Межотраслевой машиностроительный комплекс Урала. Крупнейшие центры машиностроения, особенности их специализации.
Машиностроительный комплекс — один из ведущих в отраслевой структуре промышленности района — специализирован на производстве горного, металлургического, химического и энергетического оборудования, сельскохозяйственных и транспортных машин. Межрайонное значение имеют станкостроение, инструментальное производство, приборостроение, электротехника и электроника. Уральское машиностроение тесно взаимодействует с металлургическим комплексом, так как в большинстве своем оно металлоемкое. Поэтому в одних и тех же или в соседних промышленных узлах, рамещены, например, предприятия и черной металлургии, и тяжелого машиностроения. Высок уровень концентрации производства. В разных отраслях машиностроения имеются предприятия-гиганты, такие как «Уралмаш», Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», Уральский турбомоторный завод (Екатеринбург), тракторный завод (Челябинск), моторостроительный завод (Пермь), «Южуралмаш» (Орск), вагоностроительный завод (Нижний Тагил). К транспортной ветви отрасли относится производство трамвайных вагонов (Усть-Катав). Значительно развито и автомобилестроение, выпускающее грузовые (Миасс, Курган) и легковые (Ижевск) машины, автобусы (Курган) и мотоциклы (Ирбит).
Для Урала характерны чрезмерная концентрация машиностроения в крупных городах, универсализм отдельных предприятий, распыленность вспомогательных, заготовительных и ремонтных производств и др. Эти недостатки постепенно устраняют путем создания филиалов предприятий, сужения их специализации, развития специализированных вспомогательных предприятий в малых городах.
Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка;(после металлургич. комплекса)производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промышленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по масштабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает только Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощнейшие экскаваторы и другое сложное оборудование. Пермский завод — нефтебуры, Орский Южуралмаш — проходческие комбайны для горнорудной промышленности.
Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод выпускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны — Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые автомобили, в Ижевске — автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.
Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетической, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми — дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.
На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель. В Екатеринбурге, Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе — моторостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности. Развитие машиностроительного производства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, реконструкцией и технологическим обновлением действующих предприятий на основе новейших достижений научно-технического прогресса, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение конверсии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий этого комплекса на выпуск гражданской продукции.
Вопрос 24