные торговые точки.
Кроме этих показателей целесообразно анализировать показатели рентабельности. Так, рентабельность активов определяется по формуле:
Прибыль в распоряжении предприятия
Рентабельность активов = * 100
(имущества) Средняя величина активов
(расчетно по данным баланса)
Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Например, по Останкинскому заводу бараночных изделий коэффициент рентабельности активов (по некоторым источникам он называется - Коэффициент рентабельности капитала, несмотря на то, что «капитал» - это пассивы предприятия, но их итоговое значение равно итоговому значению активов предприятия и результат получается одинаковый) равен за 2000 год 1,31, а за 2001 год 1,32, т.е. на каждый вложенный рубль предприятие получило прибыль порядка одной трети.
Показатель прибыли на вложенный капитал, называемый также рентабельностью собственного капитала, определяется по формуле:
Прибыль в распоряжении
предприятия
Рентабельность
собственного = * 100
капитала Источники собственных средств
По Останкинскому заводу бараночных изделий он составил в 2000 году 2.13, а в 2001 году – 1,95. Некоторое снижение этого коэффициента можно объяснить тем, что в 2001 году произошло значительное увеличение добавочного капитала и фондов накопления, а уровень производственной мощности несколько снизился, т. к предприятие еще не произвело переоборудование, которое планировалось на 1996 – 1997 годы.
Другой важный коэффициент – рентабельность реализованной продукции – (рентабельность продаж) рассчитывается по формуле:
Прибыль в распоряжении предприятия
Рентабельность реализован- = * 100
ной продукции Выручка от реализации
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия.
Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др. Но в нашем случае этот коэффициент за 2 года практически не изменился. Это говорит о том, что продукция завода пользуется постоянным спросом, что вполне понятно, так как продукция хлебопекарной промышленности является "товаром первоочередной необходимости".
План финансового оздоровления (бизнес-план) направляется для согласования соответствующему органу исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена координация и регулирование деятельности в данной отрасли, Государственному комитету РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерству финансов РФ.
Согласование, проводимое на данном этапе, должно включать удовлетворение требований, предъявленных каждой из выше перечисленных организаций соответственно и затрагивающих совместные интересы данных организаций и предприятия.
Согласование оформляется соответствующим грифом. Гриф согласования располагается на лицевой стороне документа и включает в себя слово "Согласовано", наименование должностного лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.
На следующем этапе бизнес-план финансового оздоровления направляется для согласования в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) – далее Федеральное Управление. Согласованный с Федеральным управлением бизнес-план направляется для согласования в Министерство экономики РФ. В случае, если в течение 20 календарных дней со дня получения Министерство экономики РФ не направит в Федеральное управление мотивированного заключения о нецелесообразности представления государственной финансовой поддержки, данный план признается согласованным.
На следующем этапе Федеральное Управление рассматривает и утверждает план финансового оздоровления.
Утверждение оформляется соответствующим грифом. Гриф располагается на лицевой стороне документа и включает в себя слово "Утверждаю", подпись, расшифровку подписи и дату утверждения.
Исходные данные для расчета финансового плана формируются на основе планов маркетинга производства. Прогнозируются такие финансовые результаты, как:
- выручка от реализации продукции;
-объем продаж;
- спрос на продукцию.
В качестве источников финансирования рассматриваются:
1) акционерный капитал;
2) привлеченный капитал, если предполагается использование долгосрочных кредитов и займов;
3) прочие источники финансирования, например, текущие пассивы, такие, как задолженность по оплате труда, по имущественному и личному страхованию, по расчетам с бюджетом и т.д.
На основе производственной программы формируется модель дисконтированных денежных потоков, при этом общий результат денежных потоков каждого года реализации данного и текущего (дисконтированной) стоимости определяется за пределами планируемого периода («n» лет).
При оценке эффективности вложения в функционирующее предприятие следует учитывать, что полученные 'денежные потоки являются результатом функционирования не только выделенных средств госфинподдержки, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
Сопоставление результата вложенных средств и прогнозируемых от данного вложения результатов осуществляется по следующим показателям:
- по чистой приведенной стоимости проекта;
- по норме прибыли;
- по дисконтному сроку окупаемости проекта.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определяется выручка от реализации продукции?
2. Как образуется прибыль предприятия? Виды прибыли?
3. Что является налогооблагаемой базой на прибыль предприятия?
4. Что представляет собой показатель рентабельности?
5. Какими показателями можно определить финансовое состояние предприятия?
6. Назовите систему показателей, используемых для оценки платежеспособности и ликвидности.
ТЕСТЫ
1. Какие из перечисленных показателей требуются для расчета рентабельности производства?
