Межотраслевой машиностроительный комплекс Урала. Крупнейшие центры машиностроения, особенности их специализации.

Машиностроительный комплекс — один из ведущих в отраслевой структуре промышленности района — специализирован на производстве горного, металлургического, химического и энергетического оборудования, сельскохозяйственных и транспортных машин. Межрайонное значение имеют станкостроение, инструментальное производство, приборостроение, электротехника и электроника. Уральское машиностроение тесно взаимодействует с металлургическим комплексом, так как в большинстве своем оно металлоемкое. Поэтому в одних и тех же или в соседних промышленных узлах, рамещены, например, предприятия и черной металлургии, и тяжелого машиностроения. Высок уровень концентрации производства. В разных отраслях машиностроения имеются предприятия-гиганты, такие как «Уралмаш», Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», Уральский турбомоторный завод (Екатеринбург), тракторный завод (Челябинск), моторостроительный завод (Пермь), «Южуралмаш» (Орск), вагоностроительный завод (Нижний Тагил). К транспортной ветви отрасли относится производство трамвайных вагонов (Усть-Катав). Значительно развито и автомобилестроение, выпускающее грузовые (Миасс, Курган) и легковые (Ижевск) машины, автобусы (Курган) и мотоциклы (Ирбит).

Для Урала характерны чрезмерная концентрация машиностроения в крупных городах, универсализм отдельных предприятий, распыленность вспомогательных, заготовительных и ремонтных производств и др. Эти недостатки постепенно устраняют путем создания филиалов предприятий, сужения их специализации, развития специализированных вспомогательных предприятий в малых городах.

Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и метал­лообработка;(после металлургич. комплекса)производство продукции этих отраслей по стоимости пре­восходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промы­шленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сель­скохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по мас­штабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает толь­ко Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяже­лое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлурги­ческого, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудо­вания. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощней­шие экскаваторы и другое сложное оборудование. Пермский завод — нефтебуры, Орский Южуралмаш — проходческие комбайны для гор­норудной промышленности.

Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод вы­пускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны — Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые авто­мобили, в Ижевске — автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.

Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетичес­кой, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых тур­бин и электродвигателей, в Перми — дизелестроение, производство ка­беля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель. В Екатеринбурге, Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе — моторостроение, производство оборудования для нефтехими­ческой промышленности. Развитие машиностроительного производ­ства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, ре­конструкцией и технологическим обновлением действующих предпри­ятий на основе новейших достижений научно-технического прогрес­са, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение кон­версии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий это­го комплекса на выпуск гражданской продукции.

Вопрос 24

Наши рекомендации