А. Численность всего персонала предприятия.
Б. Численность промышленно - производственного персонала.
В. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Г. Прибыль от реализации товарной продукции.
2. Какие из перечисленных показателей требуются для расчета рентабельности продукции?
А. Численность всего персонала предприятия.
Б. Численность промышленно - производственного персонала.
В. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Г. Прибыль от реализации товарной продукции.
3. Какие из ниже перечисленных показателей требуются для расчета рентабельности продукции?
А. Полная себестоимость товарной продукции.
Б. Товарная продукция в сопоставимых оптовых ценах предприятия.
В. Прибыль планируемого периода.
Г. Товарная продукция в действующих оптовых ценах предприятия.
4. Какие из ниже перечисленных показателей требуются для расчета рентабельности производства?
А. Полная себестоимость товарной продукции.
Б. Товарная продукция в сопоставимых оптовых ценах предприятия.
В. Прибыль планируемого периода.
Г. Товарная продукция в действующих оптовых ценах предприятия.
5. Какие из ниже перечисленных показателей требуются для расчета фондоотдачи?
А. Полная себестоимость товарной продукции.
Б. Товарная продукция в сопоставимых оптовых ценах предприятия.
В. Прибыль планируемого периода.
Г. Товарная продукция в действующих оптовых ценах предприятия.
ЗАДАЧИ
1. Рассчитать количество дней работы хлебозавода в году, если графиком ППР предусмотрены остановки на:
-текущий ремонт по 5 дней в квартал
-капитальный ремонт на 30 дней в 4-м квартале.
2. Определить интенсивный коэффициент использования мощности, если:
годовой выпуск продукции составил 21630 т.
хлебозавод работал 320 дней
годовая производственная мощность 32100 т.
номинальный фонд рабочего времени 326.
3. Техническая производительность печи 50 т/сутки.
интенсивный коэффициент использования мощности 0,8. Определить эксплуатационную производительность печи.
4. Эксплуатационная производительность печи 50т/сут., интенсивный коэффициент использования мощности 0,8. Определить техническую производительность печи.
5. Мощность завода 15 000 т. в год, количество дней работы в году 300, эксплуатационная производительность печи 43 т/сутки. Определить интенсивный коэффициент использования мощности.
6. При стандартной влажности муки 14.5% плановый выход хлеба - 128%, фактическая влажность муки - 12,4%. Определить выход хлеба в пересчете на фактическую влажность.
7. Фактический выход хлеба - 163,2%, производство хлеба Орловского в год - 22 тыс.т. Определить расход муки (в тыс.т.).
8. Стандартная влажность муки - 14,5%, фактическая влажность - 12,4%, затраты на муку - 7200 тыс.руб. Определить накидку к стоимости муки за пониженную влажность при оплате 1% за каждый процент понижения влажности (в тыс.руб.).
9. Годовой объем производства хлеба Орловского - 23 тыс.т., годовой расход муки - 14,4 тыс.т. Норма расхода патоки - 6%, масла растительного на смазку форм - 0,84 кг. Определить годовой расход патоки и масла растительного (в т.).
10. Годовой расход муки по хлебозаводу - 44 тыс.т., стоимость муки - 8300 тыс.руб. Тариф на перевозку - 2 руб./т. Зарплата весовщика склада бестарного хранения муки - 3,5 тыс.руб. Наценка - 0,07% от стоимости муки. Отчисления на социальные нужды – 35,6%. Определить транспортно - заготовительные расходы на муку (в тыс.руб.).
11. Годовой расход муки по хлебозаводу 44 тыс.т., в т.ч. по производству батонов - 4,6 тыс.т. Транспортно - заготовительные расходы на муку по хлебозаводу - 90,7 тыс.руб. Определить транспортно - заготовительные расходы на муку по батонам (в тыс.руб.).
12. Стоимость прочих основных материалов по хлебозаводу - 1800 тыс. руб, в т.ч. воды - 6 тыс.руб. То же по выпечке хлеба Орловского соответственно: 209 и 2 тыс.руб. Транспортно - заготовительные расходы на прочие основные материалы по хлебозаводу - 60 тыс.руб. Определить транспортно - заготовительные расходы по хлебу Орловскому (в тыс.руб.).
13. Расход условного топлива по хлебозаводу 5400 т., в т.ч. на отопление - 400 т., и душевые - 100 т. Производство хлеба Орловского - 22 тыс.т., норма расхода условного топлива - 82 кг./т. Определить расход условного топлива на технологические нужды по производству хлеба Орловского (в тоннах).
14. Потребность в условном топливе на годовой объем производства по хлебозаводу - 5400 т., кроме того на прочие производственные нужды - 350т. Стоимость 1т. мазута - 36 руб./т. Коэффициент перевода условного топлива в натуральное - 1,2. Определить среднюю цену 1 т. условного топлива (в руб./т.).
15. Производство батонов - 6 тыс.т в год, сдельная расценка - 3,5 руб./т. Планируемый процент выполнения норм выработки - 108%. Определить фонд зарплаты по тарифу (в тыс.руб.).
16. Фонд зарплаты по тарифу - 19,4 тыс.руб., по сдельным расценкам - 21 тыс.руб. Доплата за работу в ночное время составляет 100% часовой тарифной ставки. Определить доплаты за работу в ночное время, если хлебозавод работает в 3 смены (в тыс.руб.)..
17. Хлебозавод работает в 3 смены, причем вечерним считается время с 15 часов. Фонд зарплаты по тарифу - 19,4 тыс.руб., по сдельным расценкам - 24 тыс.руб. Доплата за работу в вечернее время составляет 50% часовой тарифной ставки. Определить доплаты за работу в вечернее время (в тыс.руб.).
18. Фонд зарплаты по сдельным расценкам - 24 тыс.руб., по тарифу - 19,4 тыс.руб. Определить доплату за работу в выходные дни (в тыс.руб.).
19. Основной фонд зарплаты - 186 тыс.руб., в т.ч. рабочих, производящих хлеб Рижский - 36 тыс.руб. Зарплата рабочих группы общего обслуживания - 86 тыс.руб. Определить долю зарплаты группы общего обслуживания относимую на хлеб Рижский (в тыс.руб.)..
20. Зарплата рабочих дежурно-ремонтной группы - 40 тыс.руб. Основная зарплата рабочих - 186 тыс.руб., в т.ч. по хлебу Рижскому - 36 тыс.руб. Производственная мощность хлебозавода - 190 т./сутки, в т.ч. по печи №2, на которой производится хлеб Рижский - 15 т./сутки. Определить долю зарплаты рабочих дежурно - ремонтной группы, относимой на хлеб Рижский (в тыс.руб.).
21. Стоимость основных производственных фондов хлебозавода на начало планируемого периода - 880 тыс.руб. С 01.07 выбывают основные фонды на сумму 130 тыс.руб. С 01.10 вводятся основные фонды на сумму 180 тыс.руб. Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов (в тыс.руб.).
22. Общепроизводственные расходы - 450 тыс.руб. Производство хлебобулочных изделий - 64 тыс.т., в .т.ч. хлеба Орловского - 22 тыс.т. Основная зарплата производственных рабочих - 350 тыс. руб., в т.ч. рабочих, производящих хлеб Орловский - 84 тыс.руб. Определить долю общепроизводственных расходов, относимых на производство хлеба Орловского (в тыс.руб.).
23. Общехозяйственные расходы - 520 тыс.руб. Общепроизводственные расходы - 450 тыс.руб., в т.ч. по производству хлебу Орловскому - 152,3 тыс.руб. Основная зарплата производственных рабочих - 350 тыс.руб., в т.ч. по хлебу Орловскому - 84 тыс.руб. Определить долю общехозяйственных расходов, относимых на хлеб Орловский (в тыс.руб.).
24. Производство хлебобулочных изделий - 64 тыс.т., в т.ч. хлеба Орловского - 22 тыс.т. Производственная себестоимость - 12000 тыс.руб., в т.ч. по хлебу Орловскому - 3000 тыс.руб. Коммерческие расходы - 360 тыс.руб. Определить долю коммерческих расходов, относимых на хлеб Орловский (в тыс.руб.).
25. Производство хлеба Рижского массой 0,5 кг., - 3500 т. в год. Количество изделий в лотке - 10 шт., количество оборотов одного лотка до полного износа - 800. Определить количество тары к списанию (в шт.).
26. Полная себестоимость производства хлеба Орловского по плану - 136,1 руб./т., предыдущего года - 138,3 руб./т. Годовой объем производства - 22 тыс.т. Определить снижение себестоимости в тыс.руб. и в процентах.
27. Товарная продукция - 13600 тыс.руб. Полная себестоимость - 12000 тыс.руб. Годовой объем производства - 64 тыс.т. Определить затраты на 1 руб. товарной продукции (в коп.).
28. Товарная продукция - 13600 тыс.руб. Полная себестоимость - 12000 тыс.руб. Годовой объем производства - 64 тыс.т. Определить рентабельность продукции.
29. Товарная продукция - 13600 тыс.руб. Полная себестоимость - 12000 тыс.руб. Годовой объем производства - 64 тыс.т. Доходы предприятия от внереализационных операций - 120 тыс.руб., от сдачи имущества в аренду - 125 тыс.руб. Прочие доходы - 15 тыс.руб. Определить прибыль планируемого периода (в тыс.руб.).
30. Основные производственные фонды - 2900 тыс.руб., нормируемые собственные оборотные средства - 400 тыс.руб. Прибыль планируемого периода - 1800 тыс.руб. Определить рентабельность производства.
Контрольные вопросы по дисциплине
1. Какова взаимосвязь видов планирования?
2. Каким образом формализуется стратегия развития предприятия?
3. Определите различия между долгосрочным и стратегическим планированием.
4. Назовите основные факторы воздействия на предприятие.
5. Чем стратегическое планирование отличается от планирования смет и прогнозов?
6. Каковы задачи бизнес–плана?
7. Что представляет собой анализ рынка сбыта?
8. По каким параметрам осуществляется оценка конкурентов?
9. Что представляет собой сертификация систем качества?
10. Разработку и внедрение каких мероприятий включает план технического развития?
11. Как рассчитывается окупаемость вложений?
12. Какие существуют источники инвестиций?
13. Что такое лизинг?
14. Какова методика расчета численности рабочих?
15. Какие существуют резервы роста производительности труда?
16. Как определяется размер оплаты труда при повременно-премиальной системе?
17. Что представляет собой бестарифная модель оплаты труда?
Ответы к тестам
Тема 1 ( 1-в; 2-в,д; 3-д; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а,б,г,д )
Тема 2 ( 1-а; 2-а; 3-а; 4-б; 5-г )
Тема 3 ( 1-в; 2-а,в; 3-г; 4-б,в,г )
Тема 4 ( 1-д; 2-а,б )
Тема 5 ( 1-г; 2-г; 3-б; 4-а )
Тема 6 ( 1-е; 2-б; 3-в,г; 4-б )
Тема 7 ( 1-а,б,в,г; 2-д,е,ж,з; 3-а,б,ж,з,и,к,л,м; 4-в,г,д,е,к; 5-г )
Тема 8 ( 1-в; 2-г; 3-а; 4-в; 5-б )
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1.Какие из нижеприведенных факторов внешней среды не относятся к технологическим?
А. Темпы технических изменений.
Б. Жизненный цикл продукта.
В. Технические идеи.
Г. Отношение к предпринимательству.
1. Какой из перечисленных факторов влияет на величину производственной мощности предприятия?
А. Качество перерабатываемого сырья.
Б. Время на планово-предупредительный ремонт оборудования.
В. Обеспеченность предприятия рабочей силой.
Г. Выпуск бракованной продукции.
2. При расчете каких показателей используется товарная продукция в действующих оптовых ценах ?
А. Динамика производства.
Б. Фондоотдача.
В. Производительность труда.
Г. Прибыль.
3. При расчете каких показателей используется товарная продукция в сопоставимых оптовых ценах?
А. Затраты на рубль товарной продукции.
Б. Прибыль.
В. Фондоотдача.
Г. Рентабельность продукции.
4. Какие выплаты не относятся к дополнительной заработной плате?
А. Очередные отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск.
Б. Доплаты за работу в праздничные дни.
В. Оплата рабочего времени, затраченного на выполнение государственных и общественных обязанностей.
Г. Льготные часы подростков.
5. На какую статью себестоимости относится зарплата дежурно - ремонтной группы ?
А. Основная зарплата производственных рабочих.
Б. Общепроизводственные расходы.
В. Общехозяйственные расходы.
Г. Коммерческие расходы.
Д. Транспортно-заготовительные расходы.
6. На какую статью себестоимости относится зарплата рабочих ремонтно-механического цеха ?
А. Основная зарплата производственных рабочих.
Б. Общепроизводственные расходы.
В. Общехозяйственные расходы.
Г. Коммерческие расходы.
Д. Транспортно-заготовительные расходы.
7. На какую статью себестоимости относится зарплата административно - управленческого персонала ?
А. Основная зарплата производственных рабочих.
Б. Общепроизводственные расходы.
В. Общехозяйственные расходы.
Г. Коммерческие расходы.
Д. Транспортно-заготовительные расходы.
8. Какие из перечисленных расходов являются элементами сметы затрат на производство ?
А. Топливо на технологические нужды.
Б. Основная зарплата производственных рабочих.
В. Общепроизводственные расходы.
Г. Общехозяйственные расходы.
Д. Прочие производственные расходы.
Е. Коммерческие расходы.
Ж. Электроэнергия на технологические нужды.
З. Топливо со стороны.
И. Электроэнергия со стороны.
К. Амортизация основных производственных фондов.
Л. Расходы на освоение и подготовку производства.
М. Дополнительная зарплата основных произв. рабочих.
Н. Прочие расходы.
О. Зарплата основная и дополнит. производственного персонала.
Словарь основных понятий
БИЗНЕС-ПЛАН (Б.п) – краткосрочная программа деятельности предприятия, включающая расчет ожидаемых доходов и расходов; разрабатывается на месяц, квартал, год.
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ –программы, проекты плановые, программные, проектные предначертания, документы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.
ДИСКОНТ –I) разность между форвардным курсом и курсом при немедленной поставке валюты: 2) скидка при учете векселей, соответствующая плата за банковский кредит; 3) разница между ценой ценных бумаг в настоящий момент и на момент погашения или ценой номинала; 4) разница между ценами на один и тот же товар с различными сроками поставки: 5) понижение цены на товар в результате несоответствия ее качеству, оговоренному в контракте; 6) отклонение в меньшую сторону от официального курса валют. На товарном рынке Дисконт обычно предоставляется покупателям крупных партии товаров, постоянным покупателям, а, оплачивающим приобретаемый товар единовременно и наличными деньгами или приобретающим его на основе предварительной оплаты, т.е. на условиях, выгодных продавцу.
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ– система централизованного контроля и управления производственными процессами, осуществляемая диспетчером из центрального пункта при помощи технических средств связи, сигнализации, телемеханики и автоматики.
ИНФЛЯЦИЯ— процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного выпуска их. Инфляция может быть и результатом сокращения производства товаров при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Сопровождается ростом цен, понижением жизненного уровня населения.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений
КОНКУРЕНЦИЯ(от лат. concurrentia -сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
ЛИЗИНГ(от англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем),приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем),которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международный лизинг — договор между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах
ЛИЦЕНЗИАТ— лицо, приобретающее у собственника патентов, технических или технологических новшеств, изобретений за соответствующую плату право пользования этими нововведениями в пределах, зафиксированных в лицензионном договоре.
ЛИЦЕНЗИАР — собственник, владелец изобретения, патента, технического или технологического новшества, выдающий, продающий другому лицу (лицензиату)даются в ограничении
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ —выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций; передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
ЛИЦЕНЗИЯ(от лат. litentia — право, разрешение) — 1) разрешение на осуществление экспортно-импортных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных пределах, выдаваемое государственными органами в целях контроля экспорта, импорта, движения валюты; 2) предоставление организациям и лицам права использования защищенных патентами изобретений, технологии, технической и коммерческой информации; 3) разрешение на осуществление разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выдаваемое государственными органами применительно к тем видам, которые нуждаются в ограничении или в целях взимания платежей за выдаваемое разрешение, например, лицензия на отстрел редких животных
МАРКЕТИНГ(от англ, market — рынок, сбыт) — обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка Маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка(разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментации позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику.Составной частью маркетинга является реклама. Различают следующие виды маркетинга: дифференцированный,рассчитанный на использовав нескольких сегментов рынка; "концерн", создающий условия для преодоления отрицательного спроса; концентрированный,сосредоточивающий усилия отдельных рынков; массовый,применимый к товарам массового потребления; противодействующий,направленный на ограничение иррационального спроса; развивающий,ориентированный на врощение потенциального спроса в рекламный; стратегический,основанный на изучении внутренних и внешних возможностей фирмы; целевой,предусматривающий ориентацию на определенный ceгмент рынка; ценовой,основанный на установлении цены товара.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -экономические ресурсы в материально-вещественной форме.
СЕБЕСТОИМОСТЬпродукции — текущие издержки производства и обращения, реализации продукции, исчисленные в денежном выражении. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ -документ, удостоверяющий соответствие изделий требованиям стандартов, подтверждающий то, что изготовитель в состоянии обеспечить заявленное им качество в реальных условиях своего производства и что свойства выпускаемого товара не ухудшатся в течение срока действия сертификата.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО)— анализы, расчеты, оценки экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. Основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.
КОНКУРЕНЦИЯ(от лат. concurrentia -сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ— результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М: «Финансы и статистика»; 2003.
2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: «Инфра – М», 1999.
3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: «Филинъ», 2003.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Минск: «Мисанта», 2003.
5. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: «Проспект», 2003.
6. Лопушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка. – М.: 2003.
7. Филатов О.К., Козловских Л.А. Планирование на предприятии. – М.: МГТА, 2003.
Л.А. Козловских, А.И. Якушева
Планирование на предприятии
Учебно-практическое пособие
Подписано к печати:
Тираж:
Заказ №